Оправдательный вердикт в отношении чемпиона мира в прыжках с шестом канадца Шона Барбера,
который объяснил наличие наркотиков в своем допинг-тесте романтической ночью с прекрасной незнакомкой, открывает перед другими спортсменами новые горизонты для оправданий в судебных инстанциях.
В ряду самых забавных версий о том, как допинг может попасть в организм ни в чем не повинного спортсмена, на этот раз прибыло. Итак, представьте: канадский Эдмонтон, лето этого года, ночь. Барберу, одному из лучших атлетов своей страны, наутро предстоит выступать на национальном чемпионате. Дело это скорее отдает формальностью, и, видимо, поэтому Шон решил развлечься.
На популярном сайте электронных объявлений Барбер написал, что ищет женщину “для случайной встречи”. Ему тут же ответила одна из пользовательниц, фото показалось Шону привлекательным, и он назначил встречу в отеле. На следующий день допинг-проба Барбера дала положительный результат на следы кокаина. Канадцу грозила четырехлетняя (!) дисквалификация, но в итоге национальное антидопинговое агентство приняло решение о полном оправдании. Интересно, кстати, что защищал Барбера адвокат Пол Грин — тот самый, который отстоял право выступить в Рио и для российской прыгуньи в длину Дарьи Клишиной. Зеленый свет для канадского шестовика зажегся всего за три дня до старта Олимпийских игр в Рио. Но там Барбер, будучи одним из фаворитов, в итоге не прошел квалификацию.
Та самая “случайная” девушка фактически спасла карьеру спортсмена. Мать двоих детей, она выступила в суде, заявив, что обманула Шона, сказав ему, будто не употребляет наркотики. Сама же несколько раз в течение ночи нюхала кокаин в гостиничной ванной, а потом в течение длительного времени целовалась со спортсменом. Концентрация запрещенного вещества в организме прыгуна была настолько мала, что этому объяснению поверили.
— Впредь я буду осторожнее, но это не значит, что совсем откажусь от такого стиля знакомств, — заявил Барбер. — У наших предков не было такой роскоши — онлайн найти девушку, но сейчас через интернет делается буквально все. Жаль только, что полностью уверен ты можешь быть только в своей постоянной девушке или жене.
МИССИЯ ПАМЕЛЫ
“Дело Барбера” очень напоминает историю французского теннисиста Ришара Гаске семилетней давности. Тот сдал положительный тест на кокаин в марте 2009 года на турнире во Флориде. Гаске тут же получил 12-месячное отстранение от спорта, которое Международная федерация тенниса в итоге отклонила.
Гаске утверждал, что ночью накануне сдачи допинг-теста в клубе познакомился с девушкой, которая проходила в деле под псевдонимом Памела. Памела активно употребляла кокаин, и в итоге через поцелуй вещество попало в организм теннисиста. Самое интересное, что сама Памела обвинения категорически отрицала и вообще отказалась подтверждать алиби спортсмена. Девушка даже сдала свой волос на анализ, чтобы доказать, что кокаин никогда не употребляла.
О результатах этого анализа никогда не сообщалось, но судя по тому, что вскоре после него Спортивный арбитражный суд (CAS) встал на сторону Гаске, миссия Памелы успехом не увенчалась. Теннисист вернулся в профессиональный тур, но история о “кокаиновом поцелуе” до сих пор ассоциируется с его именем.
ЗОЛОТО РОССА
Канадский сноубордист Росс Ребальятти — первый олимпийский чемпион в истории своего вида спорта, вписал свое имя в историю не только Игр, но и запрещенного списка ВАДА. Проба Ребальятти, взятая сразу после его триумфа на Играх-98 в Нагано, дала положительный результат на марихуану. Международный олимпийский комитет (МОК) немедленно лишил канадца золотой медали, но спустя пару дней поменял свое решение. Причина была по-настоящему удивительной: оказалось, что на тот момент марихуана вообще не входила в запрещенный список! Естественно, после случая с Ребальятти она там тут же появилась.
Но канадец сохранил олимпийское золото и честное имя. Кстати, в 1998-м Ребальятти утверждал, что уже 10 месяцев как не употреблял никаких наркотиков, а марихуана попала в его организм через дым, которым он надышался на вечеринке. Сейчас Ребальятти — владелец достаточно крупной фирмы, которая специализируется на продажах марихуаны в медицинских целях. Правда, дела идут не очень, и в интервью канадец признался, что надеется на полную легализацию марихуаны в своей стране. В таком случае его фирма Ross’ Gold (“золото Росса” — англ.) должна заработать целое состояние.
РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ ЗАПРЕЩЕНО
Американский пловец Майкл Фелпс, чей кадр с прибором для курения марихуаны случайно попал в сеть в 2009-м, отбыл три месяца дисквалификации и потерял массу спонсоров. Чемпионка США в борьбе Стефани Ли аж два раза попадалась на этом наркотике, в результате чего не поехала на Игры-2012 в Лондон и завершила карьеру. Подобных историй в мире целая куча, хотя есть еще гораздо большая масса спортсменов, которые марихуану употребляли, но просто имели счастье никогда на этом не попасться.
Вопреки расхожему мнению Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) вовсе не стремится поймать и дисквалифицировать поголовно всех. В 2013 году ВАДА в десять раз (!) повысило разрешенный уровень содержания марихуаны в организме — с 15 до 150 нанограммов на миллилитр крови. При этом каннабис, его производные и кокаин по-прежнему запрещены только в соревновательный период — в отпуске спортсмен может расслабляться так, как считает нужным.
Если бы нынешний порог содержания марихуаны существовал в 1998-м, Ребальятти никогда бы не сделал себе громкое имя “главного наркомана сноуборда” — у него было найдено всего-то 18 нанограммов. У Барбера нашли 98 нанограммов, но кокаин — вещество из другого класса и послабления для марихуаны на него не действуют. Правда, весьма вероятно, что этот случай станет прецедентом — и еще один канадец на своем примере посодействует реформе антидопинговых правил.
Если запрещенное вещество можно с легкостью вдохнуть или получить вместе со слюной при поцелуе, то это неизбежно будет использоваться как оправдание и принесет ВАДА не один судебный иск. К тому же неясно и определение “соревновательного периода” — запрещено нюхать или курить только в перерыве между попытками? Или как в случае с Барбером, если ты весело провел ночь накануне, а на следующий день в организме остались минимальные следы, ты все равно будешь считаться нарушителем? Аналогичное, как с марихуаной, поднятие уровня максимальной концентрации сняло бы все эти вопросы. Агентство ловило бы только явных нарушителей, пропуская атлетов с остаточными следами, явно попавшими в организм по неосторожности.
В общем-то на фоне прогнозирующихся глобальных реформ и выхода второй части доклада Макларена ВАДА сейчас явно не до “наркотических” проблем. Но история с канадским прыгуном с шестом в будущем вполне способна из анекдота стать двигателем прогресса.
Наталья МАРЬЯНЧИК