https://zen.yandex.ru/
28 апреля 1902 года в Псковском уезде, а именно в селе Касьево родился, не побоюсь этого слова — великий российский путешественник и авантюрист, Глеб Леонтьевич Травин.

В 30-х годах ХХ века Глеб Травин совершил путешествие на велосипеде вдоль всей границы СССР.

Путешествие длилось 3 года, из которых по земле было преодолено около 30 тысяч км. Остальной маршрут был проделан на кораблях, частично на лыжах, собачьих упряжках и пешком.


Маршрут Глеба Травина. Источник фото: nauka.boltai.com

Маршрут Глеба Травина. Источник фото: nauka.boltai.com
На основании данных регистрационных записей Травина, хранящихся в Псковском государственном музее-заповеднике, на кораблях им были пройдены следующие участки маршрута:

— Петропавловск-Камчатский – Владивосток, 10–23 октября 1928 года, 2 600 км.
— Красноводск – Баку, 26–28 июля 1929 года, 280 км.
— Ростов-на-Дону – Ялта, 22–26 августа 1929 года, 580 км.
— Остров Вайгач – остров Диксон, 20 августа — 11 сентября 1930 года, 850 км.
— Залив Лаврентия – Усть-Камчатск, 30 сентября — 17 октября 1931 года, 1 900 км.
Всего 6 210 км.

Давайте будем честны, даже в наше время такое путешествие выглядит, как реальная авантюра.

И кто готов (да и сможет) вот так сесть на велосипед и отправиться в путешествие длиною в 30 тыс. км?

Даже если есть желающие, у них должна быть хорошая физическая и моральная подготовка и 3 года свободного времени.

Да и в наше время такое путешествие осуществить всё же легче: есть связь, интернет для общения с родственниками, экстренными службами, есть супер удобные велосипеды, туристическое снаряжение, позволяющее чувствовать себя как дома и обеспечивающее комфортный быт даже в дороге.

Но речь идёт совершенно о другом времени, к тому же, большая часть маршрута Глеба Травина пролегала через Арктику. Потому что именно те края больше всего манили путешественника.

Он проехал на велосипеде вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнёва на Чукотке.

А, впрочем, в такие места обыватель и не поехал бы, поэтому личность Глеба Травина заслуживает более пристального внимания.


Источник фото: commons.wikimedia.org

Кто такой Глеб Травин?

1. Травин Глеб Леонтьевич родился в семье лесника. Природа с самого раннего детства была для Глеба родным домом. Отец научил его выживанию в диких условиях: охота, собирательство, как обустроить ночлег, ориентирование. Глеб, например, мог питаться сырым мясом и ловить рыбу велосипедной спицей. И много всего другого;

2. Некоторое время Глеб был руководителем кружка следопытов-охотников;

3. В 1913 году семья Глеба Травина переезжает в Псков. В 1923 году в Псков на велосипеде приезжает голландский путешественник Адольф де Грута. Путь его пролегал из Голландии в Европу.

Глеба Травина поражает идея такого путешествия, и он сам начинает мечтать о том, чтобы приобрести велосипед и отправиться в путь;

4. Но к идее молодой человек подходит со всей практичностью.

Во-первых, он хочет совершить более длительное путешествие, во-вторых, он понимает что нужно тренироваться, а также изучить другие полезные для путешествия навыки.

Так в течение 5 лет он тренируется: подолгу, на длительные расстояния и особенно в непогоду — ездит на велосипеде. Велосипед фабрики: «Лейтнер». Армейский, складной велосипед, который хорошо себя зарекомендовал в те времена.

Изучает слесарное дело, географию и биологию.

5. После армии Глеб Травин добивается разрешения уехать работать на Камчатку: там идеальные условия для тренировок и путешествий. Речные переправы, дремучие леса, горные тропы и суровый климат. Всё, что так нужно было для подготовки;

6. 10 октября 1928 года долгожданное путешествие началось.

7. Велосипед американской марки «Принстон» Глебу удалось добыть через камчатский исполком: Глеб рекламировал (как сейчас это называется) себя сам. Объявив, что путешествие — это пропаганда спорта и физического воспитания в СССР.

Вместе с велосипедом, большое везение, ему дают в пользование фотоаппарат «Кодак»;

8. Вещей было мало, так что можно смело назвать Травина легкоходом того времени:

Зимние вещи, которые были на себе, шорты, майка, трико, ветровка, инструменты для починки велосипеда, необходимые лекарства, минимальный набор еды, немного денег.
Было кое-что ещё: Глеб отправился в путешествие дав себе обет не стричь волосы, пока не вернется домой. А чтобы волосы не мешали, он носил на голове кожаный ремешок;

9. В дневнике писал, что его любимые герои: Одиссей, Дон-Кихот и Фауст.

О велосипедном маршруте:

Из дневника и записей воссоздаём маршрут:

Сначала был корабль до Владивостока, а потом маршрут по суше через Дальний Восток, Среднюю Азию, Кавказ, Украину, центральную и северо-западную часть России;
Далее была арктическая часть границы. Посещение Мурманска, Архангельска, острова Диксон, Вайгач, в селениях Хатанга, Русское Устье, и других. В Русском Устье немного задержался и даже попробовал себя в роли учителя географии;
17 октября 1931 года Глеб Травин вернулся на Камчатку.

В путешествии Г. Травину пришлось многое пережить. Всё, конечно, и не опишешь в одной статье.

Глеб Травин. Источник фото: commons.wikimedia.org

Самые интересные факты из вело путешествия

  • В Таджикистане велосипед Травина был назван: «шайтан-арба»;
  • В Карелии жители приняли Глеба за привидение;
  • Озеро Байкал Травин пересёк, когда то было замерзшим. Позже он пересекал не один раз замерзшие реки Сибири и озёра Карелии. Когда рассказывал встречным людям о том, что пересекает реки, озёра на велосипеде, то люди сначала не могли в это поверить. Но факт остаётся фактом, там где обычный человек замёрз бы, Травин и выжил, и смог преодолеть большое расстояние.
  • Один раз Глеб провалился под лёд, еле вылез и дополз до жилища людей. Это оказались чумы ненцев. У них он прожил некоторое время, пока не восстановился;
  • На севере местные звали его: «человек с железным оленем»;
  • Были у него и лёгкие обморожения рук, и ног, были встречи с дикими животными, но здоровье восстанавливалось, а встречи для Глеба удачно заканчивались;
  • Пригодились навыки питания сырым мясом: ел сырую рыбу или если везло на охоту — сырое мясо. Охотиться умел и до путешествия, однако ненцы (и встреченные по пути северяне) научили его охоте на моржа и даже белого медведя;
  • Был у Глеба Травина и свой распорядок, почти армейский: ранний подъем, 8-9 часов на дорогу, установка лагеря, охота, ведение дневника, фотосъемка.

Интересно то, что в своих планах Глеб Травин не хотел останавливаться только на СССР: он подавал запрос о разрешении выехать за рубеж. Хотелось посетить Китай, Индию, Тибет, Африку, Америки. Но разрешения ему не дали. Травин прождал в Уэлене 3 месяца, ожидая разрешения на отплытие в Америку, но его не пустили.

По возвращению из путешествия, Глебу Травину дали значок ГТО и вымпел с памятной надписью.

Жизнь потекла своим чередом. Глеб остался на Камчатке, обзавёлся семьей: жена и пятеро детей. Работал, ходил в походы.

Вернулся в Псков только в 1962 году. А не стало Глеба Травина в 1979 году, ему было 77.

Почитать о путешествии Глеба Травина можно в книге А. А. Харитановского «Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге» 1960 года;

Режиссер Владлен Васильевич Крючкин снял в 1981 году документальный фильм о Г. Травине.

Псков:

В музее-заповеднике хранится велосипед, документы, фотографии, компас и винчестер Глеба Травина.

Мыс Дежнёв:

Есть памятный знак в честь велосипедного путешествия.

Существуют (по крайней мере, были) клубы путешественников имени Глеба Травина: в Петропавловске-Камчатском, Лозовой, Львове, даже Берлине.

Безумству храбрых…!