Марафон и триатлон как доходное дело
www.kommersant.ru

Забеги по льду Байкала при минус тридцати, марафоны и, чем черт не шутит, триатлон. Западная мода на коммерческие старты пришла в Россию. Кто и как осваивает этот рынок, разбирались корреспонденты «Денег».

МАРИЯ ШЕР, ОЛЬГА БУРЛАКОВА

Материал для гвоздей

Проплыть 3,8 км, проехать 180 км на велосипеде и пробежать 42 км, марафонскую дистанцию. Один из российских фанатов триатлона, издатель Михаил Иванов, назвал триатлон «новым ответом на кризис среднего возраста»: если раньше мужчины за сорок заводили спортивные автомобили и молодых жен, сейчас они занимаются триатлоном. Американская компания The World Triatlon Corporation (бренд — Ironman), основатель и мировой лидер в популяризации этого спорта, имеет годовой доход более $150 млн — главным образом за счет членских взносов участников (от $600) и продажи франшиз по всему миру. Российские же популяризаторы триатлона — Максим Журило, владелец школы бега Iloverunning, Олег Самохвалов, совладелец группы страховых компаний «Малакут», и Владимир Волошин (у него франшиза сети кофеен Coffee and the City) решили, что покупать франшизу за $300 тыс. на мероприятие для них дорого, и основали свой, но очень похожий бренд — Ironstar. «Вместе с Федерацией триатлона мы провели соревнования для любителей и профессионалов: этим летом состоялось первое соревнование, где непрофессиональные спортсмены бежали, плыли и крутили педали рядом с ядром олимпийской сборной»,— рассказывает Владимир Волошин. Среди обычных участников, согласно проведенному самой компанией исследованию, большинство — топ-менеджеры (62%) и владельцы (13%) бизнеса, и платят они за участие в Ironstar от 8 тыс. руб. за индивидуальное участие до 13 тыс. руб. за командное. Первые соревнования Ironstar проходили на трассах триатлона в Сочи, и на сентябрьский длинный «полужелезный» (половина дистанции Ironman) марафон там уже зарегистрировалось более 700 человек. В следующем году компания готовится также освоить созданные к Универсиаде триатлонные мощности Казани. «Для регионов соревнования выгодны, потому что в среднем за пять дней пребывания в Сочи участник тратит на проживание, питание и т. д. 46 тыс. руб.»,— рассказывает Волошин. Впрочем, для создателей бизнеса прибыльным проект еще не стал — слишком велики затраты на организацию соревнований. «Суммарный бюджет соревнований в этом году составил 50 млн руб., сборы с участников покрывают эти средства только на 10%, остальное — деньги спонсоров и ключевого инвестора»,— рассказывает Владимир Волошин. «Выйти в ноль» предприниматели надеются в 2016-м, а в 2017-м должны появиться первые плюсовые показатели.

Грязные старты

«Поцелуй грязи», «липкая паутина», «бежать под пулями» и «ползти под танком» — так называются некоторые препятствия на 10-километровых трассах «Гонки героев». Трассы расположены на полигонах Минобороны в семи российских городах, и всего за два года существования проект стал очень популярным. «Мы постоянно развиваемся,— гордятся в компании.— Всего три года назад мы начинали с забега с 300 участниками, а в этом году в гонках примет участие уже более 40 тыс. человек». В среднем в каждом забеге сейчас принимают участие от 800 до 1500 тыс. человек. Отдельным направлением для компании стали корпоративные забеги: «Наши гонки становятся для компаний своеобразным летним тимбилдингом»,— сообщают в «Гонке героев».

Стоимость участия в гонках — от 1700 руб. в Челябинске или Владивостоке до 3500 руб. на подмосковном полигоне Юшково (Наро-Фоминский район). Мероприятие организовали в 2013-м трое любителей спорта — предприниматели Юрий Новожилов и Глеб Юн, а также дочь министра обороны Сергея Шойгу Ксения. Считается, что придумал гонку Глеб Юн, чемпион мира и Европы по бразильскому джиу-джитсу среди любителей, владелец калининградского завода пластика «Гагарин декор». Основным инвестором является исполнительный директор НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов, а ключевой вклад в развитие внесла недавняя выпускница экономфака МГИМО Ксения Шойгу. Ксения полюбила этот вид спорта, снявшись три года назад в эпизодической роли в картине Сергея Михалкова «Цитадель», где ей пришлось бегать по минному полю. Министр Сергей Шойгу лично открывает каждый новый сезон гонок. Помимо полигонов Минобороны в гонках активно задействуется принадлежащая министерству военная техника. По идее выручка от каждого мероприятия должна составлять не менее 1,5 млн руб., но компания «Гонки героев» зарегистрирована как АНО (автономная некоммерческая организация), и все деньги, по словам учредителей, тратятся на организацию следующих мероприятий.

Гром и москвичи

Компания 3Sport проводит в Москве марафоны и полумарафоны под названием «Гром» — по фамилии основателя Михаила Громова, а также лыжные гонки и триатлон на короткой дистанции. «Когда я организовывал марафон первый раз, в 2010-м, идея была не в том, чтобы заработать денег, а просто собрать друзей и пробежаться»,— рассказывает Громов. Тогда на первый «Гром» пришло только 157 человек, а уже через два года, в 2013-м, полумарафон собрал 2700 участников. Из-за растущего потока марафонцев в октябре прошлого года Михаил и его коллега бросили работу (они менеджеры среднего звена) и полностью посвятили себя 3Sport.

В компании делают ставку на «старты для всей семьи», большинство гонок открывается забегом для детей на символическую дистанцию в километр. «В прошлый раз участвовали 600 детей. Еще проводим женский забег на пять километров,— рассказывает Михаил Громов.— У нас целевая аудитория более взрослая, чем на других гонках, средний возраст участников 30-49 лет. Вот мы и подумали, как сделать так, чтобы в забегах участвовала вся семья, потому что если занимается кто-то один, остальные его не понимают, в семье разлад. В результате у нас в субботу бегут мамы и дети, папы болеют за них, а в воскресенье — наоборот». Стоимость участия в забегах «Грома» в триатлоне (укороченная дистанция) — 3,5 тыс. руб., в марафоне — 1500 руб., дети бегают свой километр за 200 руб.

3Sport была основана на деньги самого Громова, и хотя популярность стартов растет (сейчас в каждом забеге принимают участие от нескольких сотен до нескольких тысяч человек), бизнесом, по словам Михаила, их назвать сложно. «Барахтаемся на уровне самоокупаемости,— жалуется он.— Почти все деньги уходят на организацию забегов. Особенно дорог триатлон: нужны спасатели, велосипедная зона, нужно задействовать больше организаторов. К тому же мы производим атрибутику, медали и футболки, на это тоже деньги идут. В результате получается, что за три месяца работы у нас на зарплату трем сотрудникам остается 150 тыс. руб.». По словам Громова, чтобы сделать бизнес прибыльным, нужно поднимать цену до европейского уровня, а самый дешевый марафон, берлинский, стоит €90. «Но сейчас поднять цену мы не можем — люди не привыкли платить за спорт»,— говорит Михаил.

Титан из Бронниц

Владелец группы компаний по обслуживанию грузовых автомобилей «Эвэн» Алексей Ческидов — дважды Ironman, в прошлом году финишировал в одном из самых сложных в мире соревнований на выносливость Marathon des Sables (250 км по Сахаре за шесть дней в экстремальных условиях). Сначала Алексей пытался навязать свою любовь к спорту собственным же сотрудникам — заставлял менеджеров «Эвэна» каждое утро плавать не меньше километра, вечером час кататься на велосипеде или накручивать на велотренажере, а в этом году даже повез их за собой на соревнования Ironman Vichy. Со временем переключился на «чужих» граждан.

Первый марафон под брендом «Титан» Ческидов устроил у своего дома в подмосковных Бронницах в феврале 2014-го. Участие в марафоне стоило 2 тыс. руб., а поскольку гостиниц в городе мало, жить участникам приходилось в палаточном лагере за дополнительные 500 руб. В том же году Ческидов провел еще два триатлонных старта, вложив в мероприятия 3 млн руб. 2014-й для «Титана» был убыточным, но уже в этом году компания должна выйти в ноль. Триатлеты платят за участие больше, чем марафонцы, по 3 тыс. руб., и благодаря наплыву желающих расходы удается окупить. «У нас примерно 36 статей расходов, от фан-барьеров (забор, огораживающий трассу.— «Деньги»), палаток, сцены, музыки до фруктов, каш и батончиков»,— рассказывает Ческидов. «Расходы на питание и воду одного участника составляют около 300 руб., еще примерно 1 тыс. руб. уходит на медали, кубки и значки. В любительских соревнованиях награду получает каждый финишировавший просто за то, что он превозмог себя, пробежал»,— продолжает Ческидов. В 2015 году, по оценке Ческидова, в организацию стартов было вложено уже 5,5 млн руб., все эти деньги удалось вернуть, а в следующем году он рассчитывает даже покрыть убытки 2014-го. Вербовать участников удается за счет партнера, спортивной школы «Циклон», которая готовит спортсменов к его стартам, а также набирает волонтеров.

Спартанцы и гладиаторы

В Америке на волне популярности коммерческих стартов и забегов появился запрос на гонку, которая была бы интересна опытным спортсменам и предлагала бы им что-то большее, чем очередную пройденную дистанцию и медаль в копилку. Так появилась «Спартанская гонка» (Spartan Race), в которой участникам нужно не только пробежать дистанцию, но и преодолеть всевозможные препятствия естественного и искусственного происхождения. За пять лет гонка стала известной и прибыльной, сейчас франшизы действуют в 14 странах.

Как и в случае с Ironman, перенос плодотворной идеи на российскую почву обошелся без покупки франшизы. В данном случае, правда, «переносчик» — автор проекта «Гонка гладиаторов» — даже не говорит по-русски. Бельгиец Юрген Тоэлен работал в российском представительстве Nokia, откуда уволился, придумав собственный проект. В 2014-м Тоэлен решил делать спортивную гонку с препятствиями, рассказывает менеджер по коммуникациям «Гонки гладиаторов» Евгения Будрина. Гонки проходят каждые два месяца, и организаторы стараются обновлять препятствия или строить новые трассы, «чтобы участникам не приедалось». Одна гонка обходится организаторам от 4,5 млн до 8 млн руб. Такие средства удается привлечь благодаря широкой сети спонсоров и партнеров: с «Гонкой гладиаторов» сотрудничают Reebok, Canon, фитнес-клубы World Class и X-Fit, сеть кроссфит-клубов Paladin, компания «Архыз», кадровое агентство Coleman Services. Прогнозы в компании оптимистичные: «К 2017-2018-му гонка полностью окупится, и мы выйдем на прибыль».

Компания предлагает участникам два вида забега в зависимости от уровня подготовки: «Премиум», в котором соревнуются за приз и возможность бесплатного участия в следующей гонке, и «Стандарт», когда участники соревнуются на время. «Премиум» дороже, стоимость участия варьируется от 3400 до 4200 руб. в зависимости от длины дистанции. Участие в стандартном забеге стоит от 2700 до 3300 руб. Но «Гонка гладиаторов» требует определенной физической подготовки.

Байкальский адреналин

Байкальский ледовый марафон (БЛМ), который проходит с 2005 года, входит в список 20 самых тяжелых марафонов мира. Дистанцию в 42 км участникам приходится преодолевать в адских условиях: хотя марафон проходит в марте, на Байкале может быть минус 30, а по краям трассы уже проступает вода. «На Байкале есть трещины постоянные, а есть и те, которые появляются от сейсмической активности, поэтому за два месяца до марафона мы начинаем отслеживать лед (нужно, чтобы толщина была не менее 47 см). Несколько раз из-за трещин приходилось менять маршрут буквально за день до старта»,— рассказывает Алексей Никифоров, организатор состязания и владелец туристической компании «Абсолютная Сибирь». Рекорд БЛМ установил профессиональный спортсмен из Иркутска Сергей Калашников — он пробежал 42 км за 2 часа 55 минут.

Если сам марафон проходит в «адреналиновой» атмосфере, то проживание и отдых спортсменов «Абсолютная Сибирь» старается обеспечить с максимальным комфортом — основной целью соревнования Никифоров все же считает развитие туризма в регионе. Стоимость участия в марафоне для россиян €390, для иностранцев — €545, за эти деньги бегунам предоставляют также трансфер, размещение на две ночевки в гостиницах и участие в гала-ужинах.

Организаторы утверждают, что каждый марафон обходится им в среднем в 2 млн руб., прибыль же компания не раскрывает, так как от раза к разу она варьируется. «В прошлом году, несмотря на санкции, к нам прилетели 90 американцев, и мы заработали в несколько раз больше, чем обычно»,— рассказывает Алексей Никифоров.

Подробнее: kommersant.ru