www.redbull.com
Мы решили выяснить у специалистов, что происходит с велогонщиками Red Bull Trans-Siberian Extreme.

Red Bull Trans-Siberian Extreme © Denis Klero

Константин Потапов 2.8.2015

Ольга Александрова, врач-терапевт Медицинского центра «Атлас».
Как влияет смена климатических и часовых поясов на самочувствие во время гонки?
Прежде всего ощущается смена температуры и влажности воздуха. В жарy спортсмену необходимо достаточное количество воды, в холод – высокоэнергетическое питание. Также серьёзное влияние на организм оказывает изменение давления. Конечно, организм адаптируется к переменам, но в подобных обстоятельствах все его усилия направлены на борьбу с кислородной недостаточностью. В такой ситуации в крови повышается количество эритроцитов, уровень гемоглобина, активно идёт процесс кроветворения и насыщения кислородом.
Ещё одна трудность, с которой сталкивается велогонщик, – смена часовых поясов. Именно разница во времени часто становится причиной плохого самочувствия и нарушения сна.

Паоло Асте © Denis Klero

Сколько литров воды нужно выпить за это время?
Очень важно при интенсивных физических нагрузках восполнять потери воды. Если температура воздуха 20-25°С, то за один час спортсмен массой тела 70 кг теряет 1,5-2 литра жидкости и соответственно должен выпивать литр воды. Таким образом, сохраняется естественный водный баланс. Лучше, чтобы напиток был прохладным (12-15°С). Это связано с тем, что охлаждение полости рта и носоглотки позитивно влияет на процессы терморегуляции.

Кстати говоря, за 40-60 минут до старта важно вдоволь напиться (400-600 мл), чтобы не испытывать жажду в начале заезда. Во время соревнований нужно периодически смачивать рот и делать несколько глотков жидкости. Это может быть вода или углеводно-минеральные напитки. Пить надо постоянно, соблюдая специальный график, ведь иногда жажда не ощущается вплоть до наступления обезвоживания.

Эдуард Фукс © Denis Klero

Сколько калорий нужно потратить, чтобы преодолеть 9000 километров?
Расход энергии зависит от пола, возраста, роста, массы тела, степени тренированности и условий окружающей среды. В день спортсмен может потратить порядка 9000-10000 килокалорий. Велосипедист должен принимать пищу прямо в пути, чтобы избежать критической потери калорий. Иначе он не сможет продолжать движение. Потому лучше отдать предпочтение энергетическим батончикам, печенью или фруктам, особенно бананам. Хороши также углеводные спортивные напитки. Они обеспечивают быстрый прилив сил.

Стив Харви © Denis Klero

Юлия Войнова, врач-кардиолог медицинского центра «Атлас».
Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека, который подвергается таким нагрузкам?
При экстремальных нагрузках увеличивается ударный объем сердца, количество крови, выбрасываемое желудочком. Эта величина зависит от потребностей организма в кислороде и питательных веществах, соответственно при физических нагрузках объем увеличивается. Также возрастает частота сокращений, и повышается артериальное давление. Пульс спортсмена может доходить до 200-220 ударов в минуту. Очень часто у спортсменов в сердце происходят изменения, связанные с повышенными нагрузками. Так называемое «спортивное сердце». Среди часто встречающихся проблем – гипертрофия левого желудочка, при которой увеличивается толщина сердечной мышцы.

Кристоф Аллегерт © Denis Klero

Олег Миленин, специалист в области спортивной травматологии.
Какие мышцы и суставы задействованы в процессе кручения педалей?
Во время езды основная нагрузка идёт на мышцы нижних конечностей: прежде всего бедер (четырехглавая, занимает всю переднюю и часть их боковой поверхности) и голени. Что касается суставов, то в основном работают тазобедренные, голеностопные и коленные. Больше всего задействован бедренно-надколенниковый суставный хрящ. Он находится под коленной чашечкой и от сильного воздействия порой размягчается. Зачастую это влечет за собой артроз (медленное разрушение хрящевой ткани). Несмотря на то, что сам по себе сустав никак нельзя укрепить с помощью физических нагрузок, грамотная подготовка мышц позволяет его обезопасить и заметно снизить риск травмы от перегрузок.

Важную роль здесь играет и сильный мышечный корсет брюшного пресса и спины. Он позволяет велосипедисту удерживать равновесие и лучше распределять нагрузку во время гонки. В результате можно более эффективно контролировать скорость на трассе, рассчитывать усилия и реагировать на изменения ландшафта.

Кроме того, нагрузка такого серьезного уровня связана с сильным обезвоживанием. Активно расщепляется глюкоза – главный источник углеводов в организме, в ходе чего вырабатывается большое количество лактата (его еще называют молочной кислотой). Без должной заминки и растяжки высокая концентрация вещества может привести к боли и дискомфорту.

Стив Харви © Denis Klero

Петр Зеленков, научный сотрудник НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко.
Как влияют физические нагрузки на позвоночник?
Велоспорт традиционно считается безопасным для позвоночника и рекомендуется как один из возможных видов активности для людей с заболеваниями спины. В исследовании, проведенном среди 116 профессиональных велосипедистов в Норвегии, 58% спортсменов испытывали боль в пояснице и 41% обращались по этому поводу к врачу. Боль в спине также может быть связана с неправильно подобранными пропорциями велосипеда, недостаточной силой мышц-разгибателей спины, асимметрией атлета за счет сколиоза или разной длины нижних конечностей.

В ряде исследований показано, что спортсмены с болью в спине сильнее сгибают поясницу при тренировке. Длительные статические нагрузки на этот отдел позвоночника, находящийся в согнутом положении, требуют адекватно развитых мышц спины для поддержания стабильности позвоночника. Подготовка к такой экстремальной нагрузке обязательно должна включать их тренировку. Избыточное сгибание позвоночника также может затруднять дыхание атлета на длительной дистанции. Постоянный прогиб шеи при слишком низком расположении руля зачастую провоцирует хроническую боль, причем иногда даже головную.

Эффект «сжатия позвоночника» при различных видах активности наименьший во время велосипедного спорта. Так, за 1 час рост уменьшается на 7,4 мм в положении стоя, на 5 мм в положении сидя, 7,9 мм при ходьбе и только 3,7 мм при езде на велосипеде. В то же время, при оценке нагрузки на поясницу на велоэргометре (специальном велотренажере, который помогает оценить толерантность человека к той или иной нагрузки) было показано, что при энергичном вращении педалей такое влияние на позвоночник на самом деле выше, чем при обычной ходьбе.

Подводя итог, профилактика боли в спине при длительных велопробегах включает:

• Адекватную тренировку осевых мышц в дополнение к профильным тренировкам.

• Заблаговременное выявление и компенсацию асимметрий туловища и конечностей.

• Правильный подбор параметров велосипеда, подразумевающий компромисс между

• эффективностью позиции и физиологической возможностью атлета длительно переносить нагрузку в данной позиции.