«Город обязан создавать альтернативу»

Новости

www.siburbia.ru

Тест: Анна Груздева
Фото: Антон Петров, Диана Шаталова
Иллюстрация: Лиля Матвеева

«Город обязан создавать альтернативу»Городские велосезоны давно открыты, и многие вопросы по организации велодвижения в сибирских городах — тоже. Мы встретились с Антоном Шаталовым, главным архитектором «Красноярскгражданпроекта» и просто человеком, неравнодушным к грамотной организации жизни в городе, чтобы поговорить велокультуре, менталитете и, конечно, сибирских –30.

— Я много езжу по городу в разное время дня и почти всегда стою в пробках. В душном автобусе волей-неволей думаешь про альтернативу — велосипед. Как думаете, готовы ли в Красноярске, да и, наверное, во всей Сибири начать осваивать двухколёсный транспорт?

— Люди, конечно же, готовы, и многие горожане уже осваивают велотранспорт. Нужно только чуть-чуть пойти им навстречу, и их количество возрастёт в разы. Выделить им пространство в городе, его не так много нужно. Другими словами, легализовать велосипед.

— Разве чуть-чуть? Ведь нужны велодорожки, парковки, специальные маршруты, велосипедные карты и ещё масса всего, и за всем этим подразумевается кропотливая работа!

— Вы правы, за сезон приспособить город для велодвижения не удастся. В Красноярске, к примеру, каждый год появляются новые объекты инфраструктуры. Остров Татышев (самый большой парк в городе, где есть велосипедная разметка — прим. Siburbia), надо отдать должное «горспорту», в этом смысле развивается на глазах. Правда, пока велосипед здесь воспринимается как элемент спортивно-досуговый, а вовсе не как средство передвижения — альтернатива общественному транспорту или автомобилю. Тем не менее, и городской прокат, и стоянки, и велодорожки в планах мэрии.

— А чем велосипед хорош именно в качестве транспорта?

— Во-первых, ни велосипед, ни велоинфраструктура не занимает столько места, сколько личный автомобиль в расчёте на одного человека.

Создание условий для велосипедиста примерно в сто раз менее затратные, чем дорожное строительство.

И с точки зрения пространства и с точки зрения капитальных вложений. Неужели на сто автомобилистов у нас не появится всего один велосипедист? Думаю, их может быть намного больше. Во-вторых, это мускульно-приводной транспорт, он полезен для здоровья человека и совершенно безвреден для экологии. Разве этого не достаточно?

«Город обязан создавать альтернативу»— Антон, как вы видите организацию велодвижения в городе? Сейчас велосипедист почти бесправен: специальных дорожек нет, ПДД по тротуарам ездить запрещают, да и много баннеров и пешеходов, а по дорогам — неудобно и попросту страшно. В итоге приходится нарушать правила.

— Я вижу, что Красноярску, как и другим городам, ещё предстоит пройти долгий путь гуманизации городской транспортной системы в целом. Сегодня в городе нет альтернативы автомобилю, что делает его номером один в «вишлисте» любого студента.

Создавать альтернативу город обязан, потому что скоро даже самый заядлый автолюбитель перестанет получать удовольствие от вождения машины по городу.

Помимо общественного транспорта нам, безусловно, следует обратить большое внимание на велосипед, начать создавать эффективную и безопасную инфраструктуру, как в Северной и Западной Европе.

— Но ведь как только начинаешь говорить про необходимость велокультуры в Сибири, сразу слышно скептиков: «Да у нас полгода зима!» Как вы считаете, это проблема для нас? Ведь и правда снег у нас сходит позже, чем в центральной части России, и холода стоят посуровее…

— Любой противник преобразования городского пространства ссылается на январь, снег и –30. Как и у большинства капитанов-очевидность, у меня совершенно нет сомнений, что ярко выраженная сезонность — наша фишка, а велодорожки в –30 сибирякам ни к чему. Мы живём зимой и летом как будто в разных странах. Но с нуля градусов дорожки уже могли бы быть очень востребованы. И в этом нет противоречия. Та же история с водным транспортом, который может ходить и в –30, если только нет тумана. Мы живём в городе с резко-континентальным климатом, и ярко выраженная сезонность для нас также естественна, как естественно полное её отсутствие для перуанских индейцев.

Меня всё время мучает вопрос: если у нас случается херовая погода, почему мы должны быть лишены городских благ весь год?

Если мы не можем обойтись без моторизированных транспортных средств зимой, почему бы нам не уменьшить транспортную нагрузку и количество вредных выбросов хотя бы на тёплую часть года? Я думаю, что транспортная система города вполне может меняться в зависимости от сезона. Была даже идея использовать велодорожки, как трассы для беговых лыж, а в прокате, когда приходит снежный сезон — менять велики на лыжи. С одной стороны, звучит утопично, с другой… а почему бы и нет?

— Но если удастся разгрузить транспортную сеть велосипедами условно с мая по октябрь… Не маленький ли это период в году, чтобы по-хорошему приучить горожан использовать велосипед как транспорт?

— Уникальные фишки — то, что так нужно горожанам для самоидентификации! Нужно создавать фишки. А полгода — это же полжизни. Не думаю, что этого мало. Если люди ждут велосипедного сезона, то при наличии инфраструктуры, они начнут открывать его в марте, а заканчивать в ноябре. Опыт Копенгагена это наглядно демонстрирует.

«Город обязан создавать альтернативу»
— Антон, думаете, что мы уже умеем мыслить по-европейски? На Западе давно, кажется, поняли, что постоянная стоячка в пробках — это прямой путь к физической и интеллектуальной деградации. У нас иной менталитет…

— Я так не считаю. Даже в концепции общества потребления, наличие велосипедного сообщения делает город эффективнее. Соответственно, даёт гражданам возможность больше зарабатывать и больше потреблять. В вопросах транспорта мы наступаем ровно на те же грабли, что и западный мир 30-50 лет назад. Менталитет у нас в порядке. Если к людям относиться как к быдлу, они им и станут, а если как к ответственным гражданам, то мы увидим совсем другое общество. Мы очень быстро взрослеем и развиваемся. Нам, скорее, веры не хватает в самих себя…

— Я знаю, что вы жили в Европе, скажите, Сибири стоит перенимать западные образцы организации велодвижения? Ведь сибирские и европейские города совсем по-разному застраивались, и вряд ли можно просто взять европейские лекала.

— Ничто нельзя бездумно копировать и, не адаптируя, воспроизводить в иной среде. На Западе можно подглядеть огромное количество инструментов, идей и реализованных систем, но не все они приживутся здесь.

У нас, безусловно, есть свой контекст и свои особенности, но сила тяжести, сила трения и антропометрические параметры у нас не отличаются от западных.

Нам действительно никто не мешает пойти своим уникальным путём. Только пока что-то не видно уникальных конкурентоспособных идей, а жаль.

— В чём самая большая сложность организации велодвижения в Сибири? Ведь даже если брать Красноярск, то в одной связке с этой задачей идут реформа общественного транспорта и новая организация пешеходной зоны. Не говоря уже об узких дорогах и хаотичной парковке…

— Самая большая сложность — начать эту организацию: отводить землю, заказывать проекты, активнее строить инфраструктуру, создавать приоритеты движения, вести пропаганду велодвижения… Не только на муниципальном уровне, но и на частном. Пока есть только планы. Вот «Бесплатные велосипеды» что-то затихли, а ведь хороший импульс мог бы быть.

«Город обязан создавать альтернативу»— Думаете, у этого проекта, который ребята делают практически на одном энтузиазме, есть будущее? Утопично думать, что маленькой городской инициативе удастся привлечь к себе внимание нашего бизнеса и горожан, или нет?

— Я обрадовался, когда узнал о его появлении, и очень надеюсь на то, что у ребят всё получится. Хорошо, если бы большая фирма или одна из идущих в горсовет партий дала бы им денег в рамках своей предвыборной кампании. Это ведь инициатива некой группы людей, а ведь самые правильные идеи для города идут из народа.

Это так называемые bottom-up инициативы, вот их и нужно поддерживать.

Вообще, у меня к этому проекту эгоистическое отношение, я хочу просто понаблюдать со стороны, готово наше общество к таким вещам или нет.

— А что может быть для горожан мотивацией, чтобы в своем «вишлисте» поставить на первую строчку не автомобиль, а велосипед? Сейчас наблюдаю, как в Москве и Питере развивается велокультура, и мне кажется, что мода играет далеко не последнюю роль в этом: русским нравится «играть» в европейцев, и велосипед это сегодня знак причастности к прогрессивной культуре, что ли… Как людей пересадить на велосипед?

— Вы отчасти правы. Можно создать моду на велосипед, и это будет работать. Но самое главное — создать условия для движения, и люди сами сделают выбор. Не нужно никого «пересаживать». Это неправильное слово. Люди не пересядут на велосипед по той же причине, по которой они смотрят телевизор, сидя на диване, а не на велотренажёре. Наша с вами задача сделать так, чтобы люди имели возможность пользоваться велосипедом, и это экономило бы их время и деньги.

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края

Комментарии закрыты.

  1. сергей

    Читаю ваши страшилки про сибирские морозы,про -30,и мне смешно.Вы сибирские мужики или вы что?Всю жизнь езжу на работу только на велосипеде,последние 16 лет ,в любые морозы.А при нынешних высокотехнологичных материалах в экипировке,езда зимой это кайф.