Иркутянка Дарья Манзий приняла участие в чемпионате России по суточному бегу и написала интересный отчет об этом экстремальном мероприятии.
«Если вы хотите совершить что-то сумасшедшее – тщательно продумывайте все до мелочей, иначе последствия могут быть необратимыми.
Если вы хотите совершить что-то безумное, бессмысленное и беспощадное – пробегите суточный бег.»
Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить тех людей, которые вносят огромный вклад и всячески меня поддерживают на соревнованиях. Огромное спасибо нашему другу-альпинисту из Москвы Чернушкину Косте и его жене Кате, которые всегда так тепло и по-доброму встречают в столице нашей Родины! Также выражается благодарность Казанцеву Сергею Михайловичу, Тренеру и очень хорошему человеку, который не только нас тренирует, но и учит никогда не сдаваться. Ну и особое спасибо охота сказать сыну тренера – Коле, 50% показанного результата – это его заслуга.
14-15 мая мне удалось принять участие в Чемпионате России по суточному бегу в Москве. Целенаправленно подготовиться к нему не удалось; март-апрель отдыхала от достаточно активного бегово-лыжного сезона, а в мае просто было не до спорта. Но за март вышли хорошие соревновательные объемы: «Ледовый шторм»-203 км, Байкальский Ледовый марафон – 42 км, Первенство ВУЗов по лыжным гонкам – 13 км, БАМ – 50 км, в апреле по плану просто «прошла» Козерог и пробежала забег в Кабанске, после которого стало ясно, что форма не ахти. Копила силы. Долго сомневаясь, брать ли билеты или нет, все же решила ехать, ведь душевное сомнение – не повод к отступлению. Слишком уж долго морально готовилась к этому шагу.
Встал вопрос о том, кто же будет поддерживать и кормить меня в течение суток встал очень остро. Те, кого я просила – либо работали, либо не знали как кормить, либо были заняты. Тогда пришлось попросить сына Сергея Михайловича – Колю, чтобы он побыл на соревнованиях, покормил, давал «пенделя». Было очень страшно – боялась, что могут начаться судороги и одна я ничего с этим не сделаю, да и морально тяжело.
День старта, 14 мая. Приходим на регистрацию на стадион «Искра», остается 10 минут до ее окончания, показываю врачу справку (допущен к соревнования по лыжным гонкам) – и у меня ее заворачивают, не тот формат, а без визы местного врача, ясно, что не допустят! Начинаю переживать, подхожу к главному судье, хорошо мужчина адекватный и добрый – отправляет меня померить давление. Приходим в медпункт, медсестра только с 4го раза смогла замерить мне давление, потому что прибор глючил – затем показал 110/70. Потом мы бегом на регистрацию, все подписали, идем располагаться. Многие брали с собой палатки, коврики, мы же не взяли ничего – чтобы не было соблазна пойти лечь! Я просто вытащила продукты, вещи. Затем построение, официальное открытие соревнований. Подходим на линию старта. Время два часа дня. МААААРШ! И вот, сутки начались.
Сначала бегу в первой группе, и тут мне Ваня Кокорин: «ты что делаешь, мы по 5-45 бежим, это по мужикам-то быстро считается…». Через несколько километров решаю сбавить темп и бежать в своем ритме. Пью много воды, тк нельзя допустить, чтобы закислились мышцы и заголодал организм. Ем каждые три-четыре круга. Первые два часа организм адаптировался, потом привык. Ем по очереди шоколад, пастилу, хлеб с салом, бананы, пью минералку «Ессентуки». Уже пятому часу начинаю тихо не переносить вкус соленой минералки, пью только воду.
Отметку 42 км прохожу в районе 4,5 часов. По моим расчетам, 100 км должна пробежать за 10,5 часов… Но, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Уже после шести часов дико начинает болеть поясница и потихоньку ноги, отправляюсь на массаж к Коле. Постепенно начинает темнеть, холодает, но мы все еще бежим в футболках и шортах. Ближе к 11 вечера усилился ветер. Начинаю понимать, что из 11 часов сотню выбежать не получится, и это начинает смущать. Ноги сводит еще сильнее, бежать тяжелее, каждые 40-50 мин – массаж. Коля все время подбадривает, кормит, говорит «ручками работай почаще». В 2 часа ночи, т.е. через 12 часов после старта, преодолеваю отметку в 102 км. Сказать, что состояние фиговое – ничего не сказать. Но за все 12 часов ни разу на шаг не перешла.
После этого рубежа Коля говорит – иди полежи, сделаю массаж, потом дальше продолжишь бежать. Это было серьезной ошибкой. Теперь знаю, что если ты лег – это гарант того, что ты не то что не побежишь, ты идти не сможешь. Ложусь, и начинаются дикие судороги – охота орать, но лежу и молчу, поворачиваюсь с боку на бок, но толку от этого нет. Через 20 минут понимаю, что надоело испытывать такую боль, поэтому одеваюсь тепло и иду на дорожку. Очень тяжело делать первые шаги. Очень. Вот тут-то и пошла пешком.
Ночь пролетела очень быстро – рассвет был в 3:40. Еду уже не переношу, даже сало надоело. Пью и ем хлеб, идешь такой с куском черного хлеба по дорожке и радуешься ему. В 6 утра появляется желание сойти. Говорю Коле «давай прекратим эти страдания, ты домой поедешь, я закончу, фиг с ним», на что слышу «Ага, сейчас! Ты можешь меня отпинать после соревнований, но ты фиг сойдешь, не дам я тебе сойти!». Понимаю, что ныть бесполезно. Коля кричит на весь стадион, чтобы ногами быстрее перебирала и работала руками. Иду как лыжную имитацию. Утром количество бегающих явно сократилось. Кто-то тоже на шаг перешел, кто-то ооочень медленно бежал. Ветренно. Раздеваться неохота.
Остается 7 часов. Натираю на мизинце очень сильную мозоль, но иду. Массаж каждые 40 мин – для меня это спасение, потому что хоть тут можно посидеть (ну, и в туалете тоже). А потом тебя тянут за руки и говорят «Все, давай, пошла!» толкают в спину и ты начинаешь опять наматывать круги. И тут наблюдаю картину: те, кто медленно бежали – начинают ускоряться! Начинают делать отрыв! Лидеры у мужчин кардинально начали меняться.
5,5 часов до финиша. Ноги не шевелятся, стопа и икры перестали болеть, адаптировались, но колени и бедра дают о себе знать. Не привыкли они бегать по жесткой дорожке, грунтовое покрытие им явно ближе. Мечтаю о роллерах, толкнулся – и катишься… Но не бежишь. Тут мои мечты разрушает Коля, толкая в спину, идя рядом, хватая за руку и тащя вперед, говоря – давай быстрее, от графика отстаем! А мне пофиг на этот график. Иду и спрашиваю народ, что есть же надежда, что эти страдания когда-то закончится?…
4 часа до финиша. От перегруза дико тошнит. Еще чувство, что вот-вот сознание потеряешь. Пробивает на слезы от слов «давай быстрее» — говорю, что не могу я… хочу быстрее, но не могу… Лопнула мозоль. Коля говорит мне: разозлись на меня, — и говорит мне что-то обидное. Не помню что. Что-то вроде, что я улитка и зря мне помогают. И это помогло — меня хватило на 4 круга пробежать, бегу и показываю кулак Коле, что он такой нехороший заставил бежать. Потом массаж. Смотрю на окружающий народ – лидеры как всегда бодры, остальная часть хоть медленно, но «ползет».
Самое веселое было то, что сначала сутки начинала бежать не в своих кроссовках, взяла их с лыжной базы – они были несколько неудобны, зато легкие. Потом обулась в свои, но они тяжелее, и большую часть трассы преодолела в них, но ноги все равно отбила. На 20м часу приходит в голову мысль одеть кроссовки Коли 43го размера – все равно иду пешком. А они яркие, легкие, затянула их потуже и пошла. Таким образом, он провел несколько часов на своей дорожке без обуви. Зато это было хоть какое-то для меня облегчение.
2 часа до финиша. Продукты почти закончились. Коля «я бы сходил в магазин, но ты же халявить начнешь», а толку от продуктов бы не было – кроме хлеба я и так ничего почти не ела. Договорились на том, что поворот круга иду, а прямую бегу, типа ускорения, так быстрее получалось. Тут судьи объявляют, что Дарье из Иркутска «для выполнения кандидата в мастера спорта нужно преодолеть 8 км, это около 20 кругов, главное постараться» — вызов был принят. Уже сама, «на зубах», доскребалась до 160 км, тут уже участники начали подбадривать – ты из Иркутска? Давай-давай, терпи! Но потом, для победного, решила еще три круга пройти, потому что 161 красивее, чем 160. Где то за 30 минут до окончания суток решила прекратить. Итого получилось 161, 219 км. 9 место. В любом случае довольна, важно было не место, важен был километраж, так как изначально нацеливалась где-то на 170 км. Есть к чему стремиться. Затем, из протокола узнаю, что 161,200 – это сто миль. Пожалуй, только это вызвало позитивные эмоции!
Выводы следующие:
1) 100 км – это вообще скоростная дистанция по сравнению с сутками!
2) без поддержки, тактики и правильного питания здесь делать нечего
3) не думаю, что когда-то еще решусь бежать подобные соревнования.
То как надо любить бегать, чтобы вот так себя мучать…Но теперь я это знаю. А узнать это можно было только через собственный опыт, который у тебя никто не отнимет.