(конкурс отчетов)

Инженерия непроигрыша

За таким возможно несколько странным названием стоит то, что я пытался осуществить в очередной раз в этом году.

По опыту стартов я нахожусь где-то в середине общей массы (всего 5 стартов, из которых 4 с результатом), поэтому мой отчёт может заполнить вакуум между восхищениям новичков и сухим прагматизмом опытных.

Первый мой старт (и единственный неудачный) был во времена, когда были группы шоссейников и “горников”, и был одой “к неподготовленности”, что повлекло за собой пропуск нескольких стартов, и возвращение к ним, когда марафон был уже в Емельяново. Однако пропущенное время не прошло даром, и результатом сего стала “инженерия непроигрыша”. Почему такое название? Потому как быть в середине – это быть не на острие. Новичок либо боится проигрыша из-за слабости, либо грезит победами. Опытный опасается проигрыша из-за случайности, и тоже грезит победами. Те, кто в середине, не боятся, как правило, проиграть, и не ожидают абсолютной победы, а если и ожидают, то где-то глубоко внутри. Поэтому главное для “среднего” — это не проиграть, и хотя бы доехать, и маленькой победой будет то, что результат лучше, чем в прошлом году.

И этот “непроигрыш” должен формироваться, полироваться и покрываться лаком всё время до старта. Будучи не-профи, я не занимаюсь на треке, не использую советы тренеров, а совершаю всё сам, я сам инженер своей победы, и это объясняет первую половину названия. Однако, до этого года я и не предполагал, что инженером быть полезно не только во время подготовки, но и во время пути, о чём я напишу далее.

Марафон, несмотря на относительно небольшое количество стартов с моим участием, уже оформил мне свои претензии в виде некоторых “дорожных камней” и “примет”.
Самая главная “примета”, точнее скорее досадное правило – сколько ни бери жидкости, всё равно её не хватит на весь путь. Но это не так интересно, гораздо интереснее “дорожные камни”.

Это такие отрезки или точки на пути марафона, после или во время которых происходят различные физические и эмоциональные события. Из них самый главный и устрашающий – “80й км”. Так я назвал точку, где-то на этом самом 80м или 90м км, где происходит катастрофическое падение производительности по разным причинам – кончилась жидкость и/или “батарейка”.

В прошлый марафон, где я поставил “укус змеи” на заднее колесо в лесу на гравийном участке, добавил свой “дорожный камень” — “лес со злобными мухами”. Потому как когда я клеил колесо на том месте – меня пытались разделать орды мух.
В этот заезд я добавил ещё пару.

К старту в этом году “инженерия” проходила достаточно успешно: поездки зимой, относительно правильное питание, и я даже сделал перед стартом полное техобслуживание велосипеда, что не получалось сделать в предыдущие заезды. По сути, почти разобрал и собрал обратно, с проверкой всех узлов трения. Всё складывалось ровно, “звёзды благоволили” — “удачно” выявил “убитую” каретку, “удачно” заменил на “удачно” припасенную года 3 назад другого производителя для другой системы передних звёзд, но “удачно” подошедшая. Очень “удачно” удалось настроить переключатели, поправить тормозные колодки, чтобы без “шелеста” шли.

В-общем всё складывалось крайне красиво, настроение было боевое, виделась перспектива осуществления еще одного “дорожного камня” (образно говоря) — “войти в 4 часа”, т.е. проехать за 4 часа или около того. Но жизнь расставляет свои приоритеты и показывает, кто главнее…

Старт дан! В этот раз, я начинаю ближе к середине орды, а не позади, как в прошлые гонки.
Первая гора, “и первый отсев новичков”, думаю я, достаточно легко её преодолевая. Далее несколько незначительных подъёмов, и спусков, на которых каждый может показать своё сопротивление воздуху и накатистость покрышек. Впервые получаются челночные забеги – сначала я обгоняю группу граждан, потом эта группа граждан обгоняет меня, и так несколько раз в короткий промежуток времени. Обычно это действие было разнесено, либо его не было вообще.

А вот и “дорожный камень” — Вечерницы, где крутой спуск и крутой подъём – очередное “сито”, где в самом разгаре мысли “лучше бы сидел дома” и “скоро гравийка”. Они всегда бывают, эти мысли. Жидкость потребляется и тает на глазах, рушатся все заготовки “эта бутылка до 25 го км, эта до 50 го”. Однако, боевое настроение начинает доминировать, и снова кажется, что “4 часа” осуществимы.

Гравийка, жупел многих (включая меня), встречает меня своей относительной укатанностью, и даже относительным отсутствием стиральной доски. И временами кажется, что она лучше асфальта, покрышки отрабатывают своё. Пара горок-сит, прямая, где пару-тройку лет назад передо мной улетел на обочину парнишка на сликах.

Очередная горка, и….!!!!!!… Что это, почему педали не крутятся?!!.. Осмотрев велосипед, обнаружил, что цепь зажало между рамой и передней большой звездой. Да так, что не вытащить руками. Возможный конец гонки? Отнюдь! Я всегда с собой беру… (нет не видеокамеру) ..набор инструментов. Чтобы извлечь цепь, приходится снять систему передних звёзд, при это с грустью наблюдая тех, кого обгонял некоторое время назад, уходящими к финишу.

Я снова в строю!! Рвусь к финишу, снова обгоняю тех, кто триумфально шествовал мимо меня. Прохожу то самое место, где заднее колесо укусила змея в прошлый заезд, облегчительно вздыхаю, несусь дальше.
Поворот, который обозначает начало финальной части гравийки и картофельного поля. По дороге из жёлтого (нет, не кирпича) камня и жёлтой же пыли догоняю очередной “дорожный камень” — гражданина-главаря “Грязных носорогов” в жёлтой же джерси и с дредами (прошу прощения за “дорожный камень”). В прошлый заезд мне удавалось его обогнать на незначительное время, но пробой колеса нивелировал достижение. В этот раз рву и мечу, и обхожу.

В горку перед полем в Борске обхожу “товарища по несчастью” – Руслана, который опять таки, в прошлый раз обошёл меня, и я его так и не догнал..
Неудачи позади? Впереди ровное поле, затем асфальт, на котором я в очередной раз “всем покажу” и только “80 й км” скалится в злобной ухмылке? И как в анекдоте “то-то же, сказали суровые сибирские мужики”. После поля, ручья, после части асфальта, “80 км” взял реванш – у меня заклинивает звездочку на заднем переключателе. Немного отшлифовав стенки переключателя цепью, слезаю и вижу картину – верхняя звёздочка в утиль. Пораздумав, ослабляю осевой болт, в надежде на то, что докачусь остаток пути не на подшипнике, так хоть на оси.

Получилось! “Ха ха”, думаю я, “врёшь-не возьмёшь”, и прочие фиги в адрес “80 го км”. “Ха ха”, отвечает мне Вселенная снова заклинившей звёздочкой через полкилометра. Ослабляю ещё раз. Клинит ещё раз. И так раз пять, и каждый раз с грустью наблюдая проезжающих мимо, включая Руслана и босса Носорогов. К слову говоря многие спрашивают, не нужна ли помощь.

Падаю духом, понимаю, что “4 часа” откладываются, тут же рассчитываю, что у меня в запасе около двух часов, и что медальку и банку Пепси я всё же вероятно получу, отчего воспреваю духом снова, ослабляю болт, качусь. После 10 го раза начинаю понимать, что частая смена режима “в седле” — ”около вела отпускаю болт” пагубно влияет на ноги, что выражается в том, что я начинаю терять силы значительно быстрее. Что же делать?.. Неужели всё, а счастье было так возможно?.. И тут я в очередной раз убеждаюсь, что крайне полезно уметь собирать велосипеды. В голову приходит мысль – а не убрать ли вообще эту звёздочку?..
Сказано — сделано. В итоге получив односкоростной вел, без проблем через каждый километр, но с нюансом – только большая звезда спереди, которая 50 зубов, на маленькой цепь провисает, и всё это дело не работает «как надо».

В начале марафона 50 зубов я тяну даже в горы, но под конец это крайне сложно. Захожу в гору пешком, поднимаю последний “бокал” в виде остатков жидкости. “Ave Caesar, morituri te salutant!”, говорю я остатку пути и бросаюсь вдогонку, в надежде, что оставшихся сил хватит, чтобы хотя бы дойти до последнего “дорожного камня” — прямой до Емельяново, где видны вдалеке “две башни”. Обхожу тех, кто обходил недавно меня, на прямых иду хорошо, а с горы обнаруживается неудобство в виде того, что передаточное число недостаточное, чтобы педалировать, в итоге не кручу вхолостую, а вынужденно вальяжно качусь накатом.
Де жа вю в виде челночных гонок начала марафона — обгоняю группу, которая в горку обгоняет меня. И вот прямая, на которой я выдаю все оставшиеся силы, несмотря на острое желание пить, слипшиеся от этого губы и сухое горло. Обхожу ещё пару человек, благословенный спуск, последний подъём, и финиш!..

…В месте, где я храню медали с заездов, медаль этого года висит с прицепленной к ней звёздочкой, как напоминание о том, что “непроигрыш должен формироваться, полироваться и покрываться лаком всё время” до самого финиша…

Данилов Василий Валерьевич, №124