Фильм первого канала: Будет ли скандал на весь мир?

Новости

НАТАЛЬЯ МАРЬЯНЧИК
Обозреватель «СЭ» – о показанном в ночь на вторник российском документальном фильме «Болезни высших достижений», где целый ряд ведущих западных спортсменов были обвинены в использовании допинга и злоупотреблении системой терапевтических исключений.

ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО БЫВШИЕ

Выход почти часового фильма о допинге на главном канале страны, безусловно, событие. Тем более, если фильм снят на тему, которая вызывает в России ажиотаж – выдачу терапевтических исключений на использование запрещенных препаратов. На наших интернет-форумах очень популярным высказывания: «Почему им можно, а нам нельзя», «ВАДА легализовало допинг» и так далее. Сторонники этой позиции в ночь на вторник получили блестящее подтверждение собственных взглядов. Но, в отличие от предыдущих отечественных сюжетов на эту тему, фильм «Болезни высших достижений» явно рассчитан не только и не столько на внутреннюю, сколько на внешнюю аудиторию. А там все далеко не так просто.

Авторам фильма удалось получить комментарии у действительно звездных спикеров. Публично в использовании допинга признался датский велогонщик, неоднократный победитель многодневки «Тур де Франс» Микаэль Расмуссен. К нему присоединился коллега из Великобритании Ден Стивенс, а бывшая норвежская лыжница Сири Халле рассказала, как в скандинавской команде выписывают противоастматические препараты здоровым людям.

Помимо западных спортсменов, в фильме также принимают участие бывший вице-президент ВАДА профессор Арне Лундквист, бывший медицинский директор МОК Патрик Шамаш и бывший директор антидопингового комитета Великобритании Мишель Веррокен. В общем, целая россыпь заметных личностей.

Правда, все герои фильма имеют приставку «бывший» – спортсмены завершили карьеры, а чиновники более не занимают своих должностей. Все действующие атлеты, вроде американской гимнастки Симоны Байлз, отрицают факт каких-либо злоупотреблений ТИ. На съемки скрытой камерой и поиск разоблачителей журналисты Первого канала, в отличие от немецких коллег с канала ARD, не пошли.

Нельзя не отметить, что уровень монтажа и сценария российского фильма на порядок выше того, что демонстрировал нам немецкий журналист Хайо Зеппельт, снимавший кино о российских допинговых проблемах. Дело тут не только в разнице бюджета или в таланте авторов. По сравнению с «Болезнями…», продукт Зеппельта смотрится, словно сделанный на коленке. Принципиально отличает фильмы немца лишь одно обстоятельство: Зеппельт вскрывал новые факты и, как бы мы к нему ни относились, работал эксклюзивно. Расмуссен, Халле и прочие свои признания сделали ранее задолго до съемок нашего фильма. На камеру российского оператора они лишь повторили слова, которые в западной прессе уже звучали. Это обстоятельство ставит под вопрос, пожалуй, одну из главных задач фильма – прогреметь на мировом уровне накануне публикации второй части доклада Ричарда Макларена.

Фильм первого канала: Будет ли скандал на весь мир?

Арне ЛУНДКВИСТ (слева) — один из спикеров фильма и действующий глава ВАДА Крейг РИДИ. Фото AFP

АСТМАТИКИ ЕСТЬ И В РОССИЙСКОЙ СБОРНОЙ

Утверждая, что западные атлеты массово принимают допинг под видом терапевтических исключений и под прикрытием ВАДА, фильм констатирует неприглядный факт, но, увы, не предлагает готового решения, что же со всем этим делать. Олимпийская чемпионка Екатерина Макарова сетует, что вынуждена была долго лечить травму кисти, в то время как американская соперница Серена Уильямс в таких же обстоятельствах использовала запрещенный препарат и восстановилась куда быстрее. При этом непонятно, почему Макарова, подобно Уильямс, тоже не обратилась за терапевтическим исключением. Из принципиальных соображений? Боялась отказа? Просто не знала о такой возможности?

Норвежская лыжница Сири Халле говорит, что противоастматические препараты в сборной выписывали даже здоровым спортсменам, у которых были небольшие проблемы с дыхательными путями. А если лыжники отказывались принимать запрещенный вентолин, чтобы повысить результаты, их выставляли из сборной.

Действительно вопиющая ситуация. Однако тот же самый вентолин применяют и в российской лыжной команде. Естественно, только после консультации доктора и оформления терапевтического исключения. Но факт в том, что «астматики» есть и в России, а так называемая «спортивная астма», формирующаяся из-за долгого пребывания на морозном воздухе, вообще крайне распространенное явление в лыжах и биатлоне.

Как бы то ни было, терапевтические исключения в спорте действительно порой используются как лазейка для приема допинговых препаратов. И в нынешней ситуации защита от недобросовестных спортсменов и врачей, которые пытаются использовать ТИ для достижения неспортивного преимущества, очень слаба. Фильм «Болезни высших достижений» поднял проблему, которая в ближайшее время должна быть решена. Причем убрать эту лазейку полностью возможно будет, только если полностью избавиться от системы ТИ.

Фильм первого канала: Будет ли скандал на весь мир?

В фильме Первого канала ВАДА фактически обвиняется в покрывательстве существующей системы. Фото AFP

Мол, заболел, хочешь лечиться с использованием запрещенных препаратов – пожалуйста, но выступать в это время ты не имеешь права. Вылечился, вывел препарат из организма (а в некоторых случаях это занимает по полгода и более) – добро пожаловать обратно в профессиональный спорт. Непонятно, правда, что в таком случае делать с хроническими заболеваниями вроде астмы или аллергии. Выставить всех астматиков и аллергиков вон из спорта?

Реальней пока выглядит вариант с постепенным реформированием нынешней системы выдачи терапевтических исключений. Как минимум, она должна стать более прозрачной и не давать столь явных поводов для спекуляций. Но решать, что именно из запрещенных препаратов можно принимать при той или иной болезни и в какой концентрации, должны медики. А медицина, как выясняется в том числе благодаря фильму, порой допускает толкования вплоть до противоположных.

Тут вспоминается пример двукратной олимпийской чемпионки в прыжках с шестом Елены Исинбаевой, которая недавно призналась: за более чем десятилетие выступлений на высшем уровне, имея опыт тренировок в Монако и Италии, работая с лучшими специалистами, она даже не знала (!), что можно использовать запрещенные препараты для лечения травм. Информация, что ТИ возможно оформить и задним числом, если, например, препарат потребовалось использовать экстренно при угрозе жизни и здоровью, тоже стала для Елены новостью.

Вот здесь возникает вопрос, кто больше виноват: двусмысленная политика ВАДА, легализующая допинг, или недостаточная квалификация наших специалистов, которые до сих пор не научили российских спортсменов пользоваться своими законными правами…

www.sport-express.ru

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края