Андрей Кондрашев www.skisport.ru

Планируемые серьезные изменения в программе соревнований по лыжным гонкам вызвали адекватно бурную реакцию среди всех заинтересованных сторон.

Попробуем взглянуть на проблему назревших перемен с точки зрения их инициаторов. Далеко не все аргументы с их стороны прозвучали и были разъяснены.

Главным мотивом нововведений стало падение зрительского интереса к лыжным гонкам. А эта тенденция напрямую влечет за собой и уменьшение внимания других интересантов – инвесторов.

Основные источники доходов Международной лыжной федерации FIS – продажа телевизионных прав и спонсорские инвестиции. Ранее журнал «ЛС» анализировал FIS-телерейтинги. Тенденции не изменились. Давайте теперь заглянем в казну федерации.

Предлагаю не лезть глубоко в чужие карманы, как бы этого не хотелось, а лишь сравнить некоторые финансовые отчетности FIS, что будет хорошим подспорьем в оценке популярности лыжных видов. Ведь «монетизация» современного спорта становится не менее адекватным показателем его привлекательности, чем общепринятые тв-рейтинги. Те, от кого зависит финансовая состоятельность — рекламодатели, спонсоры, партнеры – так же чутко, как и болельщики, реагируют на зрелищность предлагаемого спортивного действа. Деньги «идут» туда, где заметен зрительский интерес.

Призовой фонд – значительная часть бюджетных расходов, и он достоверно отражает финансовые приоритеты одной из крупнейших мировых спортивных федераций. Лыжные гонки не входят в круг фаворитов по этому показателю.


*только мужской турнир

Сравнение призовых выплат в целом подтверждает соотношение разных лыжных видов спорта по тв-рейтингам. У более телегеничных, теле-привлекательных дисциплин кошелёк толще. За последние годы спонсорские закрома заметно увеличились у сноуборда и фристайла, которые почти сравнялись с лыжными гонками по общей сумме призовых гонораров. Фристайл и сноуборд получили дополнительную олимпийскую квоту в программе зимних Игр, что заметно повышает их финансовую привлекательность. Прыжки с трамплина усиливают свой финансовый потенциал за счет бурного развития женского спорта. На очереди уже участие женщин в лыжном двоеборье в Кубке мира сезона 2019/20 и в чемпионате мира 2021. Олимпиада у лыжниц-двоеборок в планах на 2022 год.

А вот лыжные гонки могут потерять олимпийские марафонские дисциплины через четыре года. Об этом не раз размышлял вслух президент FIS Каспер, обсуждая перспективы Игр. Правда, возможна замена марафонов на… ски-кросс, возможно появление смешанной эстафеты. Но вероятность некоторого сокращения программы лыжных гонок весьма высока. Как и вполне реален отказ FIS от таких олимпийских дорогостоящих, затратных дисциплин, какими остаются скоростной спуск в горных лыжах, прыжки с больших трамплинов.

Гонорары

Нас приучили к обязательной финансовой статистике в репортажах о теннисе, футболе и других престижных видах спорта. Заработки представителей разных лыжных дисциплин выглядят более чем скромно на фоне доходов звезд передовых денежных спортов. Наверное, это основная причина сдержанного интереса к дивидендам спортсменов-цикликов (а может быть циклистов). Однако бедными, несостоятельными вряд ли можно назвать мировых лидеров лыжного спорта, независимо от их специализации.

Горные лыжи – самый «сладкий» FIS-овский спорт по всем финансовым показателям. Лидеры-горнолыжники зарабатывают в разы больше представителей других дисциплин. Гендерного неравенства в распределении призового фонда уже давно нет, и женщины-чемпионки нередко зарабатывают больше мужчин. Так было в минувшем сезоне в горных лыжах. Американка Микаэла Шифрин заработала на 70 тыс. франков больше австрийского обладателя Кубка мира Марселя Хиршера (529 тыс. призовых). Так же финансово успешней на 57 тыс. франков оказалась норвежка Хайди Венг в сравнении с соотечественником Мартином Сундбю (215 тыс.) в лыжных гонках.


Призовые выплаты в мужских Кубках мира FIS-2016/17

(швейцарские франки)

 

Гонорары российских лыжников

В контексте добытых призовых, наверное будет любопытным небольшое отступление от основной темы статьи. Добытые призовые лучшим российским гонщиком Сергеем Устюговым в сезоне 2016/17 (172 тыс.) соответствуют уровню 6-7 мест в горнолыжном Кубке и примерно третьему месту в прыжках с трамплина.

Лучший российский лыжник-прыгун Евгений Климов, занявший 17-е место в Кубке мира, заработал 38 тыс. франков. А вот на счету российского лыжника-гонщика Александра Бессмертных 9,5 тыс. франков за 11-е место в дистанционном и 15-е в общем кубковом рейтингах. Спринтерская специализация позволяет некоторым спортсменам зарабатывать не хуже дистанционщиков. Например, Глеб Ретивых, второй российский гонщик по кубковым гонорарам, заработал 21 тыс. за 11-е место среди спринтеров, а Наталье Матвеевой седьмое место в спринтерской классификации принесло самый высокий гонорар среди соотечественниц – 27 тыс. франков. Для сравнения 11-е место Юлии Чекалевой, лучшей россиянки в общем кубковом зачете, принесло ей 8,5 тыс. призовых.

Основные рынки FIS

Более половины (58%) всех спонсорских капиталовложений в программы и проекты FIS приходится на три европейские страны: Австрию, Германию и Швейцарию. Американский рынок – третий в этом рейтинге с долей 15%. Россия входит в категорию «остальной мир»(worldwide) с малозаметным вкладом (данные REPUCOM).

Объем спонсорских инвестиций ведущих зимних спортивных рынков


А теперь обратите внимание на популярность разных лыжных видов в упомянутых странах-лидерах рынка. Горные лыжи – несомненный фаворит в рейтинге привлекательности. Исключением является только Германия, в которой приоритет зрительского интереса пока отдается биатлону (данные REPUCOM).

Популярность зимних (лыжных) видов спорта

В Италии, Франции, Швеции горные лыжи так же в топах репутации, но с меньшим превосходством над другими дисциплинами.

К сожалению, лыжные гонки уступили свои некогда крепкие позиции в рейтингах зимней популярности, несмотря на оставшееся довольно объемным телевизионное освещение.

Объем телетрансляций (час.) и телеаудитория (млн.человек) в десяти ведущих зимних спортивных странах

Примеч.: желтый цвет – объем телевизионных трансляций (час.), синий цвет – телеаудитория (млн.чел.)Примеч.: желтый цвет – объем телевизионных трансляций (час.), синий цвет – телеаудитория (млн.чел.)
REPUCOM

На протяжении многих лет горные лыжи набирают наибольшее количество телевизионного эфирного времени (в сезоне 2015/16 почти 3400 час.) в десятке ведущих стран, поддерживающих зимний спортивный рынок. В этот список топ-10 входит и Россия.

Если альпийский лыжный спорт лидирует по объему телепоказа, то прыжки с трамплина собирают наибольшее количество телезрителей. Основной вклад в прыжковую телеаудиторию вносит смотрение новогоднего Турне четырех трамплинов.

Лыжные гонки в этих рейтингах на третьем месте. Наибольшую аудиторию беговых лыж собирают многодневка Тур де Ски, а также мини-туры открытия сезона и финала Кубка мира. Так что неспроста почти половину нынешнего расписания Кубка мира (13 гонок из 29) составляют старты, входящие в программу многодневок.

Нельзя недооценивать сравнительно невысокие показатели фристайла и сноуборда. Эти относительно новые зимние дисциплины стремительно набирают телевизионную привлекательность. Она уже сопоставима с лыжным двоеборьем, а завидные темпы расширения своих рынков обещают фристайлу и сноуборду весьма завидные перспективы.