Три ультрамарафона за три месяца. Интервью с Антоном Жилиным

Новости

Источник: sport-marafon.ru

Мы много раз говорили, что в «Спорт-Марафон» работают уникальные люди. Наглядный пример — наш менеджер бегового направления Антон Жилин, пробежавший три горных ультрамарафона по 100 километров за три месяца: 100 Miles of Istria в апреле; Ural Ultra Trail в мае; Altai Ultra Trail в июле.

Мы, как коллеги, больше всего оценили то, что после каждого забега в понедельник он был на работе. В попытках понять, как непрофессиональный спортсмен в 21 год бегает по «сотне» раз в месяц, мы попросили Антона рассказать всю правду: зачем это нужно, как тренироваться, как бежать, когда никуда не бежится. Спойлер: главное в беге — наслаждение процессом.

— Три «ультры» за три месяца — такая идея у тебя была изначально или просто после первой сотни ты уже не мог остановиться? Что тебя вообще на это сподвигло, откуда такая цель?
— Не то чтобы сподвигло — скорее, это было желание путешествовать, посмотреть побольше мест, ну и получить опыт. Я начинал с туризма, и новые места для меня очень важны. Мне нравится подход Михаила Афанасенкова к забегам на ультрадлинные дистанции. У него есть книга об этом — «Путь физкультурника». Суть в том, чтобы бегать не ради результата, а ради ощущений и удовольствия. То есть не ставить соревновательных целей, а просто получать удовольствие от процесса. И это как раз то, что мне нужно было в этом году. Когда в январе я составлял планы на новый соревновательный сезон, у меня была идея накопить опыта в длинных горных забегах на 100 км. То есть понять, что это вообще такое и как организм будет всё это воспринимать, как подводиться к гонке, как питаться, какое брать снаряжение… Я хотел, чтобы для меня такие забеги стали чем-то более привычным, и чтобы в следующем году уже можно было попробовать пробежать на результат. А основной целью этого года был именно опыт. И, конечно, после первой сотни я уже не смог остановиться. Трейлраннинг окончательно захватил меня с головой.

-Ты давно бегаешь? Какой была максимальная дистанция до первой «сотни»?
-Я начал бегать в детстве, но мне очень не понравились циклические нагрузки. И вообще нагрузки. Я был ленивым ребёнком. А лет в двенадцать начал участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию, потом — в рогейнах и мультигонках, походах, и постепенно бег стал регулярным. И всё это было связано с походами, лесом, трейлами. Асфальтовым бегом я занялся совсем недавно и делаю это скорее постольку-поскольку. Мне не очень нравится бегать и соревноваться по асфальту. Для первой сотни у меня была хорошая подводка. В 2015 году я пробежал 70 км с перерывом в 3 часа — 35 км + 35 км. А в 2016-м — 42 км на Московском марафоне, через месяц 50 км на Forest King Ultra Trail и 85 км зимой на Northern Wanderer в Питере. С таким багажом через три с половиной месяца я подошёл к своей первой сотне.

— Расскажи про подготовку. Как тренировался, как питался?
— У меня есть тренер, Александр Элконин Кардиолог по образованию, тренер по призванию. Отличное сочетание для понимания физиологии бега. В копилке Александра — более 40 лет стажа на горных лыжах, более 20 марафонов в период с 2005 года и более 15 горных ультрамарафонов, а также большой опыт в других видах спорта. Кроме ряда статей, Александр провёл несколько лекций непосредственно в магазине. Сейчас Александр тренирует в беговом клубе Спорт-Марафон, так что вы можете лично задать ему свои вопросы. . Он составил для меня тренировочные планы, корректировал технику бега, исправлял ошибки, давал советы. Мы учитывали, что у меня большая выносливость, но есть проблемы со скоростью и пульсом. И вот эти конкретные задачи нам удалось выполнить. Я очень рад, что у меня был опыт рогейнов и мультигонок — после них трейлы кажутся приятными мероприятиями с хорошими тропами и условиями «all inclusive». Также они дают умение бегать по лесу, болотам и любым другим сложным поверхностям, где «плоские» бегуны обычно пасуют. Что могу сказать про питание… С этим у меня всегда были проблемы — ем много и что попало. Это, наверное, очень большой блок в развитии меня как бегуна и надеюсь, что смогу заострить на этом внимание и к зиме исправить этот момент. Вообще, если не питаться правильно, это будет очень стопорить тренировочный процесс. У меня это привело к тому, что я месяц прожил с болями и спазмами кишечника.

— В чём специфика тренировок для забегов на 100 км? Сколько ты бегаешь и как всё это сочетается с работой и личной жизнью?
— Специфика подготовки — в большом количестве ОФП и длинных пробежек. Нужно подготовить двигательный аппарат к сверхнагрузкам, то есть важна не только выносливость, но и сила. Мои недельные объёмы обычно скачут, и тренировки крайне разнообразны, поэтому приводить какие-либо конкретные цифры мне сложно — в неделю может получаться и 65, и 120 километров. Но я стараюсь выходить на пробежку при любой возможности. В этом плане тренировки в беговом клубе «Спорт-Марафон» два раза в неделю — идеальное сочетание работы и спорта. В остальном же любой тренировочный процесс с работой и личной жизнью сочетается тяжело, потому что очень часто не хватает сна и восстановления. Это основная проблема, и я стараюсь решать её по мере своих сил.

— Расскажи про своё снаряжение. Я видела спортсменов, бежавших горный марафон с маленькой поясной сумочкой, и тех, кто на ровные 30 км в Суздали вышел с набитым 20-литровым рюкзаком. Какой у тебя подход? Что из экипировки ты брал с собой на первую «сотню» и какие выводы сделал после третьей?
— Я всегда был сторонником идеи, что горные трейлы — это место, где в случае любого ЧП ты можешь рассчитывать только на себя. Оказаться на горном перевале в бурю с вывихнутой лодыжкой в одной футболке — не лучший вариант. Поэтому я всегда беру с собой обязательное снаряжение, которое прописывают организаторы, а иногда и немного больше. Но я не сторонник набивать большой рюкзак, поэтому стараюсь покупать современную лёгкую и компактную снарягу, чтобы она помещалась в мой беговой жилет Salomon Adv Skin 12. Основной объём обычно занимает еда — я люблю много есть на дистанции 🙂 Экипировка почти не изменилась с первой «сотни». Я делаю некоторые выводы, понимаю где можно её улучшить, но в основном снаряжение меня только радует.

— Тебе бывает страшно перед стартом?
— О! Это отдельная тема. Я очень переживаю, волнуюсь и испытываю много всяких эмоций перед любыми важными событиями в жизни, будь то гонка, экзамен или переговоры. Перед гонкой обычно приходится бороться с бессонницей и пить валерьянку или «Ново-Пассит». Но я не могу сказать, что боялся — просто была некая эмоция, которую я испытывал. Такая яркая эмоция о прекрасном грядущем событии.

— Расскажи о каждом из трёх трейлов. Чем они для тебя отличались, что больше всего запомнилось?
— Они все очень разные — и физически, и эмоционально, и визуально. 100 Miles of Istria в Хорватии — это идеальный трейл для новичков. Там тепло, недорого, очень хорошая организация и разметка, относительно небольшой набор высот. Я бы рекомендовал его в качестве первой сотни или любой первой длинной дистанции. Это именно беговой маршрут, то есть практически всю дистанцию можно бежать. Я бежал всё, кроме подъёмов в горку и последних пяти километров. В горки шёл пешком, но очень бодро, работал палками, перекладывал максимум веса на руки и спину — благо после водных походов у меня сильная спина и я могу разгружать ноги. А вот последние километры… Это был тяжёлый психологический момент: я бреду по полю и не могу заставить себя бежать, а меня все обгоняют. В этом месте мой маршрут совпадал с маршрутом марафонской дистанции и меня обгоняли девочки — девочки в шортах, девочки в юбках, и вроде бы понимаешь, что они бегут в 2.5 раза меньше, но всё равно это очень бесит. Договорился с собой, что бегу один километр. Казалось бы, ну что такое километр? Бегу, бегу, бегу, по ощущениям уже километра полтора, смотрю на часы — пробежал 300 метров. Заколдованные поля… Но на финише даже было немного обидно, что всё закончилось. А ощущение того, что пробежал первые 108 километров в жизни, пришло только на следующий день. Ural Ultra Trail — это отличный линейный трейл с хорошей организацией, интересным и красивым маршрутом. Это был мой трейл-учитель, он показал мне все слабые места и наказал за все ошибки в подготовке. Перед забегом я не спал три ночи, ещё и отравился накануне. В итоге на дистанции меня тошнило, при темпе 6 минут/км был дичайший пульс под 175, я шёл пешком 30 километров — с 65-го по 95-й. Самым сложным определённо был Altai Ultra Trail, но он же был и самым красивым. Там очень сложные тропы с камнями и корнями, был постоянный риск подвернуть голеностоп. Это вообще не очень скоростная дистанция, и так получилось, что шёл я, наверное, процентов 40. Этот трейл требует большой подготовки, но он невероятно красивый, особенно перевал Каратюрек, с которого открывается потрясающий вид. Именно от Алтая я получил самое большое эстетическое удовольствие. Это было путешествие длиной 21 час, полное взлётов и падений, смеха, радости и красот вокруг. Это были 100 км истинного счастья. Алтай наполнил меня до краёв своими эмоциями и дал сил жить дальше.

Ural Ultra Trail — это отличный линейный трейл с хорошей организацией, интересным и красивым маршрутом. Это был мой трейл-учитель, он показал мне все слабые места и наказал за все ошибки в подготовке. Перед забегом я не спал три ночи, ещё и отравился накануне. В итоге на дистанции меня тошнило, при темпе 6 минут/км был дичайший пульс под 175, я шёл пешком 30 километров — с 65-го по 95-й. Самым сложным определённо был Altai Ultra Trail, но он же был и самым красивым. Там очень сложные тропы с камнями и корнями, был постоянный риск подвернуть голеностоп. Это вообще не очень скоростная дистанция, и так получилось, что шёл я, наверное, процентов 40. Этот трейл требует большой подготовки, но он невероятно красивый, особенно перевал Каратюрек, с которого открывается потрясающий вид. Именно от Алтая я получил самое большое эстетическое удовольствие. Это было путешествие длиной 21 час, полное взлётов и падений, смеха, радости и красот вокруг. Это были 100 км истинного счастья. Алтай наполнил меня до краёв своими эмоциями и дал сил жить дальше. То есть ты успеваешь замечать красоту природы по пути? Её невозможно не замечать. Другое дело, что это не всегда приходит сразу. В Хорватии ощущение наслаждения природой появилось только после 50 километров, а на Урале я умудрился поймать его уже с самого начала. Даже подъёмы приносят удовольствие, потому что знаешь: наверху тебя ждёт ошеломляющий вид. Так что окружающая природа — самое важное, это вообще то, ради чего бегают. Горы, леса, речки — это всё абсолютно прекрасно.

— Что у тебя в голове во время бега на 100 километров? О чём думается?
— Сложный вопрос. Когда ты бежишь длинную дистанцию, эмоциональное состояние начинает волнообразно «скакать». Оно изменяется от феерической радости до полного отчаяния, когда хочется лечь и заплакать. И мысли обычно соответствуют этим эмоциям. Поэтому за одну гонку ты можешь подумать о тысяче разных вещей: начиная от обыденных — сколько съесть геля, сколько высоты набрать — и заканчивая философскими вопросами. Например, Ural Ultra Trail окунул меня в огромную кучу проблем, боли и страданий. Тело не хотело двигаться, колени болели на спуске, желудок не работал, эмоций ноль — каждую из этих проблем приходилось переваривать километр за километром и находить мотивацию двигаться дальше. Мне тогда очень тяжело давалось переключение со всех этих мыслей на красоту вокруг, но это было единственное, что могло помочь. А ещё помогала мысль о том, что такие сложные со стороны психологии и состояния трейлы просто необходимы в процессе познания себя с другой стороны. — Ведь любой может бежать пока бежится. А если вообще никуда не бежится, а впереди 80 километров? И как тогда бежать? Ты нашёл ответ?
— На самом деле такие моменты бывают во всех трейлах и самое главное — как ты их воспринимаешь. Важно правильно к ним относиться. То есть не как к провалу, а как просто к очередному этапу гонки. Это неизбежная часть процесса. Также есть способы, которые помогают физически взбодриться. Например, гуарана или кофеин. И смотреть по сторонам, чтобы не забывать, как тут красиво. Чтобы познать бег, не надо бегать быстро или долго. Все эти цифры ничего не значат. Чтобы познать бег, надо просто в голове перевести его из категории «нагрузки, соревнования, проблемы» в категорию «наслаждение процессом».

— Какими были ощущения после финиша?
— У меня все три гонки заканчивались абсолютно по-разному. После Хорватии я чувствовал себя совершенно опустошённым, хотел просто дойти до кровати, лечь спать, и чтобы меня никто не трогал. После Урала хотел забыть то, что было, быстрее восстановиться и начать тренироваться, чтобы выйти из этой ямы. После Алтая был переполнен эмоциями, хотел общаться. Всё зависит от того, как ты прошёл дистанцию и с какими целями на неё вышел. Как ты восстанавливаешься? Какие бывают травмы на ультрамарафонах и что с ними делать? Лучшее восстановление — это сон и восстановительная нагрузка: лёгкие кроссы, бассейн, велосипед, прогулки. Обычно я использую именно этот набор. Если говорить о травмах, то мои самые слабые места — это колени. Но я уже нашёл 33 секретных способа и у нас с ними мирное соглашение;) Так что всё будет хорошо. Меня пока обходят стороной страшные мозоли и все ногти целы. Хотя на Алтае у меня от водяной мозоли сошла кожа на мизинце, но это скорее исключение, чем правило, и через пару дней я уже был в строю.

— Твои цели выполнены? Какие дальнейшие планы?
— Я достиг цели, к которой шёл в этом сезоне — получил хороший опыт ультратрейлов. Сейчас хочу отдохнуть и углубиться в тренировочный процесс, чтобы прогрессировать. В ближайших планах — пробежать La SainteLyon, старейший трейл мира длиной 72 км с набором высоты 1 700 метров. Он пройдёт в начале декабря во Франции. На следующий год у меня уже есть мысли… но всему своё время.

Беседовала Надежда Кущёва
Статистика Антона: 8 апреля: 100 Miles of Istria, 108 км, набор высоты 4 470 м. Результат: 16 ч 30 мин. 14 мая: Ural Ultra Trail, 101 км, набор высоты 1 990 м. Результат: 15 ч 54 мин. 1 июля: Altai Ultra Trail, 105 км, набор высоты 4 120 м. Результат: 21 ч 21 мин.

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края