Оя Грицкова вписала несколько ярких строк в летопись красноярских айронменов. Сейчас живет и работает в Москве, но не забывает про Красноярск, зарегистрировалась на веломарафон «Красспорт 2017».

Совсем недавно она родила дочь Саяну. И уже опять в седле. Про то, как Оя готовится к веломарафону этот рассказ.

Майорка 312 , то есть 167

Я планировала поездку на Майорку в январе, когда Саяне было 3 или 4 недели, а я чувствовала себя прямо скажем не очень – гормональная перестройка организма, становление лактации, нулевой иммунитет, хронические недосыпы. Да и весь прошлой сезон в беременность я практически не каталась, зимой-ранней весной тоже не было станка или трека, поэтому я не очень расстроилась, узнав, что основные места на Майорка 312 уже распроданы. Но при этом заявку в wait list все же направила 🙂

8 марта мне пришло приглашение в течение 3 дней зарегистрироваться. На велосипеде я еще не сидела, но чувствовала себя уже заметно лучше, поэтому решила стартовать. Все-таки очень интересно проехать дистанцию в такой большой толпе и с перекрытыми дорогами, к тому же в шоссейной гонке за пределами России я еще не участвовала. Конечно проехать планировала в тренировочном режиме, цель была просто финишировать.

Гонка предполагает 3 дистанции – 312 с набором 5050, 225 и 167 с набором 2450. Я конечно выбрала самую короткую и, надо сказать, там было заметно больше участников, чем на 312 и 225.

Однако, когда я покаталась по окрестностям и посмотрела нормативы, стала сомневаться в успехе этой авантюры. Я проехала финальные километров 25 маршрута и обнаружила, что там большой участок крайне разбитого асфальта по полям – совсем не скоростной. И потом я посмотрела временнЫе нормативы и тоже засомневалась, уложусь ли. При старте из самого дальнего кармана нужно было уложиться в 7.30. Это средняя скорость больше 22 — конечно немного, но с учетом набора высоты всю ровную часть надо было ехать хотя бы 30ку – тоже не сверхзадача, но все-таки совсем в расслабленном режиме не получится.

Конечно, не получить медаль на финише не так уж страшно, но меня напрягало время перекрытия дорог, рассчитанное именно на это время. Представлялось, что я еду серпантинный спуск, а тут как раз открывают дорогу и выпускают машины, скопившиеся за несколько часов с момента перекрытия. Кроме того, в описании было написано, что пункты питания закрываются в определенное время, я посчитала, что на первый пункт питания с едой – на 94 км я сильно рискую не успеть до момента закрытия. Конечно, можно купить себе где-нибудь воды и перекус в крайнем случае, но это уже точно будет совсем не гонка.

Помимо страха «не успеть» у меня добавился страх стартовать толпой в несколько тысяч человек и угодить в завал. В общем, к моменту старта я что-то порядком нервничала, не помню, когда такое было.

312 и 225 км стартовали в 7 утра, и второй км гонки проходит мимо нашей террасы, а 167 км стартует только в 9.15. Так что я могла посмотреть старт первых. Увидела, что поток велосипедистов очень жиденький, зато тянулся целых 25 минут. Значит, выпускают тоненьким потоком и большой пачки можно не бояться, зато из моего самого дальнего кармана буду выезжать очень долго.
Так и было. Я пересекла стартовую отметку, когда гонка шла уже 13 минут — всех выпускали через узенький стартовый створ, после чего можно было занимать всю ширину перекрытой дороги, ехать было очень комфортно.

Когда проезжали наши апартаменты, я увидела на террасе Саяну, которая вовсю махала руками 🙂 Наверное, это уникальный момент – посмотреть в начале гонке на собственного младенца 🙂 Махала руками она конечно же не маме. Ей очень понравились толпы велосипедистов и она похоже пыталась ими руководить ))

Первые 25 км гонки скоростные – равнина и качественный асфальт, часть вдоль моря. В целом я их проехала, периодически перекладываясь в более сильные пачки: посижу в хвосте пару минут, пойму, что медленно, чуть ускорюсь и доеду до следующей пачки, и так далее. Но плохо, что какую-то сильную группу я так и не догнала и все время было ощущение, что я как-то недорабатываю. На скорость посмотрела пару раз, было 34-35.

Одна группа мне особенно понравилась – с изображением кенгуру на форме, они ехали с проигрывателем и слушали песни. За ними я посидела чуть подольше, послушала, но в целом тоже медленно они ехали.

Кстати несмотря на то, что я зря боялась, что придется ехать в плотной большой пачке, совсем избежать стресса не удалось. Один из участников совсем на ровном месте таки грохнулся почти мне под колеса. Но не завалил, объехала.
В целом же первые 25 км меня почти полностью успокоили. Я поняла, что я здесь все-таки далеко не самая слабая, и вряд ли организаторы с этими своими нормативами будут снимать сразу толпу в 500 участников.

Дальше началась горная часть. Маршрут проходит через подъемы основного горного хребта Майорки – Трамунтаны. Итого пиков было 5, первый из которых Col de Femina. В подъем в среднем народ вокруг ехать примерно на том же уровне, кого-то я обгоняла, кто-то меня. Конечно, на горной части хотелось временно поменять шоссейник на мтб 🙂 Постоянно вокруг курсировали мотоциклы организаторов.
Первый питательный пункт был без еды – только изотоник-вода на 50 км по выезде из туннеля возле красивого озера. Волонтеры с бутылками подбегали и наполняли фляги. Оттуда снова подъем, а после – дооолгий спуск протяженностью километров 14, к Сольеру. Раньше мне казалось, что шоссейные серпантинные спуски я езжу не так уж плохо, но… я обогнала за весь спуск троих человек, меня обогнали наверное человек 100.. То ли на самом деле фигово еду, то ли все-таки перестраховывалась именно из-за большого количества участников. Максимальная скорость за гонку оказалась всего лишь 55 км/ч, видимо надо прокачивать уверенность на спусках.

В Сольере у меня случилось небольшое ЧП. Я умудрилась уехать не туда. Вот уж не думала, что это возможно на такой крупной гонке… В самом конце спуска несколько велосипедистов стояли – может ждали товарищей, маршал ничего не показывал, а толпа участников ехала в неправильном направлении. У меня был трек и я заметила, что едем не по нему, но подумала – внутри крупного населенного пункта маршрут запросто могли изменить, вон же сколько хватает глаза участники едут впереди. Но потом все же стало понятно, что не туда, и двое мужиков передо мной тоже это поняли, вернулись. Намотала лишних километра 2.5 по ровному, по времени это не так много – наверное, минут 6-7 потеряла, но обычно такие плутания жутко деморализуют. В этот раз однако спокойно отнеслась.

От Сольера опять пошли сплошные подъемы, через живописные деревушки, скалы, с прекрасными видами на море. А на вершине последнего пика – Col den Claret – 94 км (у меня чуть больше) был первый питательный пункт с едой. Я недаром опасалась не успеть в контрольное время. Я приехала в 14.15, в описании гонки было написано, что пункт закрывается в 14.00. Какое там закрывается! Там жизнь прямо кипела, столько едящих и пьющих велосипедистов одновременно я не видела никогда 🙂 Я залила фляги, схватила из еды то, что попалось первым – судя по описанию было большое разнообразие, но толкаться здесь в поисках чего-то конкретного желания не было. Про нормативы все стало понятно 🙂 Просто до этого я видела гонки, где с ними их соблюдают очень жестко, поэтому и переживала. Но здесь не знаю, зачем их установили, если не укладывалась порядка трети участников, если не больше.

Спуск с последней вершины был по разбитой дороге – об этом предупреждалось в описании. А вот через 6 км спуска выехали на хорошую дорогу и здесь справа добавился поток участников 312 и 225, которые стартовали на 2 с лишним часа раньше, зато описали еще одну петлю по горам. Участники 225 ехали на финиш нашим маршрутом, а 312 – еще большую петлю по относительно равнинной части. Ожидаемое время лидера на 225 и 167 было одинаковым и по силам видимо участники, одновременно оказавшиеся в этой точке, должны были быть более менее равны. Мне сам момент соединения показался очень красивым – оба потока едут на спуск на большой скорости, но поначалу дорога разделена красными конусами пополам.

Пошла равнинная часть по полям. Если начальный участок и горы мне казалось, что я проехала как-то не в полную силу, то последними 60 км равнины я довольна тем, как я отработала, но только совсем недовольна тем, что ехала это в горном одиночестве при разрешенном драфтинге. Много раз меня обгоняли сильные пачки – видимо, это участники 225 и 312 ехали в неплохом темпе, но где-то отдыхали – но что-то ни за кого зацепиться не удалось. Я тоже обгоняла группки, но у них скорость была низкой. И я-то боялась давки в начале трассы, а как раз самое плотное движение было здесь. Потому что часто гонка шла по очень узким асфальтовым дорожкам где-то среди полей и садов, а при этом здесь ехали участники всех трех дистанций.

До второго и последнего питательного пункта долетела мигом – кстати здесь я была вполне в рамках контрольного времени, в отличие от предыдущего. Думала выпить напоследок колы, но увидев, какая там толпа, подумала «да какая еще кола, тут прорваться бы»… вся проезжая часть была полностью забита гонщиками, даже пройти шагом нереально. Пришлось перетаскивать велосипед за заградительную черту и проходить по узкому тротуару… Такой живой контраст с велоэтапами «железных» дистанций, где вообще проскакиваешь их, даже скорости не снижая и хватая на ходу флягу и банан.

От последнего питательного пункта до финиша оставалось всего 33 км. Кстати посмотрела, что в лимиты перекрытия дорог я везде укладывалась, но точно сзади было много народу, кто не укладывался и я не знаю, как поступали орги.
А вот сильно разбитая дорога, которую я обнаружила на тренировке, меня напрягла гораздо меньше, чем я ожидала. Когда несешься к финишу, они напрягают куда меньше, чем когда едешь потихонечку

Последние километры гонки я ликовала — я видела, что совсем чуть не успеваю в описанный лимит 17.00, но средняя в движении получилась чуть за 22 и с задачей я справилась в любом случае. Финишировала в 17.15 – то есть как раз уложилась бы, если бы выезжала на старте из кармана поближе и если б не плутанула в Сольере.
Но конечно же медаль на финише мне выдали, как и многим после меня. Еще дали смешное пиво 0 градусов со свойствами изотоника.
Потом посмотрев протоколы выяснилось, что на дистанции 167 км сзади меня были по меньшей мере 1300 участников. Видимо, многие все же ехали в режиме бревета, а не гонки.

Если кому-то интересен аспект сочетания таких мероприятий с грудным вскармливанием – ребенок у меня на ГВ. По моим ощущениям, лактация – это что-то вроде дополнительной физической нагрузки. Но занятия спортом – если подходить с умом и не обезвоживаться – лактации в целом не препятствуют, хотя в России распространено заблуждение на этот счет. Что касается самой физической формы – есть плюсы и минусы, минусов пожалуй больше. Конечно, тренировочный процесс строится специфично. Как правило тренировки у меня короткие, между кормлениями. Чтобы поехать вот такую гонку или просто продолжительный объем, надо запасать молоко заранее. В части спортивного питания и витаминной поддержки – на постоянно основе я тоже ничего не пью в этот период, но на самой гонке я не боялась есть гели. Они конечно химия, но не сомневаюсь, что все многократно «вышло» до того момента, как ребенок со мной встретился. Тем не менее, на одних гелях не рискнула, чередовала их с «человеческой» едой, хотя жевать во время интенсивного педалирования очень не люблю. Но самое главное – когда есть на кого оставить ребенка и не беспокоиться 😉 В моем случае это была моя мама.

В целом я очень рада, что решилась стартовать. Очень яркие впечатления, необычайно насыщенный день с шикарными видами. Большое спасибо моему тренеру Павел Андреев (Pavel Andreev) за подготовку! У меня в сезоне совсем небольшой накат и по-настоящему длинных тренировок не было, но силы понемногу прибавляются и на гонку их вполне хватило. И благодаря комплексу ОФП мои спина-трапеции-руки выдержали гонку на удивление хорошо 🙂

Оя Грицкова