«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Новости

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading (Мы уже публиковали кое-что из их коллекции).

Михаил 5 лет занимается триатлоном, отобрался на чемпионат мира в серииIronman, тренирует любителей-триатлетов и ведет блог. Мы расспросили

Михаила о его спортивном увлечении.

Михаил, вы уже как-то рассказывали, почему переехали в Штаты, расскажите, почему именно в маленький городок и именно в Колорадо?

Уезжая из России, мы приняли решение, что больше не хотим жить в большом городе. Мы сразу отказались от Нью-Йорка, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, от всех других больших городов. Еще в России мы провели кабинетное исследование, чтобы понять, где лучше всего жить с детьми (у нас их двое). Мы выбрали два места: Колорадо и Калифорния. Решили начать с Колорадо и нам до сих пор тут очень нравится. Мы купили дом в нескольких километрах от Боулдера в небольшом городе – Найвот.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Боулдер, Колорадо

Боулдер – уникальное место – это Мекка триатлона. Количество чемпионов мира здесь выше, чем где-либо в мире. Кстати, здесь же живет 12 нобелевских лауреатов. Так что нам не кажется, что мы что-то потеряли из-за переезда. К нам часто приезжают интересные люди. Например, скоро приедет Дмитрий Быков. Аэропорт Денвера в часе езды от нашего дома. Так что все близко.

Михаил, вы достаточно долго сами занимались триатлоном, как давно вы сами тренируете?

Начал тренировать любителей триатлона в ноябре 2014 года. Я отобрался в финал чемпионата мира, и ко мне обратились несколько человек с просьбой помочь им с подготовкой. Начал работать и ко мне стало приходить больше людей. Я получаю огромное удовольствие от работы с триатлетами.

Вы писали в блоге, что сможете лично вести только 10 учеников и 9 мест уже занято. Можно к вам еще попасть?

На самом деле, у меня сейчас 11 учеников (из США, России, Казахстана, Армении, Белоруссии) и я чувствую, что все еще справляюсь. Я разговариваю с потенциальными учениками и ищу людей, которых мне было бы интересно тренировать.

У меня есть ученица с потенциалом отобраться на Кону в следующем году. Я, правда, никак не могу убедить ее взяться за эту цель. Она потребует довольно большой работы.

Есть ли у вас тренер?

Пользуясь тем, что я живу возле Боулдера, я тренируюсь с выдающимися тренерами. Я еженедельно я бегаю в группе Дейва Скотта (6-кратный победитель IronmanKona), плаваю в группе любителей Эней Джонс (легендарный пловец и тренер. Будучи профессиональным триатлетом, она 6 раз выступала на Гавайях и всегда была первой из воды), делаю силовую подготовку с Эрин Карсон (она занимается со всей командой Шири Линдлей, в которую входит Миринда Кэфри – текущий чемпион мира). Но у меня нет тренера, который бы вел мою программу комплексно. Я хочу, чтобы Дэйв Скотт взялся за меня.

Стоимость тренерских услуг Михаила Иванова по удаленной подготовке к триатлону — $350 в месяц. К этому необходимо добавить тренеров, которые поставят вам технику плавания и езды на велосипеде.

IRONMAN ВМЕСТО PORSCHE

Какие люди по вашему наблюдению сейчас идут в триатлон, какова их мотивация?

Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста. Если раньше мужчины средних лет покупали Porsche и уезжали на Гавайи с новой женой, то теперь триатлон становится возможностью изменить себя и стать немного героем. В триатлон приходят люди среднего возраста, где-то между 30 и 50, у которых хорошая карьера, интересная работа, но при этом чего-то им не хватает. Практически у всех моих учеников есть дети, что налагает на них еще большие ограничения по времени. В целом, моя специализация именно на таких людях – мотивированных, но очень ограниченных по времени.

А кто эти люди по роду занятий?

Раньше в триатлон больше шли люди из финансового сектора, потому что для этого нужно одновременно две вещи: время и деньги. Теперь я вижу много людей еще и из IT-сектора.

Какой минимальной суммой нужно располагать, чтобы хорошо подготовиться и пройти, допустим, для начала «половинку» железной дистанции?

Затраты могут быть очень разные, в зависимости от уровня оборудования, которое триатлет покупает. Есть вложения, связанные с первоначальной покупкой оборудования: например, гидрокостюм, велосипед, велостанок, который нужен в северных широтах, где далеко не каждый день (и сезон) можно тренироваться на улице. Кстати, гидрокостюм можно брать напрокат.

Затем есть ежемесячные траты, они зависят от того, работает он с тренером или готовится сам, в какой спортклуб и бассейн ходит.

В целом, триатлон – недешевый вид спорта, и, наверное, может потребоваться до 1000 долларов в месяц помимо первоначальных затрат на оборудование.

Но в долгосрочной перспективе – это окупается. Триатлет-любитель становится сильнее. Он получает дополнительную энергию и связи. В России люди, сделавшие Ironman, чувствуют себя причастными к особой касте. Как, например, те, кто служил в ВДВ и уровень доверия между такими людьми значимо выше. По себе могу сказать, что с того момента, как я начал заниматься триатлоном, мои доходы только росли.

Федерация триатлона США присылает лицензию с буклетом, в котором написано, что мужчина, регулярно занимающийся спортом, живет на 5 лет дольше. Правда, шутники добавляют, что в этом случае все эти 5 лет придётся провести в зале или на велосипеде.

ЭКИПИРОВКА ТРИАТЛЕТА

Какое оборудование, например, велосипед вы рекомендуете своим ученикам? Можете порекомендовать нашим читателям, что купить?

Практически нет компаний, которые самостоятельно делают все компоненты велосипеда. Сейчас этот бизнес похож на производство компьютеров в 90-х, это такой конструктор: отдельно выбираешь колеса, систему. И все это чаще всего делают разные производители.

Мой товарищ и я написали подробную статью про выбор шоссейного велосипеда. Если кратко: машину выбрать проще, чем велосипед. Ну и килограмм хорошего велосипеда обычно стоит дороже, чем килограмм хорошей машины.

Я бы рекомендовал, проверенные марки, например, Cervelo, Scott, Specialized. При выборе нового велосипеда самое важное – подобрать правильный размер рамы. Все остальное потом можно менять.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Велосипеды Cervelo скромно называются на своем официальном сайте самыми легкими и быстрыми.

Какую прибавку в секундах дают вложения в велосипед?

Это очень абстрактная цифра, которая постоянно меняется на фоне роста стоимости топового оборудования. Я брал в свое время интервью у Альберта Рукосуева — одного из первых профессионалов, который еще за СССР выступал в триатлоне, потом, кстати, уехал за рубеж и тренирует пловцов и триатлетов. Он сказал, что за последние 10 лет стоимость велосипеда выросла в 10 раз, а время прохождения вело-этапа в триатлоне на тех же трассах снизилось лишь на 5-10 минут. Прибавка в стоимости большая, а в скорости – небольшая. Поэтому ключевая вещь – это готовность ваших ног и сердечно-сосудистой системы, а не оборудования.

Но тем не менее, вы недавно публиковали в блоге обзор смазок для велосипеда и лучшие по тестам давали чуть ли не 5 минут на всю дистанцию. Даже детали оборудования могут давать такое преимущество?

Да, но это вопрос не цены. Хорошая смазка стоит недорого. В целом, велосипеды — это целый мир, есть шоссейные, разделочные… Разделочные быстрее на обычной дистанции триатлона, где запрещен драфтинг, на них другая посадка, меньше сопротивление воздуха. Шоссейные велосипеды лучше подходят либо для олимпийского триатлона с разрешенным драфтингом, либо для очень холмистых трасс, что в триатлоне редко бывает.

А у вас какой велосипед?

У меня три велосипеда. Есть разделочный — Cervélo P5, шоссейный — Cervélo S2 и обычный велосипед для поездок за городом Specialized.

Еще пару слов про оборудование. Гидрокостюм для плавания, как вы писали, может давать экономию в 5-10 секунд на 100 метрах, что довольно много. Я так понимаю, что есть также зависимость этих секунд и от марки гидрокостюма. Ну и вообще расскажите про гидрокостюмы для триатлона. Надо ли покупать его, если, например, предполагается гонка в теплой воде?

Гидрокостюм дает тем большую прибавку, чем медленнее вы плывете. Он помогает телу занять правильную позицию и снизить сопротивление воды. Триатлон – сезонный вид спорта. Чаще всего соревнования проходят с июня по октябрь. И в это время вода еще очень холодная. Так что это еще и вопрос тепла.

Хотя есть гонки, в которых запрещены гидрокостюмы, потому что вода слишком теплая. Но это, скорее, исключение. Например, на чемпионате мира в Коне, который проводится на Гавайях, слишком тепло для гидрокостюма. И они там запрещены.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов на трассе.

КАЖДОМУ ПО СИЛАМ

Любому человеку по силам подготовиться к Ironman? Есть ли ограничения?

Все ограничения в голове. Зачастую самые сложные триатлоны проходят люди, которых называют «с ограниченными способностями»: триатлеты без ног, с искусственным сердцем, болеющие раком. Если есть мотивация, то можно подготовить любого.

Какой срок необходим для подготовки к полному Ironman? Я читал ваш блог и примерно знаю ответ, вы пишете про 8-10 месяцев для «половинки» для неподготовленного человека.

Зависит от того, какой у вас предыдущий опыт. Для полного Ironman я бы не спешил. В среднем нужно 1,5 года, чтобы подготовиться и финишировать.
Разумные люди чаще всего начинают со спринта (750 м плавание, 20 км велоэтап и 10 км — бег), «олимпийки» (1.5 км — плавание, 40 км — вел и 10 км — бег) или «половинки», но есть и те, кто сразу замахивается на полную дистанцию. Таких людей не мотивируют малые дистанции.
В чем-то это можно понять. Посмотрите, сколько любителей бегают марафон. А сколько 100 метров? 100 метров – это не круто! Каждый может это сделать, а вот марафон – это большая, амбициозная цель, которая мотивирует людей. На железной дистанции марафон начинается только после 6-7-8 часов работы на плавании и веле. И это не игрушки, к такой дистанции нужно относиться с уважением.

Можно ли подготовиться быстрее?

Можно ли родить ребенка раньше срока? Можно, но он будет недоношенным. В целом, надо получать удовольствие от процесса, а не только от самого старта. Иначе, после него наступит пустота. Есть даже такое понятие «постайронменный сидром». Ты сделал. Что дальше?

Подготовиться быстрее можно, если у вас предыдущий спортивный опыт. Например, если вы занимались в детстве плаванием, лыжами или современным пятиборьем. Очень трудно научить быстро плыть взрослого человека. Фактически невозможно научить его это делать так же, как тех, кого научили в детстве. Это связано с гибкостью, с мышечной памятью. Если в детстве ты лучше воспринимал плавание, мышечная память работает дольше. Если ты в детстве ходил год в спортивную школу, то быстрее вернешься в хорошее плавание.

Правильно ли я понимаю, что в триатлоне большего успеха добивается тот, кто хотя бы в одном из этих видов спорта занимался?

Не обязательно, в любительском триатлоне добиваются успеха люди, у которых сильнее мотивация. Предыдущий опыт важен, но он не определяющий. Я знаю несколько опытных пловцов, которые в триатлоне пока не достигли многого. С другой стороны, я знаю увлеченных любителей, которые отбираются на чемпионат мира.

Какие есть риски для любителя, если он выходит на дистанцию без достаточной подготовки?

Прежде всего, это риск травмы при ускоренной подготовке, и на самой дистанции, если ты себя переборол, не сошел и дошел до конца – потом у тебя может быть травма.

Какое время считается достойным для любителя на половинке и на полномIronman? На какой результат стоит ориентироваться?

Ключевые ориентиры – пройти «половинку» быстрее 5 часов и полный — за 10 часов. Это очень приблизительные нормативы, так как трассы и условия везде разные, имеют большое значение и погодные условия. Даже если взять одну и ту же трассу при разной погоде (очень жарко, или очень холодно, или ветрено) — будет совершенно разное время. Более объективный показатель – место в возрастной группе и абсолютном зачете.

Какой у вас лучший результат в полном Ironman и в «половинке»?

На полном лучший результат – 9 ч 36 мин, а на половинке – 4 часа 49 минут.

Вы уже довольно много гонок прошли, какие у вас сейчас спортивные цели?

Очень сложно совмещать карьеру тренера и карьеру даже просто спортсмена-любителя. Я очень хорошо чувствую, что на себя остается очень мало времени, я переживаю за своих учеников больше, чем за себя. Обратил внимание, что когда делаю анализ и планирование тренировок учеников, то так вживаюсь в то, что им предстоит сделать, что устаю так, как будто я сам это делал.

В этом году у меня будет несколько половинок (Новый Орлеан, Боулдер), полный Ironman Boulder и ключевой старт в финале чемпионата мира на Гавайях.

ТРИАТЛОН КАК БИЗНЕС

Триатлон как бизнес, на ваш взгляд, сейчас на подъеме?

Есть частная компания, владеющая брендом Ironman, которая чуть ли не монополист на рынке длинного триатлона — она очень успешная. А вот призовые довольно маленькие, спонсоров немного, триатлон — не очень зрелищный вид спорта. Хотя им активно занимается столько же людей, сколько, например, хоккеем – 1 млн. человек. Но хоккей привлекает внимание миллионов зрителей и рекламодатели платят за это. А триатлон – это спорт для участников, а не для зрителей.

Профессиональные атлеты зарабатывают очень мало для такого сложного, тяжелого вида спорта. Часто они совмещают профессиональную карьеру и карьеру тренера.

А с точки зрения интереса со стороны участников, насколько он растет в последние годы?

Я вижу, что количество людей, которые занимаются триатлоном в России растет в геометрической прогрессии. Даже кризис, который влияет на финансовые возможности людей, пока не сказывается кардинальным образом на этом росте. Это очень большой тренд, хотя в абсолютных цифрах триатлетов-любителей пока все еще немного. В России примерно 500 человек заканчивали полную железную дистанцию в триатлоне, из них 300 — сделали это в прошлом году. Думаю, что в этом будет еще 300.

Сколько людей вообще увлекаются триатлоном в мире?

Ironman ежегодно проходят около 200 тысяч человек. В этом году у Ironman было 50 гонок Ironman 70.3 («половинки») и 25 целых гонок. Есть еще другие менее популярные компании-организаторы триатлонов, например, серия Challenge. Я думаю, все остальные гонки суммарно проходит еще около 100 тысяч человек в год. Итого – порядка 300 тысяч триатлетов стартуют в год на полной дистанции и 700 000 — в других форматах.

ТРАВМЫ В ТРИАТЛОНЕ

Где грань вреда для здоровья при занятиях триатлоном? Есть ли какие-то исследования на эту тему или наблюдения?

Триатлоном как правило увлекаются люди класса А, которые умеют хорошо планировать и достигать высоких целей. Если занимаешься триатлоном, это определяет то, что ты ешь, как восстанавливаешься, куда путешествуешь, как спишь. Ты не можешь пить, курить, плохо спать, если ты делаешь тяжелую физическую работу. Твой организм тебе не позволит.

Кстати, много примеров было, что полные, или часто выпивающие люди преображались после увлечения триатлоном. Обычно супруги поддерживают это увлечение. Спорт лучше, чем выпивка или вторая семья.

Часто ли бывают травмы в этом виде спорта? Какие?

У меня ни разу не было травм, я это связываю с тем, что всегда готовлюсь с правильной нагрузкой. Всем своим ученикам рекомендую дважды в неделю ходить в зал и делать силовую тренировку, это сильно укрепляет мышцы спины, корпуса, колен.

В триатлоне самый травмоопасный вид – это бег. Часто бывает, что люди с лишним весом приходят в спорт, начинают быстро наращивать объем бега. И тогда их колени просто не выдерживают. Здесь важна правильная комбинация нагрузки и восстановления. Мы становимся сильнее и быстрее не тогда, когда мы даем телу нагрузку, а когда восстанавливаемся после нагрузки. Многие люди это игнорируют.

В плавании практически невозможно получить травму, а на велосипеде можно упасть и очень серьезно.

Мой рецепт простой. Во-первых, ходить в тренажерный зал, делать комплекс специальных упражнений для триатлета, во-вторых, варьировать нагрузку, не повышать слишком быстро ни объема, ни интенсивности.

ТРИАТЛОН КАК СТРАСТЬ

Кстати, в Штатах вам нужна лицензия, чтобы тренировать?

Нет, не нужна. Здесь существует добровольная сертификация тренеров. Чтобы ее получить, необходимо пройти курсы, которые проводит Федерация триатлона, сдать экзамен, затем для подтверждения сертификации надо какое-то количество курсов проходить ежегодно. Но, в любом случае, это добровольная вещь, нет необходимости иметь лицензию: либо клиенты тебе доверяют, либо нет.

Для вас тренировки людей – это бизнес или хобби?

Скорее, это страсть, которая приносит мне дополнительный доход. Я довольно состоятельный человек. Уехав из России, мог бы много лет жить на деньги, которые заработал. Кроме того, я занялся новым бизнесом, успешным и прибыльным с первого дня. Поэтому тренирую не ради денег.

Я беру плату за услуги, поскольку в этом случае ученики относятся к работе значимо серьезнее. Кроме того, трачу время и деньги на работу с учениками. При этом я не могу масштабировать свою практику. У меня есть сейчас 11 учеников, с которыми я занимаюсь, возможно, могу взять еще несколько, но большее число людей я не смогу качественно тренировать. Так что единственный способ зарабатывать больше – повышать ставку.

Для тех, кто не может себе позволить платить за тренера, я подготовил программы самостоятельной подготовки: кто просто хочет пройти «половинку» и для тех, кто готовится пройти ее быстрее 5 часов (их можно приобрести здесь).

Когда я создавал издательство «Манн, Иванов и Фербер», я знал, что рано или поздно смогу его продать, тут – совсем по-другому. У бизнеса, завязанного на тебя лично, нет капитализации.

Источник www.zozhnik.ru

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края