Британская ассоциация Науки в Спорте и Физических Упражнениях (British Association of Sport and Exercise Sciences, BASES) обнародовала своё экспертное заключение об особенностях применения музыкального сопровождения во время физических упражнений.

В последнее время стало привычным использование музыки во время разнообразных релаксационных, восстановительных и развивающих физических занятий. Но выбор музыкального жанра все еще основывается на интуиции, а не научном подходе. Надо отметить, что уже значительное количество исследовательских работ по этой тематике сделали свои выводы, которые и попытались обобщить сотрудники упомянутой Ассоциации.

Работы, которые проводились до середины 1990-х годов, недостаточно освещали этот вопрос и давали неоднозначные результаты. Это закономерно, так как у проводивших их специалистов не было накоплено достаточной теоретической базы. Они путались в музыкальных терминах, неверно выбирали способы измерения и в целом практиковали ошибочные подходы к организации экспериментов.

Terry и Karageorghis в своих работах вывели концептуальные аспекты воздействия музыки и стандартизировали методы подбора произведений. Это помогло вывести изучение данной темы на достойный качественный уровень. После этого дальнейшие труды неизменно доказывали многочисленные выгоды от использования музыкального сопровождения при физических занятиях, так как обеспечивали:

Все эти реакции на звуковой ряд обеспечивают увеличение способностей, ритма работы, выносливости, силы. Хотя долгосрочные положительные эффекты изучены мало, но они уже проявились в более точном соблюдении выбора программ упражнений. Именно это было чрезвычайно важно в цитируемой работе, поскольку изучался медицинский восстановительный процесс.

Главными факторами, влияющими на восприимчивость к музыке в ходе нагрузок, были отмечены музыкальные достоинства ритма и общей гармонии произведений. А уже второстепенными факторами стали популярность выбранного жанра среди целевой социальной аудитории и присутствие ассоциаций, что в первую очередь проявилось в случаях использования широко известных произведений на крупных спортивных состязаниях.

Также большое внимание уделялось учету ряда личностных и ситуационных факторов в каждом конкретном случае, к которым только недавно стали проявлять пристальный интерес. Например, мужчины в основном предпочитают басовые частоты, а экстраверты, в отличие от интровертов, более чувствительны к исполнению вживую. При этом важно учесть и ожидания аудитории, то есть ее предварительный настрой на определенный тип звучания во время предстоящих занятий.

Влияние музыкального сопровождения до начала занятий изучало гораздо меньшее работ, но все они обнаружили несомненный стимулирующий эффект такого приема, помогающий оптимизировать подготовку и психологическое состояние физкультурников. Синхронный, фоновый звуковой ряд дает как психологические (усиление позитивного настроя, отвлечение внимания), так и физиологические (увеличение способностей) преимущества. Особенно это проявляется при незначительных и средних нагрузках. Несмотря на то, что роль такой музыки скорее мотивационная, она способна оказывать и прямое положительное влияние на стабильность длительных монотонных движений, как например, при забегах на длинные дистанции.

При беге трусцой, добровольцы, пользовавшиеся подобранным звуковым сопровождением, в среднем преодолели до истощения дистанцию на 15% длиннее, чем их визави из контрольной группы, не слушавшие музыку. Помимо этого, ритмичная музыка за счет стабилизации ритма движений способствует уменьшению среднего потребления кислорода, снижает ощущение усталости в среднем на 12%.

А вот роль восстановительной музыки, которая необходима после упражнений, до сих пор почти не рассматривалась. В этом направлении предстоит еще многое понять, но уже первые исследования дают очень обнадеживающие результаты. Заинтересовавшиеся читатели могут ознакомиться с полным перечнем рекомендаций по этому вопросу в майском выпуске Журнала спортивной науки (Journal of Sports Sciences).

Они включают как общеметодологические (предполагаемая музыка должна хотя бы поверхностно быть знакомой физкультурникам), так и совершенно точные указания относительно подбора и музыкальных произведений (для асинхронного типа музыкального сопровождения частота ритма обязана быть в пределах 125-140 ударов в минуту). Но авторы рекомендаций подчеркивают, что они разработаны на основе исследований на физкультурниках-любителях, поэтому прямой перенос их в практику профессионального спорта нецелесообразен.

Выработанные советы пока что годятся только для музыки, применяемой во время физических упражнений. Очевидно, следует ожидать также появления рекомендаций по подбору звукового ряда в подготовительный и релаксационный периоды.

http://www.sportmedicine.ru/