Как правильно и безопасно тормозить на велосипеде: 5 советов

Новости

Активная и безопасная езда на велосипеде начинается с умения правильно тормозить. Это умение нужно не только любителям велоспорта, но и простым городским райдерам — дорожная ситуация зачастую меняется так быстро, что совершать маневры приходится на уровне инстинктов.

1. Направление взгляда

Многие начинающие велосипедисты, совершая маневр, будь то торможение или объезд препятствия, смотрят прямо перед колесом велосипеда, отслеживая траекторию движения байка — это неправильно. Торможение и рулежка должны производиться на подсознательном уровне, на основе уже полученных данных, а внимание концентрируется там, где велосипед окажется через несколько мгновений. Это кажется поначалу сложным, но на деле — не более, чем переключать передачи автомобиля: представьте, много бы увидел водитель на дороге, если бы смотрел на ручку скоростей.

2. Точечное торможение

Чтобы маневрировать «вслепую», торможение должно быть как можно более коротким, и в этом помогают дисковые тормоза, обладающие избыточной мощностью. Разумеется, велосипедист должен очень хорошо знать свои тормоза, чувствовать грань, за которой произойдет блокировка колеса. Если маневр предполагает не только замедление, но и изменение направления, то тем более эффективно тормозить резко и быстро. При повороте велосипеда запас сцепления с дорогой зависит от скорости, массы райдера и байка, качества резины и рисунка протектора.

Торможение, производимое одновременно с поворотом, сильно растрачивает этот запас сцепления, из-за чего падения чаще всего случаются при резком торможении и изменении траектории — просто сносит переднее колесо. В идеале, процесс сброса скорости нужно завершить до того, как вы вошли в поворот, именно поэтому тормозить надо мощным точечным импульсом, а в повороте, быть может, лишь подкорректировать траекторию задним тормозом.

3. Развесовка

Огромную важность при торможении имеет баланс загрузки переднего и заднего тормоза. С началом торможения вес перемещается вперед, одновременно разгружая заднее колесо, из-за чего при резких замедлениях задний тормоз теряет эффективность. В идеальных условиях (сухой асфальт, хорошие покрышки, высокая концентрация внимания) велосипед можно почти мгновенно остановить одним передним тормозом — главное, чувствовать грань, за которой можно сделать «черезруль».

Но в реальной жизни придется «играть» туловищем, чтобы сохранить правильную развесовку, и иметь возможность пользоваться задним тормозом. Чем ниже сцепление с дорогой, тем меньшая масса должна приходиться на переднее колесо, в противном случае его «сорвет», и вы окажетесь на земле.

4. Как тормозить на скользкой дороге

На скользкой дороге нужно стараться немного разгрузить перед, чтобы загрузить заднее колесо и использовать задний тормоз. В отличие от заноса переднего колеса, задний занос происходит не мгновенно и его можно контролировать.

Вся фишка в том, чтобы сместить центр тяжести чуть назад, при этом не свешиваясь за седло, и не упираясь руками в руль. Это должно выглядеть приблизительно следующим образом: вы немного сгибаете спину (как бы дугой), отклоняетесь назад и упираетесь ногами в педали — получается устойчивая система человек-велосипед, с приличным смещением центра тяжести назад.

Руки при этом полностью расслаблены — только контролируют направление движения и интенсивность торможения — это очень важно: начнете упираться при замедлении руками в руль — развесовка опять уйдет вперед. Фактически, вы должны упираться в велосипед лишь ногами и задницей.

5. Почему нет ABS для велосипеда

Как известно, самое эффективное торможение — на грани блокировки колеса, и этот принцип используется в ABS системах на автомобилях и мотоциклах. На велосипедах антиблокировочная система пока что не приживается.

Но учитывая, каким широким шагом в велосипедном мире идет электронная трансмиссия и управление подвеской, нет сомнений, что рано или поздно мы получим рабочий механизм ABS для велосипеда, это лишь вопрос времени и спроса на подобные «излишества».

Поэтому пока в некоторых случаях приходится имитировать систему антиблокировки, тормозя прерывисто, на грани блокировки. Здесь опять-таки здорово помогают диски, с их мощностью и модуляцией (чувствительностью).

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края