Богатые люди сейчас переключились с гольфа на триатлон

Новости

www.ru.tsn.ua
Победитель Ironman Даниил Сапунов рассказывает о тернистом пути спортсмена в Украине и какой ценой достигаются победы.

36-летний Даниил Сапунов – профессиональный триатлет. В спорт пришел с раннего детства, спортивная карьера началась с бассейна, на сегодня его карьера в триатлоне длится уже 21 год. Даниил признается, что между

Украинка Елистратова выиграла общий зачет Кубка Европы по триатлону
триатлоном в начале его спортивного пути и триатлоном современным разница – колоссальная. Раньше он считался «спортом для неудачников» — в триатлон шли те спортсмены, которые не могли хорошо плавать, или ездить на велосипеде, или бегать. Более того — лет 15 назад о нем мало кто слышал. «Мне часто говорили: «Ты, наверное, хорошо стреляешь», — путая триатлон с биатлоном», — смеется Даниил.

Но времена меняются, разные виды спорта трансформируются, и сегодня триатлоном заниматься престижно. Даниил трижды участвовал в Олимпийских играх — дважды на них представлял Казахстан и один раз Украину. А в последние годы стал завсегдатаем ставших уже известными соревнованиями – Ironman.

«После 2016 года я понимал, что на Олимпиаду больше не попадаю. У нас от страны отбиралось 2 человека, а лицензия была одна. Так как второй человек был моложе меня на 6 лет, к тому же я уже трижды был на Олимпиаде – он ни разу, тренерский совет решил отправить его. Олимпийский триатлон сейчас настолько вырос, в 2015-2016 году мне уже было 32-33 года – не хватало скорости. И когда не попал – решил переквалифицироваться на Ironman», — объясняет Сапунов.

Название соревнований полностью оправдано — нагрузка не для новичков: 3,8 км нужно проплыть, 180 км проехать на велосипеде и еще почти 42 км пробежать. И все – без остановки.

ТСН.ua решил расспросить, как украинский спортсмен достиг пьедестала на Ironman, почему победа далась не с первого раза и с чего начинать начинающим спортсменам в триатлоне.

Вы дважды на Олимпиаде представляли Казахстан. Почему Казахстан, как вы там оказались?

В 2000-м году, всю жизнь выступая за Украину, на соревнованиях в Турции ко мне подошел казахстанский тренер и предложил выступать за Казахстан. Украинская федерация с удовольствием меня отпустила, выхватив оттуда кусок денег. Они были счастливы отдать спортсмена. 6 лет я представлял Казахстан, дважды – на Олимпиаде. Затем контракт с тренером закончился, плюс я женился, вернулся в Украину, потому что решил, что мое будущее будет здесь.

Разница в подходах к спортсменам в Украине и Казахстане есть?

Колоссальная. В 2008-м году я вернулся, в Федерации состоял до 2017-го. За все это время государство не дало мне ни экипировки ни велосипеда, ничего. На ту же Олимпиаду я ехал в экипировке от спонсоров, на спонсорском велосипеде. Это немного демотивирует спортсмена, потому что ты чувствуешь себя не нужным. В том же Казахстане мне давали велосипед каждый год, была полная поддерджка по питанию, форме, экипировке.

Ежегодно все новое?

Пускай это может не совсем новое и свежее, но оно давалось. И для спортсмена это всегда новая мотивация, новое желание. Это как пойти в магазин купить новый свитер – уже в нем интересно пойти на следующий день на работу. Так и у спортсменов, когда ты каждый раз катаешься в старой экипировке – это опускает твою планку. Когда на соревнование ты едешь за свой счет, выигрываешь призовые – получается ты их не выиграл, ты просто окупил поездку.

И получается круговорот: ты вроде бы профессиональный спортсмен, но ты не зарабатываешь, а просто существуешь. А спортивная карьера она длится 7 лет, у кого-то 5, по-разному. И получается в Казахстане поездки оплачиваются, призовые деньги – твои, премиальные – твои. Для спортсмена в общем это неплохо.

В Казахстане между Олимпиадами еще какие-то соревнования проводились?

Конечно. Во-первых, по контракту они мне оплачивали 10 зарубежных поездок на соревнования в год. Если у тебя есть результат – пожалуйста, тебе проплачивают и больше поездок. И ты ездишь, не тратя на это свои средства, у тебя хорошие суточные. Для сравнения, в Украине, на последней Олимпиаде 2016 года, около 15 тыс. долларов потратилось на то, чтобы туда просто отбираться. Это и свои средства, и спонсорские…

А Федерация никаких денег на Олимпиаду не дала?

А у них их особо и нет. Они вроде бы даются… К примеру, вот ситуация: в марте у нас была запланирована поездка в Австралию, мне Федерация в феврале говорит ехать, потому что нужно набирать очки, мы все оплатим. За четыре дня до вылета Федерация говорит, извини, есть деньги только на билет и проживание, остальное – на тебе. А это Австралия, там банан только стоит $1-2. Я жил там около пяти недель. Так оно все накапливалось, мое терпение закончилось.

А соревнования формата Ironman – это уже коммерческая история. Государству ты не принадлежишь, тебя с ним ничего не связывает. Из-за того, что здесь больше спонсоров, больше рекламы, больше шума – ты легко можешь найти спонсоров. Первый год перехода был тяжелым. Сейчас спонсоров больше, чем в лучшие годы в том триатлоне. Спонсорам интересен Ironman, потому что в нем участвует много любителей, у которых есть деньги. Любители смотрят во что одет профессионал, на каком велосипеде он едет, в чем бежит, в чем тренируется.

Есть существенная разница в уровне подготовки спортсменов в Украине и Казахстане?

В то время у них своих атлетов практически не было, наверное, наша нация в этом плане под этот вид спорта больше одаренная. В Казахстане культивируется борьба, бокс, – они в этих видах сильны. В триатлоне у них в основном куплены легионеры. Был один чемпион мира у них сильный, но это скорее исключение.

Но отношение к спортсменам однозначно лучше. За год до Олимпиады Министерство спорта понимает, что я уже стопроцентно олимпиец – и зарплата уже сразу 1,5 тыс. долларов. И ты целенаправленно готовишься на Олимпиаду, голова не забита бытовыми вещами. Даже если ты борешься за 10-е или 20-е место, ты все равно целенаправленно готовишься к ним.

У нас же ты как получал зарплату 2-3 тыс. гривен – так ты ее и получаешь. И спортсмен при подготовке смотрит, где на каких соревнованиях еще выступить, чтобы заработать себе, готовясь на Олимпиаду. Так и выходит, сильные спортсмены, которые показывают хорошие результаты на Чемпионате мира или Европы приезжают на Олимпиаду и им уже [подготовки] не хватает. А те, кто не занимал никаких призовых мест на промежутке, но целенаправленно готовились к Олимпиаде, – приезжают и выигрывают ее. Наши спортсмены часто отвлекаются на коммерческие предложения.

К победе на Ironman вы шли несколько лет. Расскажите о подготовке, о пройденных этапах, своих эмоциях.

В 2015 году у нас уже была большая команда спортсменов-любителей, которых я готовил именно к Ironman. При этом сам эту дистанцию не преодолевал. Я чувствовал в свою сторону небольшой упрек от спортсменов, мол, как ты можешь готовить, если сам его не проходил.

И решил в конце года выбрать любой Ironman и пройти его – без особой подготовки. Первые соревнования проходили в Малайзии, я туда ехал без какой-то перспективы на будущее, просто пройти, чтобы разобраться и готовить своих спортсменов дальше. Прошел, было сложно, но дальше продолжил готовиться к Олимпийским играм. В итоге, когда я понял, что на Олимпийские игры я не еду, решил переквалифицироваться полностью. Сделал еще один Ironman, и загорелся в этих соревнованиях победить. Первый раз в Малайзии я просто хотел эту дистанцию преодолеть, потом я уже поставил цель пройти хорошо – но у меня не получилось.

По какой причине не получилось?

Было несколько причин. Не хватало питания. Тебя «выключает». Ты едешь или бежишь, и раз – у тебя энергии нет. То взял не тот темп. Например, в прошлом году в Малайзии я приехал туда бороться за подиум и так сильно увлекся борьбой, что взял не свой темп и в итоге не смог даже пешком идти. Мне даже сидеть было тяжело. Тут важно «нащупать», что нужно и что не нужно делать. Это касается и питания, и темпа.

В чем отличие Ironman в разных странах? Есть ли какая-то квалификация?

Есть старт Ironman Kona, который проводится в конце года в Калиуа-Коне на Гавайях уже сорок лет подряд. Вокруг него много шумихи, он считается Чемпионатом мира. Раньше система отбора туда была следующая: ты набираешь очки, выступая по другим Ironman, за 8 недель закрывается отбор и 55 лучших в рейтинге участников могут принять в нем участие. Сейчас отбор осуществляется иначе – победитель из каждого Ironman полной дистанции едет в Кону.

Еще есть четыре континентальных чемпионата – Америка, Африка, Европа и Азия. Оттуда на Кону едут по три призера.

Малазийский Ironman не очень популярный – климат тяжелый, далеко лететь. Всего среди профессионалов проводится около 30-35 соревнований на полной дистанции в году.

В Техасе Ironman, где я участвовал в 2018 году, считается континентальным чемпионатом. Но именно победа в Малайзии открыла дорогу на Кону – поэтому теперь надо готовиться к октябрю 2019 года.

В начале разговора вы упоминали, что лет 15 назад уровень триатлона был другим. Насколько сильно с тех пор изменился уровень подготовки спортсменов?

В связи с популярностью подтянулись бренды. Людей в мире этим видом стало заниматься больше, соответственно и денег пошло сюда больше. Даже в том же Forbes писали, если раньше богатые люди занимались гольфом, то сейчас внимание переключилось на триатлон. С увеличением числа людей выросла конкуренция, даже среди любителей. У професисоналов конкуренция растет с каждым годом. Если раньше эту дистанцию проходили за 8:30, сейчас уже за 8 часов.

Какие особенности питания при подготовке к соревнованиям?

При подготовке, например, к Малайзии, нужно учитывать жаркий старт. Специфика такая: нужно весить как можно меньше, но чтобы была минимальная жировая прослойка, не теряя при этом массы. К примеру, два месяца назад я весил 68 кг с 9% жира. К Малайзии я начал готовиться, аккуратно соблюдая диету, и на старт вышел с весом 67 кг, но процент жира был уже 5%. Можно было бы весить и 63 кг, но эти 4 кг мышечной массы забрали бы у меня скорость и выносливость. Чистая мышечная масса – это энергия, тот «уголь», на котором нужно бежать. Важно понимать что имеются ввиду «медленные» волокна, а не мышечная масса бодибилдера.

Препараты, БАДы ведь тоже используете?

Само собой. Все секреты, конечно, не расскажу, но там стандартный набор. То, что все принимают: BCA, белок дополнительный, хондроитин.

Сколько тренируетесь, увеличивается ли интенсивность тренировок перед соревнованиями? И вообще, как распределяется процесс – плаванье, бег?

Сейчас уже отходим от количества тренировок, правильно считать в часах. Можно сделать в день и три тренировки по 20-30 минут, а можно сделать одну 5-часовую. Самая пиковая неделя у меня была – 30 часов в неделю. Даже 32. Получается 5-6 часов в день. Плаванье в среднем 3-4 км, велосипед около 100 км. Тоже в среднем, ведь бывает, что сегодня я проехал 60 км, завтра – 140. Бег – около 15 км. Все это ежедневно. Недельный объем – 15-16 км плаванья, 600-700 км велосипеда и около 100 км бега. Но все это идет микроциклами. За две недели до соревнований интенсивность снижается. Предпоследняя неделя у меня занимала 22 часа, последняя неделя – 16 часов. Это целая процедура, все высчитывается, составляется программа.

Вы же помимо этого еще занимаетесь тренерством. Как при такой интенсивности удается совмещать профессиональный спорт с тренерской работой?

Тренерская деятельность у меня вообще фактически началась еще в Казахстане, с 2002-го года. У меня отношения с тренером испортились, и я начал тренировать себя сам. В 2009 году я взял украинских мастеров спорта и решил помочь им достичь международников. В целом у меня это получилось, я стал заслуженным тренером Украины, потому что пару участников стали чемпионами и призерами Европы. Четверо из них стали мастерами спорта международного класса. Но потом появились спортсмены любители. Мотивация сильно страдает, когда сборная Украины 13 человек, 6 человек из них – твои, но при этом ты получаешь зарплату 2000 гривен.

Это реальные цифры? Две тысячи гривен?

Сегодня может 3-4 тыс. гривен. Год назад, когда я был тренером в Житомирской области, зарплата была 2 тыс. И это заслуженный тренер Украины, выше уже некуда. Вообще история получилась интересная: я этим заниматься не планировал, больше как хобби, но ребята стали показывать результат, мне дали заслуженного тренера, но я этим не жил. И других тренеров это бесило. Ведь как: «по бортику» я не хожу, толком ничего не делаю, на хорошей машине езжу, все это в комплексе вызвало злость и зависть. Дошло до того, что наши тренеры с Федерации написали письмо, чтобы у меня забрали звание, потому что я его не заслужил. В Министерстве спорта тогда посмеялись.

А школу когда запустили?

Когда триатлон стал набирать популярность и спортсмены-любители стали обращаться с просьбой помочь подготовиться к Ironman. Так появилась моя школа. Вот недавно отмечали пятилетие, нас уже 100 человек.

Это все любители?

Да, на сегодня активных спортсменов в нашей команде около 60 человек. Это те, которых мы готовим.

Сколько тренеров в команде? Вы же не один их всех тренируете?

Я скорее никого не тренирую. Скажем так, тренирую тренеров, даю им методику, проверяю весь тренировочный процесс и руковожу административным процессом. Все равно у нас в команде методика – единая. На сегодня у нас 8 тренеров, массажист, механик, доктор. Довольно-таки большая команда.

А спонсоры когда подтянулись?

Вслед за популярностью. Они видят во всем этом продажу, наверное, я им стал интересен как спортсмен и руководитель большой команды… Триатлоном не занимаются бедные люди. Если ты хочешь заняться триатлоном – минимум три тысячи долларов нужно подготовить на инвентарь. Не говоря уже о подготовке. Если ты хочешь поехать на Ironman – регистрация туда стоит около 600 евро. Сама поездка может обойтись в 1,5 тыс. евро. А к нему еще нужно подготовиться.

И, наверное, чем профессиональнее экипировка, тем цены становятся внушительнее…

Да. В год на все про все, чтобы заниматься триатлоном 10 тыс. долларов надо. Но как говорят мне мои же ученики: это классная инвестиция в самих себя.

Какой возраст у ваших учеников в команде? Кто самый старший и самый младший?

Разная. Сейчас пошел поток молодых специалистов, чаще всего IT-шников, которые сидели за компьютером и решили заняться своим здоровьем. Средний возраст команды за 30. Самому старшему – 52 года, а самому молодому – 21. Очень смешно получилось – у них день рождения в один день.

А гендерное распределение? Девочки-мальчики, кого больше? Наверное, мальчиков.

Конечно, мальчиков. Девочек на сегодня у нас в команде пятеро. Ими занимается, в основном, моя супруга, но многие девочки просят тренера-мальчика, мол, нужен жесткий подход. Кто-то из девочек приходит сделать вид, что занимается триатлоном, а многие приходят реально готовиться к Ironman. Четыре девушки у нас прошли дистанцию за 12 часов. Одна из них – мать троих детей.

Если человек приходит в средней физической форме, сколько времени может занять подготовка к участию в Ironman?

Безболезненно, чтобы преодолеть это расстояние – 2-3 года. За год можно подготовить, конечно, но будут последствия. Колени, сухожилия будут болеть. И он будет морально расстроен. Чаще всего после финиша наступает опустошение: я преодолел, а что дальше? Цель первого участия в Ironman – дойти до финиша. Немногие из них хотят с каждым разом улучшить результат.

Еще очень любопытно. Ваша школа функционирует уже 5 лет. За эти 5 лет есть результаты каких-то учеников, которыми вы по-настоящему гордитесь?

Горжусь я всеми. Кем-то я доволен, что он отобрался на те соревнование, которые хотел. Кем-то, что он пришел с весом 106 кг и я не представлял, что это за триатлет будет, а сегодня этот человек весит уже 86 кг. Это очень мотивирует всех остальных. Кто-то пришел и через год прошел Ironman. Кто-то просто рад, что он впервые за 40 лет занялся спортом. Про каждого можно сказать, что я им горжусь.

Можно ли триатлоном заниматься детям?

Можно, есть всякие Ironkid-триатлоны, но это больше в игровом формате. Если вы решили отдать ребенка в триатлон, лучше начинать заниматься не раньше 13 лет.

Люди, которые ничего не смыслят в триатлоне, но очень хотели бы начать им заниматься, что вы им посоветуете? С чего начать?

Если кто-то чем-то хочет заняться, он открывает Youtube или Google и начинает искать. У будущих триатлетов путь начинается, именно так. Многие пришедшие к нам люди сначала готовились сами, но затем все равно доверили себя тренеру. Если решите заниматься без тренера, тут важно подойти к процессу правильно. Кто-то может взять по-отдельности трех тренеров (плавание, вело, бег).

Читайте также: В Киеве начал работу поминутный прокат велосипедов

Но это не самый правильный подход. Основное, что хотел бы порекомендовать, не экономить на этом. Но если не можете взять тренера, хорошо изучите литературу или спишитесь через соцсети с теми, кто этим занимался, и расспросите у них. Я видел ребят, которые полагались на себя, но 80% из них через год приходили к тому, что тренер нужен. Как минимум потому, что за этот год они получают массу травм.

Топ-5 причин, почему триатлон, а не другой вид спорта.

Это не нудно. Это общение. Почему мне не нравится просто бассейн, ты сам плаваешь туда-сюда и не можешь общаться, в отличие от бега или велосипеда. Это красиво. Хотя тело профессионального атлета и тело атлета-любителя отличается. Тело профи – не очень красивое, оно чересчур пересушено.

То есть красиво с точки зрения приведения своего тела в эстетический внешний облик?

Да. И красиво, потому что локации соревнований проводятся в красивых местах. Еще что я заметил, в триатлон приходят люди, у которых всегда есть чему поучиться. Это амбициозные люди, которые ставят перед собой очередной вызов. Если просто марафон пробежать – это вызов, то в Ironman – это двойной-тройной вызов. Чаще всего эти люди занимают руководящие должности, или если не занимают, то займут их в будущем.

И пятое, хотя его, пожалуй, стоит на первое место поставить, – это здоровье. Разумные занятия триатлоном — это сохранение здоровья в пожилом возрасте.

Примечание: 1 гривна=2,39 рубля

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края