Он будет долго гнать велосипедТекст: Кристина СМУРОВА. Источник: СТАДИОН.

В детстве Антон Кузнецов занимался бальными танцами, а потом в его жизни сам собой нашелся вид спорта под названием маунтинбайк. И вмиг горный велосипед стал для красноярского юноши всем — по крайней мере, гораздо большим, чем простое увлечение. А вскоре пришли и первые серьезные успехи: так, на недавно завершившемся первенстве России 18-летний воспитанник СШЮСШОР “Здоровый мир” завоевал серебряную медаль в байкер-кроссе. Правда, сам парень не склонен к преувеличению собственного достижения и вполне разумно полагает, что это только начало.

Что касается первого опыта “езды по науке”, то, как рассказывает Антон, маунтинбайком он увлекся, когда ему было лет десять. Вышло это совершенно случайно.

— Услышал, что в школе открыли секцию горного велосипеда, — вспоминает Кузнецов. — Я тогда даже не знал, что это такое, шел туда — лишь бы дали покататься. А потом понравилось и затянуло. Это сейчас у нас идут дуэли на скорость — с горы вниз, а тогда мы укрепляли выносливость, наоборот, поднимаясь вверх по склону. Вначале катался на том, что было, — простой велик, как у всех. Потом перешел на более дорогой, со сложной техникой.

Для приобретения необходимого опыта ребята на начальном этапе устраивали гонки между собой буквально где придется. Это теперь — с развитием маунтинбайка в городе и регионе — ежегодно по краю проводятся десятки соревнований. Антон, кстати, почти всегда попадает на них в тройку лучших. А совсем недавно Кузнецов дебютировал в ранге участника первенства России — в Магнитогорске, уже в самом названии которого ощущается творческий простор для любителей колесить по пересеченной местности.

— Мы (а в нашей команде было шесть человек) приехали туда ночью, и нас сразу разместили в каком-то общежитии, — рассказывает красноярский велосипедист. — В Магнитогорске как раз проходили массовые гулянья, приуроченные ко Дню города и профессиональному празднику металлургов, поэтому заниматься приезжими было некому. Но на утро всех перевели в трехэтажное бунгало. Так что бытовых проблем не возникало. Очень понравилась сама трасса: сложная, длинная, у нас таких нет, по крайне мере я не видел. Да что там говорить — до этого никогда не катался на таком высоком уровне и с такими профессиональными гонщиками! Я и не выезжал-то никуда раньше. Соревнования такого уровня проходят всего раз в год — во время прошлого первенства я был еще слишком юным…

К слову, участие в состязаниях приняли больше ста спортсменов — конкуренция была бешеная. В уральском промышленном городе собрались не только российские гонщики, но и представители Киргизии, Украины и Казахстана.

— Все соперники были очень хорошо подготовлены, — делится впечатлениями Антон Кузнецов. — Не обошлось, конечно, и без чрезвычайных происшествий. Велики постоянно ломались, участники падали, не доезжая до финиша, прокалывали колеса. На соревнованиях всегда дежурила машина скорой помощи. И дня не проходило, чтобы кого-нибудь на ней не увозили. За неделю до официальных стартов трассу обкатали, и она стала еще труднее. В последнем заезде из десяти лучших спортсменов к финишу добрались только трое, а остальные — кто сломал велосипед, а кто и сам разбился. Борьба была тяжелой. Мне в этом плане, к счастью, повезло. Вот до этого, на Кубке России в Нижнем Тагиле, у меня вылетел шарнир из рамы, и я не знал, что делать. Спасибо ребятам, которые помогли, на два дня стартов хватило. Хорошо, что в этот раз все прошло как по маслу.

Сама дисциплина байкер-кросс, в которой выступал и выиграл серебро Кузнецов, представляет собой заезд с участием четырех человек, стартующих одновременно по сигналу. Здесь разрешены практически все методы устранения соперника: можно врезаться, подрезать, толкать руками… Единственным запрещенным приемом считается “абордаж” — удерживание руля на велосипеде оппонента. По результатам заезда в следующий раунд соревнований выходят двое самых быстрых.

— В моей группе было 26 человек, в общей сложности это три заезда — четверть- и полуфиналы и главный старт, — рассказывает воспитанник СДЮСШОР “Здоровый мир”. — И во всех своих спусках я финишировал вторым. А вот в даунхилле, где я тоже участвовал, оказался только шестым. Немного обидно, ведь в основном все мои тренировки были направлены как раз на даунхилл: там участники стартуют поочередно с интервалом в одну минуту, у кого лучше результат — тот и победитель. В байкер-кроссе все совсем по-другому. Здесь ставка на удачу. Ты можешь стартовать последним, но если кто-то из участников сойдет с дистанции, появляется шанс вырваться в лидеры и финишировать абсолютным победителем. В байкер-кроссе первое место занял гонщик из Московской области — у него велик был специализированный, он и по весу, и по габаритам меньше, на нем скорость набрать легче. И потом он специализируется только по байкер-кроссу. С москвичами в целом сложно конкурировать, у них опыта больше: они весь сезон проводят в разъездах, дома почти не бывают, участвуют постоянно в чемпионатах мира — одним словом, профессионалы. Нам сложнее, у нас даже инвентарь не тот.

Велосипеды ребята носят в прямом смысле на себе. Разбирают их — и в путь! От этого все тело у них в синяках. Но, несмотря на трудности, они не отступают.

— Незадолго до соревнований я травмировал ногу, но это не помешало мне в гонке, — говорит Антон. — Так-то защита у нас хорошая (и шлем, и костюм специальный), но, несмотря на это, и на последних соревнованиях я снова получил небольшое повреждение.

Ежедневные тренировки красноярские байкеры организовывают себе сами — в Бобровом логу, на Сопке… Трассу тоже своими руками мастерят. На все уходит, конечно, немало времени, но, как уверяет Антон, на учебу оно всегда остается. И проблем в плане успеваемости не возникает, хотя свободной минутки на другие развлечения часто не бывает. Поэтому-то основное увлечение и главное хобби парня — велосипед. Но уже сейчас этот жизнерадостный юноша понимает, что кроме спорта в багаже успешного человека должно быть что-то еще. “Не всю же жизнь заниматься маунтинбайком, еще лет пять покатаюсь — и все, хватит”, — признается серебряный призер первенства страны. Правда, с дальнейшими планами он, по собственному признанию, пока не определился.

А вот насчет ближайших состязательных перспектив спортсмен категоричен: 15 августа в Байкальске пройдут очередные соревнования по маунтинбайку, но он на них не поедет.

— Думаю, в этом году мне хватит соревнований, — говорит Кузнецов. — Хорошо, если бы затраты окупались. Ведь участники в среднем тратят по 20 тысяч рублей на одну поездку. Сам по себе данный вид спорта неприбыльный, все строится на общих идеях и интересах. Даже за последнее призовое место ничего кроме медали и грамоты я не получил. Если сравнивать с тем же Кубком России, то в Нижнем Тагиле мне за попадание на пьедестал вручили небольшой денежный грант — две тысячи рублей. Хотя, если честно, деньги ничто по сравнению с теми ощущениями, которые испытываешь перед стартом. Страх с годами исчезает, но на финише руки все равно ходуном ходят. Я думаю, ради этих мгновений все и делается! Самое главное — это твой моральный настрой.

В следующем году Антон планирует закрепиться в основной возрастной группе участников от 19 до 30 лет — так называемой элите. Рассчитывает на выполнение норматива кандидата в мастера спорта, для этого необходимо попасть в призовую тройку чемпионата России. Хотя воспитанник “Здорового мира” амбициозно мечтает о большем — о победе в этих соревнованиях. При этом, правда, отдает себе отчет: там конкуренция будет еще выше, а борьба безжалостнее.