Различия в гормональной реакции на активное и пассивное восстановление после высокоинтенсивных нагрузок

В последнее время большое количество публикаций посвящено высокоинтенсивному методу тренировок, и все они подтверждают преимущество в плане развития выносливости атлетов при таком способе организации процесса по сравнению с малоинтенсивным, но длительным режимом.

Целью большинства работ была выработка рекомендаций относительно уровня нагрузок, их длительности, оптимального количества периодов передышек и лишь несколько из них изучали метаболические последствия этого стиля тренировок, ограничиваясь количеством молочной кислоты и уровнем кислотности (pH).

Что интересно, использование активных периодов восстановление приводит к более быстрой нормализации кислотности и ускоренному выведению молочной кислоты по сравнению с пассивным отдыхом. Этот факт представляет своеобразную загадку, поскольку упомянутые метаболические факторы играют важную роль в совершенствовании адаптации организма к нагрузкам. Кроме того, одно из исследований обнаружило преимущество пассивного отдыха для развития физических возможностей в долгосрочной перспективе.

Сотрудники Немецкого Университета Спорта (город Кёльн, Германия) предприняли попытку разобраться во всех нюансах гормональной реакции организма на различные режимы восстановления после упражнений. В этом им помогали 12 тренированных добровольцев-мужчин, занимающихся триатлоном или велосипедным спортом.

Протокол работы включал в себя три сессии. Во время первой определялась максимальная мощность участника, две других состояли из четырех 4-минутных упражнений на велоэргометре с нагрузкой в 90-95% максимальной мощности, разделенных паузами в 3 минуты (10 минут после последнего упражнения). Паузы участники проводили или в пассивном отдыхе, не покидая эргометра, или продолжали занятия с нагрузкой в 45% от максимальной мощности (активное восстановление).

Исследовались спирометрические данные, контролировались с помощью пробы крови из мочки уха уровни молочной кислоты и pH, газовый состав крови. Перед началом сессии, а также на 4х временных отсечках после (на 0й, 30й, 60й и 180й минуте) брались пробы крови из вены, по которым определялись уровни кортизола, гормона роста, тестостерона (с подсчетом соотношения его к кортизолу), фактора роста эндотелия сосудов, фактора роста гепатоцитов и фактора подавления миграции. Предполагалось, что все метаболические реакции при активной релаксации должны были быть ниже, чем при пассивной.

Основной результат работы: аэробная прерывистая тренировка приводит к временному возрастанию уровней всех перечисленных выше элементов в крови. Но в противовес первоначальным предположениям при активном восстановлении метаболическая реакция оказалась не слабее, а напротив, сильнее выраженной по сравнению с увеличением концентрации вышеперечисленных агентов при пассивных передышках. Поскольку исследование стало пионером в своей области, авторам не удалось проанализировать полученные результаты в прямом сравнении с аналогичными исследованиями и установить причину подобного опровержения своей гипотезы.

Публикация грешит неточностями. Так, обсуждая возможную причину большего повышения уровня тестостерона после сессии с активной релаксацией, авторы отмечают, что такие сессии занимали заметно большее время (45 минут против 26 минут) по сравнению с сессиями с пассивной релаксацией. В то же время тщательно описанный протокол сессий не предусматривает каких-либо различий длительности сессий в зависимости от типа передышек.

Пожалуй, не зря авторы заканчивают публикацию словами о том, что значение полученных данных пока что не может быть точно оценено и требует подтверждения дальнейшими исследованиями.

Источник: http://www.sportmedicine.ru

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края