Михаил  Герман

Заметки о движениях 100-килограммового «гонщика»

вторник, 10 июня 2014 г.

Негабиртные велопепевозки по смешанному рельефу. Веломарафон «Красспорт 2014»

Перевезти 100 кг на 100 км?

Я сразу ответил себе да на этот вопрос. И только мой видавший виды третий Аваланж нервно заскрипел цепью в прихожей, прочтя мои мысли.

Мы зарегистрировались на 100-километровый марафон «Красспорт 2014» в первый же день, так как были наслышаны о возможном ажиотаже (как в итоге и получилось).

За неделю до старта, благодаря консультациям Николая Трегубова (одного из главных рупоров красноярского любительского велоспорта) я начал планомерно готовить свой центнер живого веса к гонке: не ел лишних гадостей, пива не пил, катал умеренно, накануне отдыхал, старался высыпаться.

В общем, проснувшись в день марафона, я ощущал себя готовым. Поел на завтрак гречичной лапши, и полным сил бороться с планкой в 5 часов на 100 км закрепил велосипед на крыше Петиной машины.

А ГОЛОВУ ТЫ НЕ ЗАБЫЛ?

Я намеренно хотел, чтобы мы с Петей (моим вело-товарищем и счастливым обладателем нашей «командной» машины) приехали к месту старта пораньше. Резон простой — надо почувствовать атмосферу мероприятия, проникнуться происходящим, избавиться от лишнего психологического напряжения. Правда у подобного подхода есть и обратная сторона: когда у тебя слишком много времени на сборы — можно потерять концентрацию и забыть что-то важное.

И вот, я стоя на стартовой площадке, слышу голос стартера, начинающего обратный отсчет и понимаю, что мой велокомпьютер мирно лежит в правом кармане штанов на заднем сидении автомобиля. Вроде бы мелочь, велокомпьютер сам по себе скорости уж точно не прибавляет, но (тут, я думаю, многие меня поймут) уже один вид пустого гнезда под велокомпьютер на руле просто зверски бесит. Молча выругавшись на самого себя, я в последние секунды успел развернуть посадочное гнездо компьютера под вынос руля и избавился от ненужного раздражающего фактора.

Ещё буквально за секунду до старта я благополучно вспомнил, что забыл перешнуровать велоботинки. И это меня расстроило куда сильнее забытого велокомпьютера… и не зря. Ботинки мне и так на размер великоваты, так ещё и это. По причине забывчивости мне иногда приходилось играть на трассе роль дрессированой цирковой обезьяны и, поджимая пальцы в ботинкамх, увеличивать КПД педалирования.

В общем, несмотря на хороший запас времени на подготовку к гонке, я подошел к старту в таком виде, который учительницы начальных классов формулируют одной короткой, но ёмкой фразой:
— А голову ты не забыл?

Благо, голову велосипедисту забыть довольно трудно. Ведь на неё надевается шлем, а без него не допускают к соревнованиям.


ГЛАВНОЕ — БЕЗ ФАНАТИЗМА

Самое важное, что я собирался сделать на стартовом участке дистанции — не сорваться на эмоции и не загнать себя в порыве самореализации за счет других. В общем, я решил — никаких обгонов ради обгона. С моим весом на такой дистанции — это смерти подобно, выложился бы в начале и умирал бы потом 80 км.

Всё шло нормально, дождь ещё не начался, асфальт был сносный, ноги ехали. В горки я врубал передачу, близкую к минимальной, чтобы проходить их сидя и без геройства. Из-за этого, конечно, меня обходили ребята, которые ломили на все деньги или просто были по 60-70 кг. веса. Зато на ровных участках и спусках я настигал их без труда. Мои 100 кг в купе с отличными Швальбе Роуд Круизерами катили шикарно.
Я — этакий Альберт Демченко Красноярского любительского велоспорта )))
В свободном падении вдоль асфальта мне нет равных )))

Асфальт закончился, а с ним начали постепенно заканчиваться и мои руки. К концу всего марафона эта трясучка привела к приличным болям в ключице и локтях. Будто я отбойным молотком увлекаюсь, а не велосипедом.

На гравийке дело шло неплохо. Меня, конечно, опять настигали и обходили в горки, которые я проходил на самой низкой передаче, но никто безвозвратно из этих ребят от меня не ушел. Пологие дороги — это прям моё )))


С одним парнем мы прям будто зарубались. В горку он ломанет от меня, на выполаживании или спусках я его нагоню. Так прям раз за разом, пока я не повернулся и не спросил его:
— Мы так до финиша будем?
Парень оказался разговорчивым (видимо, как и я пытался разговорами приглушить голос начинающейся усталости)
— А ты ведь Миша Герман?
— (опа, бить будут?!!) Я.
— Я тебя помню по протоколу Апхила (было дело весной, в рамках кубка Красноярска по МТБ), ты был предпоследний, а я последний по нашему возрасту.
— То есть у тебя на меня зуб? )))

В общем, Леха оказался отличным собеседником и вообще приятным парнем. Мы с ним поболтали, и он ушел от меня в затяжную горку, я же его нагнал лишь на подходе к полю, где мы немного поработали в связке, по очереди помогаю друг другу поддержать хороший темп на гладком укатанном поле. Поле, кстати, было просто счастьем после «стиральной доски» на гравийке. Жаль только что вскоре все перешло на траву с кочками.

Знаменитое болото (ну справедливости ради — лужу) я решил перейти, а не пытать счастья в поисках фееричной фотографии падения в грязь. Размах ног большой, проскочил лужу удачно, жаль только немного правую ногу промочил, но после того, как пошел приличный дождь — это стало неощутимым фактором.

ПРОЩАЙ ЗЕМЛЯ!

Я отчетливо понял — сейчас снова будет асфальт, посмотрел на часы и приободрился — я на пол часа опережал составленный самому себе график, соблюдение которого автоматически делало бы меня довольным результатом марафона. Даже закралась мысль, что я могу уложиться в четыре с половиной часа. Но, увы.

Пошел дождь, который вскоре стал весьма ощутимым, плюс всю дорогу был приличный ветер. А вдобавок ещё и асфальт на последнем участке был ужасным, приходилось порой заниматься велослаломом, объезжая выбоины в поисках хоть какой-то пощады для рук и пятой точки.

ВОДЫ И ИЗОТОНИКА ПУДЫ

Ещё за пол часа до старта я продолжать решать для себя дилемму:  как найти оптимальное сочетание между облегчением велосипеда и наличием возможности отремонтироваться в случае чего. В итоге набор ключей и выжимка были оставлены в машине, а в сумке на раме положил одну запасную камеру, ремкомплект, две монтажки, изоленту, три пластиковых хомута. На раме также висели две бутылки воды (в одной обычный изотоник, а в другой помноженный на четыре его концентрат). За спиной в гидропаке было 1,5 литра обычной воды. Я собирался пить глоток-два концентрата, запивая водой, а ещё одна бутылка — запасная. Я так сделал, потому что не был уверен в своем заспинном гидраторе и решил подстраховаться. Бутылки надежнее. Решение это было, сразу скажу — не слишком удачное. Концентрат пить было неприятно (слишком сладко), лучше было везде навести одинаковый стандартный изотоник.

ЕДЫ ДЛЯ ЕЗДЫ

Последние полгода я обильно читал о том, как надо питаться при активной езде на велосипеде и эти веб-уроки не прошли даром. В сумку на раме я бросил три углеводных геля и три энерго-батончика. Употреблять я их намеревался по следующей схеме: Через час после старта съедаю гель, ещё через 15 минут начинаю есть батончик в несколько присестов в течение получаса, ещё через 45 минут после того как прикончу батон — снова гель и так далее до финиша. Я считаю, что соблюдение этой схемы в совокупности с питьем строго один раз в 15 минут по 5-6 глотков и стало залогом мое относительной работоспособности не только в первой половине гонки, но и на последний 10 км, о которых расскажу чуть ниже отдельно.

КАКАЯ ГАДОСТЬ… КАКАЯ ГАДОСТЬ ЭТА ВАША…

Вело-еда… Когда в течение почти 5 часов тебе приходиться есть только гели и батончики, запивая их изотониками — хочется задать их изготовителям один простой вопрос:
— А нельзя тоже самое, только со вкусам колбасы?!!

Приторно-сладкие батончики, подслащенный изотоник вставали поперек горла, но я, вопреки общечеловеческой логике (в велосипедистах вообще мало общечеловеческого) глотал и глотал эту гадость. И не зря!

ЕМЕЛЬЯНОВСКИЕ ГОРКИ.

Итак. Предстояли последние 30 км асфальта. Я чувствовал, что не загнал себя и силы есть, хоть и не безграничные. Рельеф пошел пренеприятный для моего 100-килограммового тела. Регулярные подъемы. Но ничего, я крутил свою шарманку под музыку большой задней звезды. Самая низкая передача, конечно — это несерьезно для настоящих гонщиков, но зато я сохранял какие-то силы, а люди, которые ехали немного впереди меня и ломили в гору на повышенных — начинали умирать. А я молотил и молотил в подъемы в высоким кадиенсом и минимальной скоростью.

И вот на моем пути всё чаше встречались подтверждения верности моей тактики. То и дело попадались, выкрутившиеся ребята, которые или почти не ехали или сидели на обочине.
Я, конечно, их понимал и немного сочувствовал, но при этом был всё больше доволен собой.

ШКУРНЫЙ ВОПРОС

Я угадал с одеждой. Бриджи с вело-памперсом и беговое обтягивающее синтетическое трико — снизу, велоджерси с коротким рукавом, вело-флиска, велокуртка от дождя — сверху. Я берегу больные колени и себя целиком от простуды, поэтому очень легко одеваться в дождь не люблю. И мой набор одежды оказался очень комфортным. Не промок до нитки, и жарко при этом мне не было.

ДОРОЖНАЯ РАЗВЯЗКА

Последние 5-10 км я почувствовал, что могу… что есть ещё запас сил и я начал понемногу добирать то, что экономил до этого. И к моему маленькому велосипедному счастью я начал одного за другим обходить конкурентов из подгруппы «отстающие». Блин! Какое это всё-таки приятное ощущение, даже когда ты борешься за 148 место.

Я постоянно оглядывался, обходя соперников, не ломанет ли кто мстить. Такой нашелся только один товарищ. Он «обиделся» и снова вышел вперед. У меня появился азарт!!! Думаю: «Отсижусь-ка я за тобой, раз ты такой обидчивый». Я выжидал, когда можно будет ломануть. Силы у меня на это были, но я себя знаю. Я могу ломануть очень-очень короткий отрезок, а дальше 100 кг начинают убивать силы. Поэтому я ждал и пытался не переборщить с рвением. Было бы жутко обидно выкрутиться за 500 метров до финиша и позорно пропустить вперед всех, кого обогнал совсем недавно. Я ждал.

НА ВСЕ ДЕНЬГИ

И вот я понял, что мы уже едем по Емельяново, гаишники держат машины, пропуская нас. То есть зрители есть — пора )))

И я ломанул на все деньги! И покатило. Я понял, что мой ситуативный конкурент не вывозит, а ещё через секунду я увидел вдалеке финишный створ и еле докатывающих до него трёх, кажется, гонщиков. Я ещё вложился в педали и сумел их обогнать на финишной прямой.

Я сделал это!!!

Одного, я не мог понять!!!
Почему это нет ликующей толпы, финишной ленты, криков восхищения?!! Или за 148 место все это не полагается?!! Да, бросьте!!! Вы что не видели этого, я тут на последних 10 км целую жизнь прожил, а Вы уже велосипеды упаковали, в душ сходили и пообедали?!!
Бог Вам судья )))

ИТОГО

35 из 56 по своему возрасту. 148 из 254 в абсолюте. 4 часа 45 минут.
Отбитые от трясучки руки и задница, медаль за финиш, банка Пепси от спонсоров и чувство полного удовлетворения.


Организация мероприятия — отличная, погода крутая (не хорошая, а именно крутая), проколов не было, велосипед вообще был молодцом!

Сто кило человечины доставлены. Распишитесь.

P.S.

Трасса:

Данные моего заезда из Гугл-треков:

Общее расстояние: 101,52 км (63,1 мил.)
Время движения: 4:51:16
Средняя скорость при движении: 20,91 км/ч (13,0 мил/ч)
Макс. скорость: 56,49 км/ч (35,1 мил/ч)
Средний темп при движении: 2:52 мин/км (4:37 мин/мил)
Макс. высота: 328 м (1077 фт)
Мин. высота: 187 м (612 фт)
Набор высоты: 1061 м (3482 фт)
Макс. угол наклона: 28%
Мин. угол наклона: -11%
Записано: 07.06.2014 11:26