Я никогда не схожу с дистанции

Новости

интервью с бизнесменом и триатлонистом Алексеем Панфёровым

Текст Алексадра Быкова www. the-challenger.ru

В начале 1950-х компания Breitling была официальным хронометристом на самых престижных велогонках: «Джиро д’Италия», «Милан — Сан-Ремо», «Тур де Франс», «Тур Бельгии». Название Breitling появилось в одном ряду с Il Campionissimo («Чемпиониссимо») — прозвищем величайшего чемпиона мира итальянца Фаусто Коппи, который дважды побеждал в «Тур де Франс» и пять раз — в «Джиро д’Италия». Breitling также работала с его главным соперником Джино Бартали — двукратным победителем «Тур де Франс» и троекратным в Италии.

Десятилетия сменяют друг друга, но верность спорту остаётся. Теперь часы с хронографом Breitling красуются на руках «железных людей» — тех, кто бросает вызов трём стихиям. Сегодня с нами Алексей Панфёров — заместитель председателя правления «Совкомбанка», бизнесмен, триатлонист. Алексей расскажет, как преодолеть рак, сделать спорт образом жизни и никогда не сходить с дистанции.

Вы начали заниматься триатлоном в 2009 году. Сколько соревнований у вас за плечами?

Да, тогда мы с друзьями загорелись идеей и решили попробовать. С тех пор я преодолел 14 гонок Ironman, более 30 Half Ironman, 1 Ultraman, около 40 марафонов и с десяток многодневных велогонок. Полумарафоны я не считаю.

В «Инстаграме» вы цитируете Джина Кранца, руководителя полёта космического корабля «Аполлон 13». Выполняя миссию, он сказал: Failure is not an option — «Сдаться не вариант». Что для вас значит эта фраза?

Я никогда не схожу с дистанции. Варианта сдаться нет, я иду до конца, чего бы это ни стоило. Лэнс Армстронг говорил: «“Боль — штука временная. Она может длиться минуту, час, день или год, но, в конечном счёте пройдёт, и что-то другое займёт её место. Но если я сдамся, она будет длиться вечно». Люди делятся на тех, кто стиснув зубы догребает до финиша, и тех, кто спокойно сходит с гонки. Они всегда находят оправдания: мол, здоровье дороже, скоро следующий старт. Одни боятся получить травму, другим не хватает стимула. Но если человек хоть раз даёт слабину, он сдаётся снова и снова. Это касается спорта, бизнеса, жизни в целом. Поставленные задачи надо выполнять до конца.

Сверхмарафонец и рекордсмен США по суточному бегу Скотт Джурек в книге «Ешь правильно, беги быстро» пишет, что люди сходят с дистанции не потому, что не справляется их тело. Алексей, расскажите о самом тяжёлом финише. Когда тело не справлялось, но сознание оказалось сильнее.

В мае 2013 года я был на Ironman в Испании, на острове Лансароте. Дистанция там сложная, в транзитной зоне я неудачно упал. На беговом этапе стало совсем плохо: из-за жары и перенагрузки у меня пропало зрение. Было что-то жуткое. Если бы не мой партнёр, пришлось бы туго. Он нагнал меня и бежал рядом до самого финиша. Я надолго запомнил ту гонку. Мы все не жалея себя готовимся к соревнованиям, но если другу плохо, забываешь о результате. Есть вещи важнее, чем собственное эго.

Преодолевая триатлон, люди в первую очередь бросают вызов себе. Были ли гонки, где развязывалось нешуточное соперничество с другими участниками? Когда всё решали секунды?

Да, была такая гонка. Ещё в 2011 году я поставил цель — квалифицироваться на чемпионат мира в Коне. Число слотов ограничено в каждой возрастной категории: в M45-49 их всего шесть. Из 500 человек попасть в шестерку — сложная задача. Я до сих пор с ней не справился. В 2012 году в Нью-Йорке мне не хватило одной секунды. По правилам роллинг-старта, у каждого участника была своя отсечка по времени. Я не видел соперников. Было непонятно, кто как бежит. Очень обидно — вспоминаю по сей день!

Спорт не всегда был центром вашей жизни. Вы однажды сказали, что «первые 10—15 лет мужской карьеры — это горючая смесь неумеренного трудоголизма и умеренного алкоголизма». Как вы вырвались из замкнутого круга?

В те времена приоритетом была работа, спорт шёл по остаточному принципу. Был футбол, был хоккей, но системных занятий не было. Мяч погонял, размялся — уже хорошо. В 2005 году в мою жизнь вошёл бег на длинные дистанции — полумарафоны и марафоны. Появилось желание попробовать системные тренировки на выносливость, циклические виды спорта. Я задумался о правильном питании, о режиме сна, начал искать баланс между работой, безумным нервным напряжением и восстановлением. Постепенно напитывался информацией. По-настоящему системен я стал с 2009 года, когда начал готовиться к триатлону. То есть в 40 лет.

Вы рассказывали, что по незнанию начали бегать слишком усердно. В результате — перетренированность, скорые, капельницы… Врачи диагностировали вегетососудистую дистонию. Как-то раз вас едва откачали. Чему научила эта история? Вы стали лучше прислушиваться к себе?

Несомненно. Если человек умеет работать, умеет терпеть, он рискует загнать себя. Надо быть не только упорным, но и мудрым. Это приходит с опытом. Вот ты недорабатываешь, а вот уже переработал — грань тонка. Спортивная мудрость приходит не сразу, лишь спустя несколько лет тренировок. Амбициозным людям сложнее. Даже если рядом тренер, они часто не прислушиваются к его словам. Делают то, что подсказывает их организм, потому что боятся недоработать.

В 2013 году я преодолел шесть Ironman и один Ultraman. За восемь месяцев у меня было 52 соревновательных дня, самый короткий — марафон. Это перебор, такие нагрузки не делают тебя сильнее. Сил нет, результаты не растут, ты расстраиваешься. Тратишь колоссальное время на восстановление. Но это тоже опыт.

Я никогда не схожу с дистанции
В 2009 году на триатлоне в Италии вы финишировали в последней десятке. Это огорчило или раззадорило?

Раззадорило. Мы уже потом узнали, что в гонке участвовали одни профессионалы. Быть в конце среди самых сильных — дорогого стоит. К тому же это был первый триатлон. Финишировав, я был счастлив от самого преодоления, от осознания, что я это сделал.

В том же году в сентябре вы стали «полужелезным человеком», а ещё через год преодолели полный IRONMAN в Германии за 10 часов 45 минут. Подготовка была длительной. Алексей, как вы поддерживали стимул? Читали книги, смотрели фильмы?

Мне в руки попала книга Iron Ambition Джона Кэллоса. В русском переводе она вышла под названием «Железный человек есть в каждом». К тому времени книга уже стала бестселлером: было продано более миллиона экземпляров по всему миру. Я прочитал её на английском, а в конце была электронная почта автора. Я ему написал, попросил разрешения на издание книги в России. К моему удивлению уже через пару часов Джон ответил. Я спросил у него: «А я смогу сделать Ironman?» «Записывайся прямо сейчас! — сказал он. — С такими неплохими результатами понадобится не больше года. Я дам тебе лучшего американского тренера». Так всё и началось. Я был поглощён подготовкой, даже не думал, что мне тяжело. Наоборот, мне казалось, я недорабатываю. Было круто!

Стоило подняться к звёздам, как жизнь нанесла удар со спины. В середине января 2011 года вам поставили диагноз: рак почки. Какие мысли были в голове? Как справились с потрясением?

Когда тебе говорят о болезни с возможным летальным исходом, образ мышления меняется. Думаешь не о спорте, а о том, что сколько всего надо успеть в жизни. Но спорт меня спас. Я записался на диспансеризацию по просьбе тренера по триатлону. Последний врач увидел на УЗИ странное образование в почке. Если бы не тренировки, я бы не пошёл в диагностический центр и болезнь не нашли бы.

В 40 лет это тяжёлое испытание. Тут не до Ironman. В жизни есть семья, ответственность, работа. Как успеть всё завершить, если жить осталось так мало?.. Спорт помог восстановиться после операции. Несмотря на увещевания врачей, я уже в апреле финишировал на марафоне в Париже. А ведь полтора года не должен был даже думать о серьёзных нагрузках.

Алексей, вы бросили себе вызов, на который отважились бы единицы. Уже через три месяца вы снова пробежали 42 км. Через боль, «на зубах». Зачем было так торопить события и рисковать?

Весна, солнышко… Хотелось доказать себе, что я жив, что всё могу. Неразумно? Да. Стало ли мне легче? Вернулся ли я к жизни? Да, вернулся. Пробежав марафон, я просто забыл, что со мной что-то случилось. Вот зачем мне был нужен это финиш.

Я никогда не схожу с дистанции
В ноябре 2011 года вы снова преодолели полный Ironman на острове Косумель в Мексике. С каким результатом?

Из 10 часов. Даже не ожидал. Несмотря на все сложности и одну почку, у меня получилось. Сам удивился!

Перенесённая операция отбросила вас назад в смысле физических возможностей. А если говорить об упорстве, духе, силе воле? Вы стали сильнее?

Думаю, нет. Сильнее не стал. Всегда был сильным! Но я стал более рассудительным. Начал внимательнее прислушиваться к себе. С новыми ограничениями я не могу жить как раньше. Желания делать всё лучше, быстрее и качественнее не убавилось, но стало меньше отчаянного рвения и безрассудства.

Многие считают триатлон метафорой жизни: постоянное преодоление, забег на длинную дистанцию, работа над собой. А что заставляет вас снова и снова проверять себя на прочность?

Каждому мужчине нужен вызов. Войны нет, автомат в руки не возьмёшь. На работе — рутина, дома — рутина. Хочется доказать, что тебе под силу что-то особенное. Для этого нужна проверка на прочность. Все мы должны бросать себе физические вызовы, прорываться, преодолевать трудности. Только так мы становимся сильнее.

Я никогда не схожу с дистанции
Однажды вы сказали: «Чтобы решить задачу, которая лежит за гранью твоих возможностей, нужно разбить её на множество маленьких побед. Тогда вся жизнь будет состоять из достигнутых целей».

Это моя методика целеполагания. Как говорили в Древнем Китае, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Если заглядывать далеко вперёд и оценивать расстояние, которое предстоит пройти, опускаются руки. Смотри туда, куда точно доберёшься. До следующего дерева. До отметки на асфальте. Добрался? Молодец, герой! Ставь следующую отметку. Мы проходим контрольные точки, оцениваем сделанное, поправляем

Алексей, какой ваш следующий вызов?

Сейчас непростое время. Мы не пируем в России. Я ставлю цели не в спорте, а в бизнесе. Надо быть в офисе, работать руками. Я тренируюсь в режиме сохранения. На работе приходится проводить по 12-13 часов в сутки, а в «окна» вклинивать физическую нагрузку. Главное — не закисать, поддерживать форму, но не провоцировать себя соревнованиями. Сейчас у меня нет спортивных планов, и я не переживаю. Всему своё время. Раньше надо было бросать вызовы вне офиса, а теперь пора сосредоточиться на главном умении и пахать. Делать дело.

Вы заразили любовью к триатлону не только многочисленную аудиторию сайта trilife.ru, но и всю семью. Ваша жена сделала Half Ironman, оба сына с успехом выступают на стартах. Какие наставления вы даёте им перед гонкой?

Никаких, ни в коем случае. Я боюсь передавить. Единственное наставление — быть мудрыми и никогда не перебирать на дистанции. Наслаждаться гонкой, радоваться каждой секунде на трассе среди единомышленников.

В конце ноября в составе команды Breitling Triathlon Squad вы отправились на экстремальную велогонку Coronation Double Century в ЮАР. Своим участием компания Breitling поддержала благотворительную организацию QHUBEKA. Чем занимается организация, Алексей? И что означает название?

Qhubeka значит «движение вперёд». Эти люди помогают детям в Африке. Недавно организация закупила сотни велосипедов, и теперь дети добираются до школы в четыре раза быстрее. Раньше дорога занимала больше двух часов пешком в каждую сторону!

Кто ещё из спортсменов Breitling принимал участие в велогонке? Как выступила команда?

Выступили прекрасно. Но итоговый результат – не главное! Многие выдающиеся спортсмены охотно поддержали благотворительную акцию: Винченцо Нибали — победитель «Тур де Франс», Нино Шуртер — многократный чемпион мира по МТБ, Даниэла Риф — чемпионка мира — 2018 в Ironman. Мы все были в одной команде Breitling.

Алексей, дайте три совета тем, кто решил впервые участвовать в Ironman.

Первый: строить тренировки и подготовку к соревнованиям внутри своей жизни, а не свою жизнь вокруг них. Ironman — это всерьёз и надолго. Если мы строим жизнь вокруг спорта, то за какими ценностями гонимся? Хотим стать профессиональными спортсменами? Поздно, для этого надо было прожить другую жизнь. Работа, семья и друзья должны оставаться на первом месте.

Второй: двигаться к цели шаг за шагом. Сверяться с картой, быть мудрым, быть дисциплинированным в питании, в режиме. Быть постоянным. Не сильным, не быстрым, а постоянным. Сделать спортивную рутину частью своей жизни.

Третий: подбирать соревнования так, чтобы каждое новое было интереснее предыдущего. Если вы сразу поедете на самую крутую гонку, следующая вас разочарует — и по красоте, и по сложности. Поэтому начинайте с простого и постепенно добавляйте красок.

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края