Давление в шинах: мифы и реальность

Давление в шинах: мифы и реальностьЭту тему поднял на форуме английского сайта ”Обучение триатлону” некий Джек. Он пишет, что неоднократно читал, что максимальное давление в шинах становится причиной так называемых “подскоков” во время хода колес, что на самом деле замедляет езду. В течение многих лет он ездит на колесах Vredestein Fortezza SE,которые имеют максимальное давление 11 атмосфер (160 psi). Тренируется он на давлении от 8 до 9.5 атмосфер, однако, на гонках накачивает до максимума.

Он до недавнего времени считал, что при давлении 11 атмосфер едет быстрее. Затем решил провести эксперимент. Добравшись до ближайшего подъёма и отметив стартовую точку, он просто скатился и отметил конечную точку. Он сделал 8 съездов с давлением 11, 8 и 3 атмосферы. Его максимальная скорость была 42,5 км/ч плюс-минус 1,5 км/ч на каждой попытке. Конечная точка была приблизительно той же при первых давлении 8 и 11 атмосфер, и на 10 метров ближе при давлении 3 атмосферы.

Джек был озадачен: он точно знал, что сопротивление движению колёс должно быть большим при минимальном давлении в шинах, но чтобы максимальное давление не способствовало развитию максимальной скорости? Его вопрос на форуме таков: как давление в шинах влияет на сопротивление движению колёс; катит ли велосипедист быстрее с давлением 11 атмосфер или это обманчивое самовнушение?

На вопрос Джека отвечает Аарон Херш — главный редактор журнала “Триатлет”. На первый вопрос он склоняется дать скорее положительный ответ: да, давление в шинах воздействует на сопротивление качению, однако большее давление не всегда означает лучшее. Трасса, по которой мы гоняем или просто едем, с неровностями или “шероховатая”, и тонкие шоссейные шины чувствительны к такого рода неровностям. Если шина чрезмерно накачена, она будет подбрасывать едующего. Эта езда вприпрыжку превращает дорожную гальку в малюсенькие возвышения и забирает энергию у велосипедиста, тем самым замедляя его ход. Этот процесс подобен взбиранию на миллиметровые холмы снова и снова. Вибрация, исходящая от шин с высоким давлением, например 11 атмосфер, создаёт ощущение, что велосипедист «в контакте» c трассой и вводит в заблуждение многих, наталкивая на мысль, что на чрезмерно накаченных шинах езда быстрее.

Если бы вы гнали по идеально гладкой поверхности, чрезмерно накаченные шины не будут проблемой, шины,накаченные до более высокого давления, на самом деле будут катить быстрее любых других шин. Именно поэтому «трековики» катят на шинах очень высокого давления. Однако, трасса — это не лакированный деревянный трек.

Выбирать давление нужно, исходя от веса велосипедиста и качества поверхности трассы. Более тяжёлым велосипедистам требуется более высокое давление в велошинах, неровным трассам требуется более низкое давление, чем более гладким.

Хотя я и не знаю идеального давления для каждой комбинации трасса-велосипедист, давление в велошинах от 7 до 9.5 атмосфер, как правило, предпочтительнее. Если у вас есть возможность предварительной обкатки трассы перед гонкой, попытайтесь изучить шероховатости дороги. Если таковые имеются, давление 7.5 будет подходящим. Если гонка будет проходить по гладкой дороге, предпочтительнее 9.5 Сопротивление движению колес изменяется приблизительно по схеме: (по вертикали — сопротивление качению, по горизонтали — давление).

Давление в шинах: мифы и реальностьКак и чрезмерное давление, так и сами шины влияют на сопротивление движению колес. Вот несколько примеров:
°    Велошина шириной 25 см создаёт меньшее сопротивление, чем велошина 23 см.
°    Высокое TPI вовсе не означает малое сопротивление движению.
°    Гибкие шины, как правило, имеют меньшее сопротивление, чем жесткие.

 

Искривление велошины (от воздействия шероховатостей дорог) создает сопротивление. Различия в шинной конструкции-корпуса и формы-могут иметь значительное влияние на сопротивление движения колес.

Теперь ответ на второй вопрос: почему тест-съезд не показал разницу в конечной точке между 8 и 11 атмосферами. Вероятно потому, что переменные в составе сопротивления между собой резко различались. Проводящий тест велосипедист двигался с максимальной скоростью 42,5 км.ч на полном давлении колес. Британский основатель веломобиля Дэвид Гордон Уилсон говорит, что велосипедист на шоссейном велосипеде, с низкой посадкой и в облегающей форме, имеет коэффициент аеродинамического сопротивления (КАС), умноженный на фронтальную площадь, 0.32м.кв.

Он также утверждает, что этот предполагаемый велосипедист затрачивает 176 ватт для преодоления аеродинамического сопротивления, когда едет со скоростью 22 мили в час. Используя формулу вычисления мощности, достаточной для преодоления аеродинамического сопротивления (мощность = 1/2 * коэф.аеродинамич.сопротив. * плотность воздуха * скорость в квадрате) мы можем вычислить, что тестируемый велосипедист потратил около 343 ватт для преодоления аеродинамического сопротивления, двигаясь со скоростью 45 миль в час (предполагаемая плотность воздуха общепринятая — 1.227). Если этот велосипедист скорректировал свой КАС с 0.32 до 0.31, то его мощность должна была снизиться на 10 ватт. Если скорость встречного ветра составила 1 милю во время теста (что можно не уловить), то его мощность увеличилась на 40 ватт. Эти различия настолько малы, что могут быть незаметны но они также могут полностью изменить результат вашего теста. Это не значит, что тесты оказались бесполезны, но в них безусловно могли быть просчёты.

Вывод из всего сказанного: любой велосипедист всегда катит медленнее на шинах с давлением 3 атмосферы, и скорее всего катит медленнее на чрезмерном давлении в 11 атмосфер, по сравнению с давлением 7-10 атмосфер. Общее правило: при выборе давления избегайте бурной вибрации.

Оригинал статьи: http://triathlon.competitor.com.
Перевод: http://tri.by

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края