«Гвозди бы делать из этих людей!» Как я побывал на легендарном турнире по триатлону «Ironman» на Гавайях

Новости

Павел Лысенков 

На днях я побывал на Гавайях. Там, в городке Кона, проходит традиционный «Ironman» по триатлону – самое сложное соревнование в мире, где атлеты изматывают себя до потери пульса.

ПЛЫТЬ В СТОРОНУ ВОСХОДА

С чем ассоциируется триатлон в России? Это веселый конкурс в КВН, где шутят сборная Камызякского края и «Физтех».

Что такое триатлон в США? Это чемпионат мира «Ironman», который с 1978 года проходит на Гавайях. Спортсмен должен выжить на трех этапах без перерывов – заплыв на 3,86 км, заезд на велосипеде на 180,25 км и марафон на 42,195 км.

…Уже полшестого утра вся набережная забита зрителями. Они сидят на трибунах-времянках, висят на фонарных столбах, лезут на пальмы. В океан уходит причал, откуда за стартом смотрят журналисты и высокие гости. А в заливе на волнах качаются сотни голубых и розовых шапочек. На переднем фронте на досках для серфинга плавают строгие судьи в полосатых рубашках (ну точно Вячеслав Буланов из КХЛ).

{module Кона}

И вот – выстрел в небо. Вода Тихого океана вскипает от всплесков рук. Есть что-то захватывающее в том, когда тысячи человек дружно плывут в сторону восхода. А на берегу их ждут длинные ряды велосипедов. Через час тяжелой работы в воде атлет должен запрыгнуть в седло, чтобы стать мокрым уже от пота.

ИСТОРИЯ ДЖОНА МАКЛЕЙНА

Я видел триатлон на Олимпиаде в Пекине (плавание – 1500 м, велогонка – 40 км, бег – 10 км). Большого впечатления он тогда не произвел. А вот «Ironman» переворачивает сознание, пробирает до глубины души.

Тут разговор не о медалях. Нужно выдержать борьбу с собой, не дать слабину, когда утекают последние силы. И тот, кто носит футболку с надписью «Finisher» – уже герой.

«Ironman» — это Гавайи, где все живут триатлоном. Городок Кона наводняется поджарыми людьми с целеустремленным взглядом. Тут свои герои, свои легенды. За пару дней до старта устраивается большой праздник. Тысячи столов под открытым небом. Ведущий приглашает людей на сцену.

Вот австралиец Джон Маклейн в юности увлекался триатлоном. Но в 22 года, во время тренировки, его велосипед догнала восьмитонная фура. Джон чудом остался жив, но оказался прикован к инвалидной коляске.

Он не бросил триатлон, боролся с собой. Завоевал серебро на Паралимпиаде в Пекине. А в один день… встал и пошел. Шатко, неуверенно, на худых изможденных ногах. Но это были его шаги. И тоже победа над собой.

Таких случаев в истории «Ironman» хватает. Бывают даже смертельные, когда люди разбиваются на велосипедах или умирают в больницах после соревнования. Ведь на Гавайи приезжают даже старики кому за 80. Это как наркотик, когда ты меняешь категорию «70-74» на «75-79», и продолжаешь куда-то плыть, ехать, бежать.

Жизнь – это движение.

ТУРКИ ПРИГЛАШАЮТ РУССКИХ АТЛЕТОВ

«Ironman» — это вершина триатлона. Но есть еще «Ironman 70,3» — те же три этапа, урезанные вполовину. В России такое соревнование еще не прижилось, хотя есть идеальное место (Сочи) и программа олимпийского наследия. Где, если не там?

Зато «Ironman» проходит в Испании, Франции, Швейцарии, Люксембурге, Австрии, Венгрии, Швеции, Норвегии. С нового года вводятся еще пять гонок – в Польше, Хорватии, Англии, Ирландии и Турции.

Как организовывать брендовые турниры? Посмотрим на примере турок. Находится инициативная сторона – гигантский отель «Gloria Sports Arena», где на 10,5 гектарах в Белеке можно устраивать соревнования по 50 видам спорта. Там есть все, даже хоккей. Там клубы могут проводить предсезонные сборы. И вот в Турции думают о загрузке своего объекта, решив сделать ставку на «Ironman».

{module Whu}

Выбирается живописное место. Заплыв проводится в спокойном Средиземном море, на велосипеде проезжаешь мимо апельсиновых рощ и древних амфитеатров… Это ведь большая наука. Вот Будапешт – прекрасный город, но плыть там предлагают в грязном Дунае, клоаке Европы.

Визы нам в Турцию не нужны, дата удобная – 25 октября, когда нет палящей жары.

Мы хотим пригласить к себе на «Ironman» порядка 200 русских атлетов. А вообще было бы здорово устроить вам такой же этап. Чем выше интерес к триатлону в наших странах, тем круче общий бизнес, — говорят мне турки.

Да кто же против? Я тоже хочу увидеть «Ironman» в России. Давайте начнем с 70,3.

{module Gloria}

«ТЯЖЕЛО ТУТ ВЕЗДЕ»

На коне в Коне оказались 30-летний немец Себастьян Кинли и 33-летняя австралийка Миранда Карфре (ее время – 9.00,55).

От России на гавайский «Ironman» заявились и прошли отбор шестеро: Сергей Хазов и Роман Парамонов (по 31 году), Дмитрий Зубков (34), Дан Бронштейн (37), Валентина Кислухина (40) и Сергей Богданов (56).

— Я впервые приехал на Гавайи. Отборы проходил во Франкфурте и Канаде. А тут будто попадаешь в другую реальность, — рассказывает мне Парамонов, с которым мы завтракаем в отеле. Потому что я даже представить не могу, как можно беседовать в микст-зоне с атлетом, который отпахал 10-11 часов под палящим солнцем Коны. – Я приехал сюда за месяц, но адаптацию так и не прошел. Жара, влажность, 14 часов разницы с Москвой. Тот же Марино Ванхонекер, которому принадлежит абсолютный рекорд в «Ironman» (7.45,58), стал тут только 353-м.

Заявка на участие стоит 500-1000 долларов, как везде на «Ironman». Но дорого обходится перелет на Гавайи, питание и проживание всей моей команды из расчета 200 долларов в день. Один бы я по финансам не потянул, спасибо спонсорам.

— Какой момент в гонке оказался самым тяжелым?

— Было тяжело везде. Плаваю плохо, мой козырь – велосипед. Я – мастер спорта международного класса, выигрывал медали и призы. Время в океане получилось достойное. А во время велогонки сразу понял: что-то не то. Гонка для меня закончилась на 150-м километре. Потом началось путешествие.

По большому счету нужно было сходить. Но это чемпионат мира, первая в жизни Кона. И я хотел просто добраться до финиша, не убивая себя. Обычно «Ironman» у меня в районе 9 часов, а тут я передвигался почти 11.

— Вы выдержали 141 милю, и это тоже гордость.

— Как сказать. Я ехал сюда выигрывать или попасть в десятку. Вот в Канаде я стал десятым, раньше побеждал на стартах «Ironman».

— Как чувствуете себя наутро?

— Ноги пока смутно функционируют. Но в целом ничего, жить можно. Другое дело, что из-за климата я не смог выполнить нужный объем работы.

— Насколько перспективен турецкий этап «Ironman»? Говорят, там напрокат дают профессиональные велосипеды.

— Я везде езжу со своим, с ним в «Аэрофлоте» можно бесплатно. Этап в Белеке – классная идея для стран бывшего СССР. Лететь недалеко, акклиматизации почти нет, многие наши граждане и так туда приезжают отдыхать. Наверное, зрелищность будет хорошая. Ведь Кона – хоть и легенда, но проигрывает по организации европейским стартам, тому же Франкфурту. Там – кольцевая гонка, спортсмены несколько раз появляются перед зрителями, а не уезжают за горизонт как на Гавайях.

— Триатлон в России вообще популярен?

— Ну, 200 атлетов в Турцию смогут приехать. Вот на этапе в Майорке столько было, а вообще там стартовало 3600 спортсменов. Ничего специального туркам придумывать не надо, все у них и так хорошо пойдет. Потому что «Ironman» подразумевает качественный старт с высокой организацией и сервисом.

Так-то у нас в стране наблюдается триатлонный бум. Я это вам как тренер говорю, который передает опыт и делится знаниями. Ко мне в группу приходит много заинтересованных людей, и они целенаправленно хотят заниматься этим видом. Хорошо и то, что это олимпийский спорт.

— У нас ведь этап триатлона можно провести только в Сочи.

— Почему? Разговоры велись насчет Казани, очень популярен триатлон в Пензе, была дистанция в Нижнем Новгороде в рамках чемпионата России, Другое дело, что «Ironman» — это бренд, как «Формула-1» в автогонках. Франшиза недешевая, и там очень дорожат своей репутацией. Сначала нужно два-три года проводить успешные старты, а только потом вести переговоры о выходе на новый уровень.

«Гвозди бы делать из этих людей!» Как я побывал на легендарном турнире по триатлону «Ironman» на Гавайях

СИНЕЕ НЕБО, ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ

Мечта каждого американца – побывать на Гавайях. Когда у меня спросили в аэропорту Лос-Анджелеса, куда транзитом я лечу, у смуглого таможенника стали круглыми глаза.

Хотя это не так весело. До Калифорнии – два обеда и четыре фильма («Джерри Магуайер», «Загадочная история Бенджамина Баттона», михалковская «Раба любви» и «Железный человек» с Робертом Дауни-младшим).

Это – 13 часов.

Еще пять с половиной – до Коны, единственного аэропорта в США под открытым небом.

Добираться очень тяжело. И все дни как во сне ходишь под синим небом по черной земле вулканической породы.

Мне советовали поплавать с океанскими черепахами.

Посмотреть на скатов с размахом крыльев в пять метров.

Летишь по волнам на яхте, и рядом блестит спинами стая дельфинов.

А вот – стела из белого камня о том, что здесь гавайцы ударом копья в затылок убили капитана Джеймса Кука.

Но у меня в памяти Гавайи останутся как земля железных людей.

Где главное – не результат, а участие.

Борьба с самим собой.

{module Bor}

СТАТИСТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2014 НА ГАВАЙЯХ

Плавание + Велосипед + Бег = Всего

1. Себастьян Кинли (Германия) 0.54,38 + 4.20,46 + 2.54,36 = 8.14,18

2. Бен Хоффман (США) 0.51,20 + 4.32,20 + 2.51,25 = 8.19,23

3. Ян Фродено (Германия) 0.50,46 + 4.37,19 + 2.47,46 = 8.20,32

401. Сергей Хазов (Россия) 1.01,54 + 5.19,48 + 3,31,46 = 10.00,43

493. Дмитрий Зубков (Россия) 1.09,26 + 4.59,58 + 3.49,09 = 10.10,25

825. Роман Парамонов (Россия) 1.14,09 + 5.09,02 + 4.14,16 = 10.45,44

566. Дан Бронштейн (Россия) 1.14,15 + 5.24,25 + 3.30,41 = 10.16,13

1143. Валентина Кислухина (Россия) 1.12,18 + 6.22,07 + 3.48,34 = 11.30,49

1195. Сергей Богданов (Россия) 1.22,19 + 5.52,39 + 4.15,55 = 11.39,41

Всего: 2187 атлетов из 68 стран мира.

P.S. Ironman — это чудесные истории о сильных людях. Например, фантастический результат 47-летнего итальянца Алессандро Дзанарди. Человек в свое время выступал в автогонках, в том числе в «Формуле-1». В 2001 году попал в жуткую аварию, лишился обеих ног, из-за большой потери крови оказался на грани смерти. А через два года… снова сел за руль, выступал в кузовных чемпионатах.

Несколько лет назад он переключился на пара-велоспорт. Стал чемпионом на Паралимпиаде-2012 в Лондоне. И вот теперь Кона — меньше чем за 10 часов (9.47,14). Настоящий железный человек!

{module Alesan}

m.sovsport.ru

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края