Веломарафон -

Текст: Галина ШИПОВАЛОВА. Источник: Городские новости / Стадион. 23.06.2009
Фото: Евгений КУЗНЕЦОВ.

В минувшие выходные на дорогах Емельяновского района прошло ставшее культовым спортивное мероприятие — красноярский веломарафон. Впервые за шесть лет победитель на дистанции, длина которой в этом году составила 101 километр, определился не на последних подъемах, а в спринтерской разборке на финише.

Самый спорный
Красноярский веломарафон, слава о котором давно преодолела пределы края, в этом году сильно видоизменился. В течение пяти лет для многих велосипедистов-любителей слово “Спортмастер” — а именно такое название носили соревнования — ассоциировалось в
первую очередь не со спортивным магазином, а с испытанием на выносливость и силу характера. Но в прошлом году руководство этой сети решило не продолжать сотрудничество, и теперь марафон именуется “Красспорт”. Затем поменялся и маршрут — вместо привычной Большой Мурты старт перенесли в Емельяново. Соответственно пришлось отказаться и от самого цимеса — неповторимого 20-километрового участка бездорожья с незасыхающими лужами по колено, каменистыми спусками и обычной грязью, в которой буксуют колеса и которая залепляет очки и закупоривает отверстие в велобутылке, мешая пить.
Полный маршрут нынешнего марафона выглядел так: Емельяново — Никольское — Талая — Устюг — Таскино — Красноярск и включал 80 км асфальта и 21 км хорошо укатанной гравийной дороги на участке Никольское — Талая.
Третье и, пожалуй, самое принципиальное отличие этого веломарафона от предыдущих — совместная работа министерства спорта, туризма и молодежной политики края, краевой федерации триатлона и маунтинбайка и ГИБДД по обеспечению безопасности участников. Такого в Красноярске не было никогда — экипаж Госавтоинспекции ехал перед пелотоном, другой экипаж замыкал гонку, а по всему маршруту марафона были выставлены патрули, ограничивающие движение автомобилей.
Правда, с последним явно перестарались. Вместо того чтобы пустить движение в оба направления по одной стороне дороги, оставив другую для проезда велосипедистов, его остановили вообще. В итоге сотням горожан, выезжавшим в часы проведения марафона на Енисейский тракт на участке от Солнечного до Таскина, пришлось ждать, пока до финиша доедет последний велосипедист.
А теперь представьте того самого последнего велосипедиста — человека, впервые отважившегося пройти марафон. Представьте всю абсурдность ситуации — вы преодолели 90 км изматывающей трассы, до финиша уже рукой подать. А за вами с вашей же скоростью едут: машина ГАИ, “скорая помощь” и сотня автомобилей с пассажирами, проклинающими вас последними словами. Захотите ли вы когда-нибудь повторить свой подвиг?
В общем, хотели как лучше, а вышло, что негатив по отношению к велосипедисту на дороге, по капле выдавливаемый из сознания автолюбителей велообщественностью, въелся в него еще прочнее.
Что же осталось неизменным? Неугасаемый интерес к марафону со стороны иногородних спортсменов (в финишном протоколе можно найти представителей 17 городов Сибири), внушительный призовой фонд — 85 000 рублей и поддержка спонсоров — магазина “Территория спорта” и компании “Пепси”.
Самый демократичный
Прямым следствием изменения маршрута гонки стало исключение участия спортсменов на шоссейных велосипедах. Ведь на данном участке дороги нет стопроцентного асфальтового покрытия, а значит, на велосипеде без амортизатора там делать нечего. Отсюда и уменьшение количества участников: 178 вместо прошлогодних 223. Но, поверьте, когда для старта напротив здания администрации Емельяновского района выстроилась толпа шириной в пятнадцать и длиной в тридцать метров, мало никому не показалось.
В течение первых 30 км дистанции каждый мало-мальски катающийся байкер мог согревать свою душу мыслью о близости к элите: “Боже мой, я еду в основной группе!..”. И в самом деле, лидеры начали гонку практически в прогулочном темпе. А уж усидеть в сердце пелотона, едущего со средней скоростью 30 км/ч — задача не из трудных. Между тем все претенденты на медали понимали — первые разборки начнутся, когда спортсмены заедут на гравийный участок. Но в то же время косились друг на друга: “А вдруг кто раньше рванет?”
Самый дружный
…Это надо было видеть своими глазами. Едва проехав указатель “Никольское”, группа, собравшаяся где-то в хвосте и ведомая прошлогодним чемпионом — Александром Титовым, с криками: “А-а-а, поехали!!!” прошила по левой обочине флегматичный пелотон, попутно цепляя за собой всех, кто успеет зацепиться. Началось! Азарту погони поддались все, и, выехав на грунтовку, велосипедисты понеслись, пытаясь сначала уцепиться за группу лидеров, а затем собираясь в “кружки по интересам”.
К основной группе оказались “примагничены” порядка пятидесяти гонщиков. Их ряды предсказуемо редели на подъемах. К моменту выезда на Енисейский тракт (24 км до финиша) группа лидеров состояла из 21 велосипедиста, и десять из них реально претендовали на призовые места и могли уехать в отрыв.
Но случилось то, чего раньше на красноярском марафоне не было никогда. Гонщики дергали, пытались разрывать, но не было ни одного подъема, на котором бы группа не съела беглецов. Никому не удалось оторваться даже и на том самом знаменитом последнем подъеме уже на подъезде к Солнечному! Так что же — мир, дружба, жвачка?
Нет, нет и нет. Все решил финишный спурт, который выиграл кемеровчанин Александр Русин. Он и получил кубок, медаль и сертификат на 10 000 рублей на покупку спортивных товаров. Вторым с отставанием в четыре секунды пришел иркутянин Владислав Хакулин, одинаковое время с ним показал другой кемеровчанин Евгений Куприн (3-е место).
Самый стальной
Что тут скажешь — Русину воздалось! В течение двух лет этот очень сильный велосипедист-любитель уезжал из Красноярска злым на все на свете. В 2007 году на четвертом веломарафоне он уступил третьему месту всего одну секунду и остался вне пьедестала. На прошлогоднем старте он боролся за второе место с ангарчанином Николаем Маниным. Финишную черту спортсмены пересекли практически одновременно, Русину тогда присудили третье место, с чем он был категорически не согласен. Много спорил. Через месяц Русин снова приехал в Красноярск для участия на этапе Кубка России по маунтинбайку (соревнования проходили на трассе в поселке Подгорный) и… сломал ключицу!
Веломарафон-2009 кемеровчанин ехал со стальной пластиной в груди. Без труда закрепился в основной группе, не “отвалился” ни на одном подъеме. А когда настало время финишировать — рванул вперед.
— Я и не планировал выигрывать! — сказал после чемпион. — Заболел накануне и о победе особо не думал. Но трасса в этом году была скорее шоссейная, без участков с грязью. Народ в основной группе подобрался культурный — никто не толкался, не грубил. А на финише мне просто повезло. Смотрю — что-то никто не пытается вырваться. Ну я и дал.
Для Русина, как и для подавляющего числа маунтинбайкеров из разряда от 20 лет и старше, этот вид спорта — не родной. Впервые он сел на велосипед четыре года назад, в уже довольно зрелом возрасте — 28 лет. До этого успешно занимался тхэквондо, в 2000 году стал серебряным призером чемпионата России среди студентов. Но потом получил травму, и о единоборствах пришлось забыть. Сейчас Русин тренирует детей в кемеровской ДЮСШ № 3, в свободное от работы время катается сам и почти каждую неделю выезжает на МТБ-старты в разные уголки Сибири. Денег на поездки уходит немало, но иначе никак — в Кемерове соревнования по маунтинбайку не проводятся.
Самый-самый
Лучшим представителем Красноярска стал известный и уважаемый велосипедист-любитель Евгений Родионов — он пришел пятым. Восьмым финишировал чемпион веломарафона-2007, МСМК по зимнему триатлону и мастер спорта по лыжным гонкам кемеровчанин Павел Андреев, выступающий параллельным зачетом за Красноярский край. Вспоминая, как два года назад он вместе с известным красноярским маунтинбайкером Андрианом Христофоровым ушел в отрыв именно на спецучастке, Андреев посетовал на нынешнюю трассу:
— Уехать от группы на гравийном участке было нереально! — сказал он. — Уж очень он был простым. И горок нормальных не было — практически чисто шоссейная гонка. В общем, вся группа ехала — натягивай, не натягивай. Все равно в отрыв не уйти. А финишер из меня, как видите, не очень…
Интересно, что у представителей городов с менее выраженным перепадом высот было совершенно иное мнение относительно рельефа:
— Трасса — класс! — поделился впечатлениями сильный омский велогонщик-любитель Дмитрий Калякин, финишировавший в группе гонщиков, разделивших 7—10 места. — У нас в Омске ведь как? Едешь сто, едешь двести километров — и все равнина! А тут горки. Очень понравилось!
В категории ветеранов победу одержал Константин Кишко. Подумать только — 50-летний представитель Новокузнецка проехал 101 километр в группе лидеров и занял 14-е место в общем зачете! Среди женщин первое и второе места заняли иркутянки. Причем Наталья Рыжих проиграла чемпионке — Ирине Гвоздевой — всего секунду. Третьей стала красноярка Татьяна Ходырева (СДЮСШОР “Здоровый мир”). Ветеранский зачет среди женщин предсказуемо выиграла Лариса Жуль, среди юношей первенствовал Виктор Федоренко.

Комментарии (5)

  1. Здорово написано,пока читал, как будто еще раз проехал.

  2. Кто не будь знает где можно посмотреть фотки !??

  3. А что-нибудь известно по группе 1993 и младше?
    Сам я 1993 года рождения, готовился к старту, но заболел в понедельник же, за 5 дней до старта. Только в четверг спала температура. Очень досадно… Конечно, на призы я рассчитывать и не смел — я всего лишь любитель, но самоутвердиться хотелось очень сильно. Подготовил свой байк, подготовился сам (как морально, так и физически), и… На этом всё.

    В следующем году придётся ехать со всеми взрослыми… Думаю, если бы группы были разбиты на категории по пятилетке хотя бы, то народу было бы однозначно больше, но это уже дело организаторов и понятно, что существуют какие-то нюансы.

    P.s.: повторяюсь, отпишитесь пожалуйста по группе 1993 года!!! Спасибо! :))))

  4. Славен, ниже лежит ПРОТОКОЛ ВЕЛОМАРАФОНА.
    [url]http://krastriathlon.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=118&Itemid=1[/url]

    там все сам про 1993 год и увидишь!

    Виктор, с фотками действительно туговато. Частично они есть на форуме http://www.x-ride.ru, раздел СПОРТ-СОРЕВНОВАНИЯ

Комментарии закрыты