Две вершины за неделю или путь длиною в три года

Новости

Любое сильное увлечение начинается с сильного потрясения. Когда-то давно таким потрясением для меня стал веломарафон «Спортмастер»… А горы я полюбил в 2016 году, когда Андрей Гурков свозил меня на Борус, во время проведения там гонки по скайраннингу Borus Skyrace. В том же году я оказался в больших горах на Кавказе, это было нереально красиво, круто и атмосферно! Уехал я с чувством неудовлетворенности из-за не получившейся прогулки на ледник Ушбы. Мы сбились с маршрута, ушли не туда, а потом надо было уже возвращаться, ибо вечерело, и портилась погода. Поднялись мы тогда лишь до 2700, «ведьминой» горы я так и не увидел.
Еще одним сильным потрясением того года стал лыжный марафон БАМ. И не трудно догадаться, что именно с того времени я искренне и беззаветно полюбил лыжи. Лыжи и горы, горы и лыжи… Речь именно о восхождениях в горы, катаюсь с горок я с детства.
Прогулки на Борус в апреле стали традицией, а гонка вертикальный километр на Гладенькой одной из моих любимых. В 2017 году я шестой в протоколе по вертикальному забегу. Сильный прогресс и в лыжах в том же сезоне. На Кавказе, лежа на высоте 3400, и глядя в близи на Ушбу, озвучиваю свое легкомысленное желание в следующем году пробежаться по вершинам Казбек, Титнульд и Эльбрус. На тот момент я понятия не имел что такое восхождение.
Еще более плодотворный зимний сезон 2017/2018. В вертикалке на Гладенькой в этот раз занимаю третье место и о, боже, выполняю КМС по альпинизму! Я, не знающий, что такое альпинизм вообще! Тут же вспоминаю о своих планах на этот год и бегу в железногорский турклуб Радуга. Веселю своим «писькиным КМСом» Николая Шумакова. Тем не менее, он серьезно меня выслушивает, говорит, что ни чего не реального нет. И дает почитать книжку «Восхождение» Анатолия Букреева. Книга просто во мне растворяется, и многие вещи становятся понятными и ясными. Понимаю, что хорошо, если в рамках одного отпуска получится взойти хотя бы на одну вершину. Выбираю Казбек, как более доступный и красивый. Очень интересно как мой организм перенесет высоту и вообще как оно там дышится? Начинаю собирать экипировку, тут помогают друзья Андрей Диц и Паша Бычков.
Вечер перед походом, 18 сентября 2018 год, Степансминда, Грузия. Собираю свой гигантский 110 литровый рюкзак, думаю, что из него можно выкинуть, что бы он стал хоть чуточку легче… К сожалению нечего. Еды и так ограниченное количество и это пакетики каш, орехи и сухофрукты, выжить бы на этом. Варя Шиканова радует хорошей погодой в аккурат на ближайшие три дня, а мне совсем не радостно глядя на рюкзак и на Казбек в окно.
Утром еще грустнее, от предстоящей сольной заброски на 3700. Варя и Рома провожают меня до храма святой троицы Гергети, а я уже устал под рюкзаком.
Расстаемся с ребятами, им сегодня на выезд. Дальше иду наедине с собой, врабатываюсь, охреневаю от открывающихся панорам, влюбляюсь в тропинку, она как мультяшная, настроение подымается, приветствую всех кого встречаю… Вот так чудесно действуют горы на организм! По дороге знакомлюсь с таким же одиночкой, договариваемся пересечься на метеостанции сегодня, и ухожу в точку.
Метеостанция, она же и штурмовой лагерь, 3700.
Своим появлением удивил группу коммерческих туристов. Толи видом лихим и придурковатым, толи рюкзаком за плечами неподъемным. Интересуются за сколько поднялся, после чего погружаются в размышления… Большинство на заброске пользуется услугами лошадок, сами идут налегке. Знакомлюсь с начальником станции, регистрируюсь в журнале и занимаю бесплатное место на отшибе «поляны».
На следующий день с Сергеем совершаем ознакомительную прогулку на 4300. И он, и я тут впервые. Все самые «опасные» места располагаются как раз до этой высоты, и мы их постарались запомнить. Самочувствие хорошее, радует, что организм все свои бытовые нужды выполняет четко по расписанию как дома.
Выход на штурм планируем в ночь в 3.00. Прогноз замечательный и это последняя благоприятная ночь, далее погода портится, надо успевать. Выходим в кромешную тьму, лишь усыпанное звездами небо, залипаю… Небо перечеркивает метеор… Идем в очень медленном темпе, Сергею немного нездоровится. Тут надо сказать, что именно первый выход в ночь, мог бы стать большим тормозом в моем сольном восхождении. Что не страшно в светлое время суток, становится ооочень страшным в полной темноте и фонарик тут смелости не добавляет. Говорю об этом Сергею, он полностью со мной соглашается. Примерно на «крестах» встречаем иностранцев девушку и парня, идут назад напуганные сложностью маршрута. На подходе к леднику встречаем троих молодых соотечественников, идущих в связке и в кошках. Оказывается, иностранцы вышли с метеостанции с ними в 2.30, напугались треска льда и развернулись, а ребята связались. Они не знали где трещины и куда лучше идти. А мы, «опытные», предложили пойти с нами. Быстро провели безопасным маршрутом и вышли на снежное плато на 4300.
Начало светать. Сергей приободрился, от недомогания не осталось и следа, ребята, почувствовав себя в безопасности развязались. Я был спокоен за всех, темп у них был примерно одинаковый и я с их разрешения ускорился в одного.
Дойдя до перегиба, ожидал ветра со стороны Осетии, но его не случилось. Солнце подымалось с противоположной стороны, поэтому восхождение проходило в идеальных и комфортных условиях.
На крутом участке под вершиной увидел идущих в связке пять человек. Дойдя до седловины, увидел еще одну связку из пяти человек на том же месте. Перед самой вершиной встретил спускающуюся первую связку, это были израильтяне. А на вершине довольную группу украинских туристов с гидом, двое из них были велосипедистами. Отгадайте как догадался?
В итоге взошёл на Казбек за 5 часов 41 минуту с набором высоты под 1300 м. Кошки одел на высоте 4750 м, трекинговые палки оставил в седловине, до вершины шел с ледорубом, используя его как опору. Пока ждал ребят, спустился на купол, тот, что видно со Степансминды и на фотографиях. Погода была ясная, воздух прозрачный, сделал обратное фото.
Два часа на вершине пролетели быстро, мы все собрались и в 11 часов начали спуск. В 14.45 были на метеостанции. Немного отдохнув, пообедав, я пошел на спуск в поселок, где был уже в 9 вечера.
Возвращаясь домой, спустя пару дней после Казбека, через Кабардино-Балкарию, на одном из перекрестков крепко задумался…
Дорога предлагала свернуть на лево, на Эльбрус… Именно так, на обратном пути, я себе это и представлял. И именно в этот раз звезды сложились. У меня было все для этого, а главное акклиматизация! И я свернул. Сразу же в голове выстроил план, раз меня подъемник закинет на 3800, то надо найти тех, кто выйдет на штурм сегодня ночью. Не нужно самому тащить огромный рюкзак, можно не брать палатку, зато нужно взять с собой пиво и человечьей еды!
По дороге на Терскол ехал в первые и получал огромное удовольствие от увиденного. Северный Кавказ завораживал не менее южного, и сильно отличался!
Через несколько часов я уже стоял с вещами на верхней станции Гарабаши, на высоте 3847 м. Вершин Эльбруса видно не было, шел снег. Знакомлюсь с первым встретившимся мне человеком, он оказывается тем кем надо! Заселяюсь к нему в вагончик, общаемся, ужинаем. Он пытается меня убедить, что тут спешить никуда не стоит, гора простоит еще не одну тысячу лет, а мой бесславный конец мало кого обрадует. Ты можешь опоздать на работу, но ты никогда не опоздаешь жить. Прислушиваюсь. Сам он планировал выходить на штурм завтра в ночь.
Ночью вышел из вагончика на разведку, погода была не айс, вершин не видно, метель, лишь пара-тройка фонариков в дали, пошел спать дальше.
На следующий день прогулялся до скал Пастухова на 4500 и в 23.40 мы вышли на штурм. Небо ясное, полная Луна в зените, и лишь умеренный западный ветер, который наверху будет уже не морским теплым бризом. Сегодня планируется массовый штурм, который должны будут усилить войска специального назначения. Но пока раньше нас вышли только пара человек, фонарики которых вижу уже в районе скал Пастухова. Я не включаю свой фонарь, Луна достаточно хорошо все освещает. После «Приюта 11» мы расстаемся с Олегом, его темп слишком низок и мы давно договорились идти каждый в своем темпе. Он на Восточную, а я на Западную вершины. Его советы я запоминаю: 1. обязательно пристегиваться карабином к «перилам», даже если никто вокруг этого не делает; 2. в 9.00 разворачиваться, где бы не находился (в полдень по прогнозу ухудшение погоды); 3. ни в коем случае не срезать обратный путь, минуя «косую полку». Пока шел вдоль скал Пастухова, мимо проехал ратрак с коммерческими туристами. Заброска сразу на 5000 м. Половина из них пошла вниз, недолго думая, другую половину обогнал на «косой полке». Ветер там был уже очень сильный, холодный, порывистый, с крошкой льда, как я люблю. Зайдя на седловину, попал в тень от вершины, включил фонарь. С этого места начинались «перила» траверсом по крутому склону Западной вершины. Идти, страхуя себя за «перила» сильно замедлило мое продвижение, зато спасло правую кисть от обморожения. Потому что лишь отпустив рукоятки палок, я заметил, что кисть онемела. Сняв все перчатки, принялся растирать кисть и вертеть руками. Все хорошо, кровоток восстановлен.
Таким образом, доползаю медленно по перилам до выполаживания. К этому времени меня догоняет взвод спецназа и очень кстати! Вершину уже начинает озарять Солнце, а у меня нет при себе УФ крема. Интересуюсь у старшего, выручает, дает нано защиту, мажусь. Спрашиваю — сколько идете уже? Говорит — 4 часа, но от скал Пастухова. Смотрю свой таймер, 7 часов. То на то и выходит с учетом заброски до скал. Примечательно, что у нас с ним одинаковые Garmin. Далее продолжительное выполаживание по плато и небольшой холмик, который и есть высочайшая точка Европы. На часах 7 утра и потрясающая панорама на 360!
Бегом спускаюсь вниз, в 10 часов я уже в вагончике. Внизу на 3800 солнечно и тепло, вершина пока открытая. Когда спускался на подъёмнике, вершина была уже в густых облаках…
Олег оставил мне записку, он вернулся раньше после разворота на «косой полке», срочно нужно было возвращаться домой. Созвонились, рассказал ему свои приключения.
Вот так завершилась часть отпуска, очень интересно и познавательно!
Спасибо СЕРГЕЮ и ОЛЕГУ за компанию, а так же САШЕ, МАШЕ и АЛЕКСЕЮ!

Выводы:
1. Если сильно хочется в горы, то это рано или поздно случится, если делать определенные шаги в нужном направлении. И для этого не обязательно выкупать тур.
2. К следующему восхождению надо приобретать пуховые варежки. Теплый спальник тоже не помешает.
3. Надо брать больше еды, аппетит на высоте у меня только усиливается.
4. Катайтесь на беговых лыжах, лыжники лучше переносят высоту, проверенно!

Евгений Бушуев

Прикладываю книжку Букреева

Фотографии смотрите в нашей галерее.