Смелость быть собой. Как в середине карьеры я продал бизнес и стал тренером

Новости

Михаил Иванов

Издатель, основатель Smart Reading
www.slon.ru

Чужие истории успеха вдохновляют и раздражают нас. Нам не безразлично, как живут и развиваются другие, потому что это дает планку для самооценки. Однако та ли это планка, что делает нас собой? Счастливее ли мы от того, что следуем навязанным нормам «успеха»?

У меня другая история. Она не похожа на рассказы о стремительном росте карьеры и многомиллиардных сделках, с которых герой уезжает на Майбахе. Скорее, это история о пути к себе.

Я создал и 9 лет руководил успешным издательством «Манн, Иванов и Фербер». Но это не конец, а начало пути. В 2014 году я выиграл green card – вид на жительство в США и мы с семьей решили, что хотим попробовать жить в другой стране.

Я принял решение о продаже своей доли в бизнесе. Это был не простой шаг. Я вложил в эту компанию часть своей души. В компании остались многие дорогие мне люди, которых я лично когда-то принимал в команду и помогал развиваться. Знакомые бизнесмены говорили мне, что бизнес не простит, и, скорее всего, я больше не создам ничего, сопоставимого с МИФом (любопытно, что и в этой сфере нами часто руководит страх, а не готовность следовать возможностям и страсти открытий). Особенно в другой стране.

Я не считал реализуемым управлять уже довольно крупной компанией на расстоянии 10 часовых поясов. В течении полугода я вел сложные переговоры о продаже и закрыл сделку за два дня до отъезда. 8-го марта мы с семьей прилетели в Штаты.

Часто людей останавливает от переезда то, что они не знают, чем они будут заниматься в другой стране. Здесь я «издатель», «банкир», «журналист», а там я кто? Я нашел для себя ответ, начав работу в новом издательском проекте и – освоив, по сути, новую профессию.

Понимая, как драматически меняется издательский рынок, я стал развивать новый онлайн проект – библиотеку саммари нон-фикшн книг – Smart Reading. Мы создаем и дистрибутируем контент по всему миру и не привязаны географически ни к какому рынку. Люди часто покупают не книги, а решение своей проблемы. И саммари – один из таких удобных форматов.

Но в этой статье речь – не об этом бизнесе. Выбирая место жительства, мы остановились на штате Колорадо, и поселились в итоге в небольшом городе Найвот в 60 км от Денвера и 10 километрах от Боулдера. Довольно неочевидный выбор. Но дело в том, что на момент переезда я четыре года серьезно увлекался триатлоном. А Боулдер – Мекка этого вида спорта: здесь тренируются самые сильные триатлеты со всего мира и создан целый спортивный кластер. Множество производящих спортивное оборудование и софтверных компаний, базируется здесь.

С переездом у меня появилось больше времени на тренировки и в том же году я отобрался в финал чемпионата мира в серии Ironman на Гавайях. Для любителей, а сейчас и для профессионалов, это равноценно отбору на Олимпиаду.

Смелость быть собой. Как в середине карьеры я продал бизнес и стал тренером

Михаил Иванов

Фото из личного архива

Ко мне обратилось несколько человек с просьбой помочь им с подготовкой к Ironman. Мне показалось это интересным, т.к. позволяло систематизировать свои знания и проверить их в действии не только на себе самом. Поскольку я сам прежде работал с удаленным тренером, я не видел проблемы в том, что я нахожусь в одной части земли, а мои ученики – в другой. С развитием любительского спорта и технологий удаленное тренерство получило очень широкую практику на Западе.

Шаг за шагом, я погружался в работу тренера, открывая в себе новые и до сих пор не известные даже мне самому стороны. Оказалось, что меня захватывает возможность помочь человеку в достижении его цели. Что я живу в потоке, работая над планами моих учеников и анализом их тренировок. Что я проживаю за них каждую гонку, вкладывая в план гонки всю свою энергию. А успех каждого их них для меня даже важнее, чем мой собственный. (Поэтому я стал думать, что невозможно совмещать карьеру профессионального спортсмена и тренерство.)

В общем, моя работа стала продолжением моей страсти к триатлону. Будучи человеком рациональным, я отдаю себе отчет в том, что тренерская работа не масштабируема. Это не бизнес, его нельзя продать или завещать. Как и любое ремесло, она дает доход только пока ты в деле. Я могу «продать» только то количество часов, которое есть у меня. С другой стороны это ремесло, которое применимо в любой культурной среде. Как, например, ремесло стоматолога, парикмахера или пекаря.

Я не думаю о создании тренерской компании – это больше индивидуальнапя практика. Меня вдохновляет пример моего товарища – выдающегося тренера и мыслителя – Джо Фрила. Джо был одним из первых тренеров по триатлону в начале 1980-х годов. Через какое-то время у него стало так много учеников, что он придумал программу, с помощью которой можно ставить задачи и отслеживать что делают подопечные. Со временем, эта программа легла в основу компании, которая выросла в большой бизнес – Training Peaks. Я думаю, что и я, следуя за своей страстью, найду свой бизнес. А пока тренерская работа приносит мне ни с чем несравнимое удовольствие и ощущение ценности каждого прожитого дня. Разве не этого мы все ожидаем от работы, да и от жизни?

Рынок

Я специализируюсь на длинном триатлоне – формата Ironman и Ironman 70.3. (Второй включает половину дистанций, входящих в Ironman, а это, напомню, заплыв на 2,4 мили (3,86 км), велосипедная гонка на 112 миль (180,25 км) и беговой марафон – 26,2 мили (42,2 км)). В прошлом году полный Ironman сделало около 300 человек из России и еще около 50 человек из русскоговорящих стран. В этом году, несмотря на кризис, цифра, вероятно, удвоится. Из-за сложности подготовки большая часть любителей триатлона работает с тренером.

Потому, несмотря на крошечный рынок, спрос на работу тренера довольно высокий. В России есть несколько недавно созданных компаний, которые оказывают тренерские услуги – «Циклон», David Warden Coaching и несколько тренеров, которые готовят людей самостоятельно. Думаю, что суммарно на всю страну не больше 40 человек. В США только сертифицированных тренеров 2400 человек. Стоимость услуг тренеров в России и в США сопоставима и составляет от $100 до $900 в месяц.

Почему триатлон так привлекателен?

Активные целеустремленные люди в среднем возрасте ищут вызов. И если раньше они покупали себе «Харлей» и меняли жену (мужа) в поисках новизны и адреналина, то сейчас покупают дорогой велосипед и регистрируются на полный Ironman.

Триатлон привлекает людей, нацеленных на достижение результата, организованных и очень конкурентрных. Для того, чтобы быть успешным в этом виде спорта нужно два компонента – время и деньги. Одного – не достаточно. В России в триатлон сначала пришли люди из финансовой сферы. Сейчас новая волна людей из ИТ и собственников бизнеса.

Всем им нужно тренироваться сразу в трех видах спорта, необходимо делать силовую работу в зале и разобраться с питанием и восстановлением. Не так много людей могут сделать это самостоятельно. Поэтому спрос на услуги тренеров довольно высок.

Где готовят тренеров

В России не существует формальной системы обучения и сертификации тренеров. Любой человек может сказать, что он тренер по триатлону и начать поиск учеников.

В США этим обучением и сертификацией занимается федерация триатлона. Я прошел обучение, сдал экзамен и получил сертификат. Я продолжаю довольно много инвестировать в свое обучение и то, что я живу в Боулдере, дает мне отличные возможности.

Чаще всего тренеры – это бывшие или еще действующие профессиональные спортсмены. Мое отличие – в том, что я никогда не был профессиональным спортсменом и хорошо понимаю, что такое работать полный рабочий день, воспитывать детей и готовиться к Ironman. Я продолжаю сам выступать и тренироваться и чувствую то же, что чувствуют мои ученики.

На сегодняшний день я тренирую 13 человек из 4 стран – из США, Великобритании, России и Казахстана. Помимо различной изначальной физической подготовки мои ученики живут в нескольких часовых поясах, разных городах, с разными условиями и возможностями для тренировок. Все это приходится учитывать при подготовке планов тренировок и гонок. Но это очень увлекательно, т.к. требует изрядной умственной работы и энергии.

Мое время ограниченно и я работаю сейчас на пределе своих возможностей. Я сделал несколько программ самостоятельной подготовки к дистанции Ironman 70.3, которые выложил на сайте Джо Фрила Training Peaks. (Это, кстати, хороший источник информации о тренировках – не только для тех, кто готовится к триатлону.) Так, благодаря технологиям, я смог отделить часть своих знаний от себя и передать их в пользование.

Интересно, что существует довольно большая синергия между моей тренерской практикой и Smart Reading. Почти все мои клиенты – подписчики сервиса саммари: один из самых популярных разделов у нас – пересказы книг по здоровью, спорту и питанию.

Что дальше?

Я не знаю, будет ли эта работа моей основной до конца жизни. Да и вообще стараюсь не загадывать далеко вперед – в этом очень мало проку. Уже сегодня, прямо сейчас, я живу и чувствую себя счастливым, потому что приношу ценность каждый день. Это самый важный урок этой деятельности. Я уже не буду работать на чужие установки и навязанные паттерны, у меня хватило смелости сделать свой выбор. Мое любое новое дело и занятие будет начинаться с этой, гораздо более важной и сложной планки, – работа как продолжения себя.

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края