Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в Аргентину

Новости

«Жизнь проще, чем кажется».

В начале осени во «вДуде» вышло интервью с актером Юрой Борисовым – молодой звездой русского кино («Мир! Дружба! Жвачка!», «Калашников», «Союз Спасения»). Дудь и Борисов не только общались в студии, но и на спор прыгнули со скалы в ущелье Кабардино-Балкарии.

Гуляя по долине Эльбруса, они встретили велосипедиста Александра Иванова. Во время короткого диалога выяснилось, что 38-летний Иванов приехал на Кавказ из Уфы на велосипеде – почти 2500 километров, чтобы покорить пик башкирского поэта Мустая Карима.

– У меня теперь появилась новая мечта, – сказал Борисов во время встречи с Ивановым.

– Почему мечта? Взял велосипед да поехал, – ответил мужчина и разбил сердечки зрителей. В комментах они писали, что он, а не Борисов – главный герой выпуска и просили снять о велосипедисте отдельный фильм. Отдельно залитый фрагмент из «вДудя» с его камео набрал 3,5 миллиона просмотров.

За пределами шоу Иванов тоже стал знаменитым – за несколько дней с ним сделали около десятка интервью, а на инстаграм подписались 5 тысяч человек.

Александр Головин переждал ажиотаж и записал историю человека, который неожиданно проснулся знаменитым.

– В последние два месяца моя жизнь действительно изменилась, – рассказывает слесарь одного из уфимских заводов Иванов. – Стали узнавать, даже подходить на улице, фотографироваться. Коллеги постоянно поздравляют, в том числе из других цехов. На заводе все меня теперь знают. Но начальство молчит, ха-ха. В инстаграме шлют приятные пожелания, восхищаются. Пишут русскоязычные из Америки, Германии, Аргентины – зовут в гости. Столько добрых людей вокруг, оказывается. Я даже не представлял, что так бывает.

До велосипеда его жизнь была серая, поэтому он выпивал и курил. Сейчас – вообще не тянет

Велосипедом я никогда не занимался, только катался в детстве. Потом забыл о нем и заново сел 7 лет назад. Получилось случайно: купил, чтобы ездить на дачу, дальше закрутилось, познакомился с другими велосипедистами, вступил в велосообщество Уфы. Мне просто понравилось это движение, начал ходить в велопоходы – и вот во что все вылилось.

До велосипеда жизнь была какая-то серая: работа, дом. И так каждый день. С новым увлечением все изменилось: появились новые впечатления, плюс общественная нагрузка – меня задействуют на городских праздниках, просят, например, вести колонну на велопарадах. Своим примером показываю людям, как можно измениться в зрелом возрасте. Например, года 4 назад я бросил курить. Все потому, что начал общаться со спортсменами – дымить при них как-то стыдно.

Раньше еще и выпивал. Делал это в поисках себя. Не так, чтобы запойно: работу не пропускал, но с утра голова болела прилично. С появлением велосипеда полностью отказался от алкоголя. Понял, что это не мое. За несколько лет не проглотил ни капли. И даже не хочется – стал абсолютно равнодушен к спиртному. Раньше некоторые знакомые смеялись: ««Что ж ты машину не купишь? Что ты как мальчик на велосипеде?». Сейчас этого меньше, они видят, как из-за велосипеда жизнь изменилась к лучшему, заиграла новыми красками.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в АргентинуДо этого метался от одного к другому, не знал, чего хочу. Сменил несколько работ. Учился на слесаря-ремонтника, трудился и на «Башкирском граните», и собирал кухни для клиентов в Москве, и строил Ванкорское нефтяное месторождение – занимался монтажом металлоконструкций и трубопровода. На север нас забрасывали на вертолете, потому что там нет дорог. Работать приходилось зимой – в минус 52 градуса. Когда температура опускается до такой отметки, природа затихает: нет никакого дуновения ветра, стелется туман и только слышно, как трещат карликовые деревья в тундре. Суровые условия, но мне было интересно – я ведь люблю путешествовать и открывать новые места.

Последние несколько лет работаю на заводе в Уфе – чиню токарные, фрезерные и шлифовальные станки. Моя зарплата – чуть больше 35 тысяч рублей. Живу скромненько. Если бы брал кредиты, уже не хватало бы. Но мне хватает: понятно, что хотелось бы больше, но все потребности закрываю и никого не виню. Да и всех денег не заработаешь: если ставить такую цель, то жить будет некогда. Я всегда стоял на этой позиции: легко отношусь к деньгам, верю в лучшее и не вижу героизма в своих поездках. Катаюсь, потому что нравится. Теперь велосипед – мой смысл жизни.

Крым – первое большое путешествие. Полиция остановила на знаменитом мосту, в Ростове опасался гопников, по пути слушал русский рок

Идея дальних путешествий пришла ко мне после того, как увидел видео об этом в ютубе. Сначала катался по Башкирии, потом подумал о Крыме – там живут друзья, поехал к ним в гости. В плане тренировок к поездке вообще не готовился – я постоянно езжу, поэтому всегда готов. Могу сегодня прийти с работы, а с утра уже куда-нибудь уехать. Нужно только отпуск вовремя оформить – перед Крымом брал две недели, плюс использовал отгулы. Помогло письмо от Русского географического общества.

Вступить в РГО посоветовал товарищ с работы – он пенсионер, занимается пешими и горными походами, сплавами по рекам. Сказал, что членство может помочь в дальних поездах. Я написал заявление на вступление. Теперь участвую в общественных мероприятиях от РГО. Например, в фестивале «Тортау». Он пройдет онлайн, но для этого тоже нужны люди.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в Аргентину2500 километров до Крыма я проехал за 20 дней. Впечатлений столько! И все они состоят из маленьких событий, потому что в пути постоянно что-то происходит. Грубо говоря, сидишь возле магазина, кушаешь – и собачку кормишь сосисками. Вроде бы незначительный эпизод, но уже наполняет поездку смыслом и красками.

Из смешного – полиция остановила перед въездом на Крымский мост. Наверное, скучно стало. Спросили, кто, откуда, куда еду: «Ну, давай документы хоть посмотрим. Вдруг ты в розыске, потому что от жены сбежал». Сам мост – отличный, величественный. Для велосипедистов на нем есть техническая полоса шириной около метра – ехать очень приятно, даже лучше, чем по трассе.

В Крыму мне особенно понравился Казантипский залив: в нем очень теплое море, вечером ходил в него греться. По дороге поразила Калмыкия. Во-первых, там безумно гостеприимный народ: постоянно предлагали подвезти или любую другую помощь. Во-вторых, Элиста – как будто не Россия, а попал в Китай. Очень необычная архитектура. Когда заезжал в маленькие городишки, наоборот, создавалось ощущение, что попал в Советский Союз. Все вывески, все киоски, даже бабушки с семечками – будто из СССР или начала 90-х. Совсем другая Россия.

По пути я специально заезжаю в необычные города и исторические места. Для этого ведь и путешествую – чтобы увидеть что-то новое. Например, в обеих поездках заезжал на Родину-мать в Волгограде.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в АргентинуЧасто встречаются не только удивительные места, но и люди. Как-то встретил мужчину с посохом. Одет он был как монах, только монахи – в черном, а он – в белом с венком на голове. Проводили друг друга взглядами, но он развернулся, подошел и сказал: «Вижу, ты все-таки необычный». Оказалось, он тоже путешествует по России, правда, пешком. Вот как раньше ходоки были – так и он.

В последней поездке встретил начинающих саратовских велопутешественников. Хорошо пообщались, рассказал им свою историю. Когда ехал обратно на поезде через Саратов, списался с ними. Они встретили на перроне и накормили всякими вкусняшками, ресторанной едой – девушка как раз работает в ресторане.

Знаю, что про русских людей говорят: они угрюмые. На самом деле хватает разных. Кто-то – открытый, идет с распростертыми объятиями: «О, ты откуда, кто, куда?» Некоторые крутят у виска: «На велосипеде? Ты что, дурачок?» Но в драку ни разу никто не лез. Меня часто спрашивают, вожу ли я с собой для защиты баллончик или электрошокер. Ничего не вожу – даже не знаю почему. В случае чего есть цепь, которой привязываю велосипед, ха-ха.

Честно, опасности я никогда не чувствовал. Когда ездил в Крым, дальнобойщики предупреждали, чтобы был аккуратен в Ростовской области, потому что там хулиганят. Говорили: «Сейчас мы тебя подвезем». – «Спасибо, я сам». – «Ну тогда расставляй палатку подальше от дороги, чтобы тебя не видели. Или ночуй на охраняемых автомобильных стоянках. Тут у нас неспокойно».

В поездках я всегда ночую в палатке – это принципиальная позиция. Сколько раз звали в гости, но я отказывался. Когда доезжаю до финальной точки, могу снять гостиницу или остановиться у знакомых. В пути – нет. Даже если на улице холодно, как однажды в Татарстане. Вроде стояло лето, но ночью ударили морозы. На утро вся палатка оказалось во льду, чтобы не околеть, согревался газовой горелкой.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в АргентинуПалатку обычно ставлю подальше от людей, чтобы не беспокоили. К вечеру от внимания устаешь, хочется отдохнуть, чтобы не расспрашивали и не звали повеселиться. Обычно выбираю место в 6 вечера: смотрю на карте, где можно остановиться на ночь. У меня три критерия: отсутствие людей, водоем поблизости и наличие интернета. Первый и третий пункт противоречат друг другу – понятно, что если рядом нет населенных пунктов, то нет и интернета. Но как-то пытаюсь совместить: ночую недалеко от города или деревни, но так, чтобы не нашли.

Водоем мне нужен, чтобы помыться в конце дня. В бани я не хожу. Интернет – чтобы выложить в соцсети отчет за день. Ну, и чтобы не было скучно – перед сном смотрю фильмы, лажу по ютубу. В дороге-то скучно не бывает: постоянно меняется пейзаж, постоянно новые знакомства. Во время поездки в Крым на заправке встретил девушку, которая ехала на полуостров с севера на мотоцикле «Урал» с коляской. Такая тру-байкер. Вот они такие мелкие впечатления и наполняют все путешествие.

Единственный минус – на трассе устаешь от шума. Чтобы отвлечься, я езжу в наушниках с музыкой. Знаю, что это не приветствуется другими велосипедистами, потому что опасно. Но я аккуратный водитель, постоянно смотрю в зеркало заднего вида. Слушаю в основном русский рок: Шевчука, «КиШ», «Крематорий», «Чиж» – как-то это с детства пошло.

Дудя узнал не сразу, потому что почти не смотрит. Говорит, что не интересуется актуальными персонажами и политикой, хотя голосовал против поправок

По изначальному плану, последнее путешествие должно было заканчиваться в Сочи. А путь лежал через Оренбургскую область в Казахстан. Там хотел проехать вдоль реки Урал и въехать в Россию в районе Астрахани. Но на одном из заседаний Русского географического общества услышал отчет с восхождения на пик Мустая Карима. Пришла идея: «Почему бы и не взойти на него, если буду проезжать мимо?» Потом пандемия порушила планы по поводу Казахстана – и сформировался окончательный маршрут. Правда, до Сочи я так и не доехал – упустил время в Нальчике, пока ждал разрешение на выход в приграничную зону. С другой стороны, не ждал бы – разминулся бы с Юрием.

Дело в чем: пик Карима находится в приграничной зоне. Для въезда в нее нужно разрешение пограничников, полученное в МФЦ. Процесс затягивался, я устал ждать в гостинице и поехал изучать ущелье. Предварительно договорился с проводниками из федерации альпинизма Кабардино-Балкарии, чтобы, как получат разрешение, догоняли меня. Кстати, с проводниками помогли в РГО: сказали, что восхождение будет опасное, нужно, чтобы профессионалы его контролировали.

Несколько дней я катался по ущелью и встретил Юрия. Точнее как: сначала меня окликнул Юрий Борисов, потом подошел Дудь. Причем я не узнал их. Вроде где-то видел, но вспомнил не сразу. Знакомые потом сказали, что это было заметно, потому что вел себя естественно. Если бы сразу понял, может, закрылся бы. А так думал, что это какие-то спортсмены с парадрома, которые снимают красивые виды и меня решили заодно. Ко мне ведь каждый день подходят. Даже немного надоедает, потому что задают одни и те же вопросы. Хочется уже на спине написать: «Да, еду. Да, на велосипеде. Да, столько-то дней в пути, столько-то проезжаю за день. Да, сплю в палатке».

Когда осознал, что говорил с Дудем, все равно не придал этому значение. Не знал ведь, что он выложит. Он берет интервью у известных людей, а тут я – форматы совершенно разные. В конце поездки вообще забыл, что он со мной общался. А тут вон как стрельнуло. Причем о выходе видео я узнал, когда мне позвонили с телеканала «ЮТВ», чтобы взять интервью. Потом подтянулись другие СМИ, а на следующий день Юрий написал обо мне в инстаграме. Тогда на меня сразу подписались 5000 человек.

Перед тем, как опубликовать пост, Дудь написал мне во «ВКонтакте», задал пару технических вопросов: сколько дней ехал, сколько километров вышло, где жил. Я на все ответил, но больше ему не писал – зачем человеку надоедать.

Почему еще я не узнал Юрия – я не смотрел его шоу. Натыкался в ленте, включал пару раз минут на 5, но не акцентировал внимание. Просто не было интересно, что он делает. От светских новостей я далек, за политикой тоже не слежу, мне больше велосипед и путешествия интересны. Хотя на выборы хожу, летом голосовал против поправок. Но даже не знаю почему: в целом в стране меня все устраивает. Да и думаю, счастье зависит от человека, а не от того, в хорошей или плохой стране он живет. Не факт, что тем людям, которым не нравится в России, будет лучше в том месте, куда они хотят уехать. Счастье не зависит от места: оно – в голове. Чтобы его найти, я бы посоветовал не бояться экспериментировать, пробовать. Для успокоения души побыть наедине с природой – она очень хорошо успокаивает.

В интервью Юрию я сказал, что в путешествиях нет ничего сложного, просто сел да поехал – это действительно так. Жизнь вообще проще, чем кажется. Часто мы суем себе палки в колеса, сами усложняем. На самом деле все проще.

Живет один, а дочь не видел два года – она уехала с мамой в Череповец. Следующее путешествие организует с заездом в этот город

На пик Мустая Карима я забрался после встречи с Дудем. Возникла мысль сделать это вместе с велосипедом, но проводники отговорили. Потом сам понял, что это было бы невозможно. 12 часов подъема оказались сложнее, чем путь из Уфы до Нальчика. Ехать мне как-то привычнее. Но, когда добрался до вершины, поймал эйфорию. Ощутил, что это кульминация путешествия, что я дошел, смог.

На пике мы сфотографировались и написали записку для МЧС. Так делают всегда на случай, если группа пропадет. В записке нужно написать, когда и в каком составе взошли на вершину, описать состояние. Чтобы при поиске спасатели могли оттолкнуться хоть от какой-то информации и понять, взошли ли люди на гору или даже не добралась. Мы дошли в полном составе, все чувствовали себя хорошо.

В Уфу я возвращался на поезде. Фонд Мустая Карима вручил благодарственное письмо, подарочные сертификаты и велорюкзак. РГО сразу предложило думать над новым маршрутом. Сказали: «Сейчас письмо напишем, чтобы еще один отпуск дали». Но я хочу взять его сам – весной. Планирую маршрут по «Золотому кольцу»: до Москвы на поезде, дальше – на велосипеде. Как сделаю кружочек, возможно, заеду в Череповец. Там живет моя дочь, которую я не видел почти два года.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в АргентинуЖена – из Вологодской области, после развода уехала на родину и увезла девочку. Получается, мы находится в 2000 километрах друг от друга. Конечно, я очень скучаю. Выручают видеозвонки.

Мы развелись не из-за велосипеда. Жена, наоборот, всегда поддерживала меня в плане путешествий, особенно перед первым большим – в Крым. Просто жизнь сложилась так, что сейчас живу один. Новых отношений, конечно, хочется, я открыт для них.

Поможет ли известность найти пару? Ха-ха, а я не считаю себя известным. До сих пор не понимаю, чем тут восхищаться: для меня куда-нибудь съездить на велосипеде – обыденное дело. И ладно бы я один ездил на такие расстояния, но ведь много людей. Просто мне повезло – попал под камеру. А так – я не сделал что-то выдающееся. Просто занимаюсь тем, что нравится.

Ответы на самые популярные вопросы: средняя скорость, аварии, вес багажа, бюджет

– С какой скоростью передвигаетесь в дальних поездках?

– 25 км/ч. Ежедневный пробег получается 120-130 километров. Конечно, могу проехать и 170-200 километров, но понимаю, что на следующий день снова выходить на старт. Поэтому распределяю силы. Обычно тактика такая: 10 километров еду, отдыхаю, пью чай. Потом еще 10 – и снова отдыхаю. И так весь день.

– Сколько весит багаж?

– 20 килограммов. С собой везу одежду, палатку, спальник, горелку, посуду, ремнабор для велосипеда и небольшие запчасти. Из необычного – солнечная панель. Днем от нее заряжаю пауэрбанк, вечером от него – гаджеты.

– Чем питаетесь в дороге?

– Чем захочу. Я не на соревнованиях, а в отпуске. Днем в основном не ем из-за жары, только пью. С утра – гречневую или рисовую кашу, которую сам готовлю на горелке. Вечером могу и шашлычка взять.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в Аргентину– На сколько худеете за 20 дней пути?

Взвешивался до и после – получилось около 5. За пару месяц вес возвращается в норму, становится снова 72-73 килограмма.

– Какой бюджет одного путешествия?

– Примерно 35 000 рублей. Трачу только на еду и газ для горелки. Еду покупаю не только в магазине, еще хожу по кафе. Я ведь в отпуске – ни в чем себе не отказываю.

– Сколько стоит велосипед?

– Новый в такой же комплектации – около 100 000 рублей. Я брал стандартный, но потом дорабатывал, ставил хорошее оборудование. Например, новую вилку и колеса. Вот прошлый велосипед был дешевый – его, кстати, украли. Этот я не оставляю, пока не уверен, что он хорошо закреплен. Постоянно застегиваю на цепь, чтобы было основательно.

– В аварии на трассе попадали?

– Нет, но случалось, что машины задевали руль зеркалом. Повезло, что удерживал его и не попадал под колеса сзади идущего авто. Из самого серьезного – падал, и колесо становилось восьмеркой.

В первом путешествии гораздо сильнее раздражали проколы. Особенно много их случалось в Крыму. Делаешь переднее колесо, потом осматриваешь заднее – находишь в нем акацию. Вытаскиваешь – начинает шипеть и спускаться. Во второй раз был уже опытнее, поставил дорожные бескамерные покрышки с антипрокольным слоем. В итоге за 2500 километров – всего один прокол. И тот – в Чегемском ущелье, где наехал на осколок скалы.

Слесарь из Уфы проехал 2500 км на велосипеде и засветился в выпуске Дудя. Теперь он звезда: прохожие просят о фото, приглашают в гости в Америку и в Аргентину– Самый необычный человек, которого встречали в поездках?

– Инвалид на электрической коляске. Встретились в Самаре во время моего путешествия на пик Карима. На коляске он ехал из Нижнего Тагила в Крым. С детства мечтал побывать на море и поставил перед собой такую цель. Знаю, что до Крыма доехал – слежу за ним во «ВКонтакте».

– Почему ездите один?

– Чтобы никто не мешал. Мне приходит много предложений поехать с кем-то, но не хочу. В небольшие походы – да, лучше с компанией, но в длительных поездках одному спокойнее: отвечаешь только за себя. Плюс настроение бывает разное. Например, сегодня никак не едется, поэтому и не едешь. Завтра захотел остановиться – остановился. Сам себе хозяин.

Фото: Instagram/uk1302019; VK/trip.biks

Скидки и акции на все категории товаров на странице Беру промокоды.

Автор
Александр Головин www.sports.ru

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края