Один в океане

Новости

По профессии — океанограф, по натуре — романтик, по призванию — гражданин Вселенной, Слава Курилов был в Советском Союзе объявлен невыездным, но смириться с этим не пожелал. В декабре 1974 года он бежал с туристского лайнера «Советский Союз» вблизи Филиппин.

Без еды и питья, без морского снаряжения, оснащенный лишь маской, ластами и трубкой, он проплыл до филиппинского берега около ста километров, проведя в океане почти трое суток.

Один в океане

Родился в 1936 году в городе Орджоникидзе. Детство провел в Семипалатинске, где научился плавать; в 10-летнем возрасте переплыл реку Иртыш. Пытался без документов устроиться юнгой на Балтийский флот. Отслужил в армии химическим инструктором саперного батальона.

Изучал социальную психологию в педагогическом институте, окончил штурманское училище, окончил Ленинградский метеорологический институт по специальности «океанография». После этого работал в Институте океанологии Академии Наук СССР в Ленинграде, был инструктором по глубоководному погружению в Институте биологии моря во Владивостоке. Изучал йогу по самиздатским публикациям. Пытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, однако ему в этом упорно отказывали, по разным причинам, в том числе, в связи с тем, что у него жили родственники за границей (его родная сестра вышла за муж за индийца и уехала со своим мужем сначала в Индию, а затем в Канаду).

Один в океане

Имея непреодолимое желание исследовать морские глубины по всему миру, но не имея такой возможности из-за категорического отказа властей и закрепления за ним статуса — «невыездной» Станислав Курилов запланировал убежать из СССР. Эта мысль зрела в нём долго, а нашла выход спонтанно, когда он увидел объявление о круизном туре на лайнере «Советский Союз», следовавшем из Владивостока до экватора и обратно без захода в порты в декабре 1974 года.

Один в океане

Рассчитав по карте оптимальный маршрут, ночью 13 декабря 1974 года прыгнул с кормы судна в воду. С ластами, маской и трубкой, без еды, питья и сна, в течение более чем двух суток он проплыл до острова Сиаргао (Филиппины) около 100 км. Такой выносливости способствовали, со слов самого Курилова, его многолетние занятия йогой. После расследования, проведённого филиппинскими властями, и нахождения в заключении был депортирован в Канаду, получил канадское гражданство.

Один в океане

О побеге сообщила радиостанция «Голоса Америки». В СССР Курилов был заочно приговорён к 10 годам лишения свободы за измену Родине.

В Канаде Курилов сначала был разнорабочим в пиццерии, потом работал в канадских и американских фирмах, занимающихся морскими исследованиями (поиски полезных ископаемых в районе Гавайских островов, работа в Арктике, океанографические изыскания в экваториальных водах). Во время одной из рабочих поездок в США встретился там с израильскими литераторами Александром и Ниной Воронель. По их приглашению побывал в Израиле, познакомился там с Еленой Генделевой.

Один в океане

1986 году, женившись на Е. Генделевой, поселился в Израиле, стал сотрудником Хайфского океанографического института. В 1986 израильский журнал «22» полностью опубликовал повесть Курилова «Побег».

Отрывки из повести были опубликованы в 1991 г. журнале «Огонёк» и принесли автору звание лауреата премии журнала. Предисловие к книге написал русский прозаик и диссидент Василий Аксёнов: «Прыжок в бескрайний океан с кормы огромного советского парохода, трехдневный заплыв в воде в сторону неведомых Филиппин; кто ещё мог такое сотворить, если не русский интеллектуал, спортсмен и йог Слава Курилов? Русской интеллигенции не следует забывать своих героев: их не так много.».

Из книги Курилова:

Бежали и до Славы, и после. Но всегда бежали от чего-то к чему-то. Славин побег необычен в том смысле, что это не было «убегание от…» Это было торжество Действия, Великий праздник Поступка, где главное — само действие, как акт самопознания. В точке побега сошлись главные жизненные линии — страстное желание узнать мир и страстное желание познать себя.

На внешнем уровне — объявленный невыездным, он, гражданин Вселенной, навечно оказался пленником, запертым в тюрьме. Смириться с этим он не мог, ситуация требовала разрешения. Накопленный за двенадцать лет интенсивных занятий духовный опыт требовал реализации, испытания практикой. Слава искал Действия и был готов к нему. Побег оказался счастливой случайностью, идеально воплотившей возможность обретения внешней и внутренней свободы.

Эти дни, 13, 14 и 15 декабря Слава всегда вспоминал как самые счастливые в своей жизни и ежегодно праздновал, как дни духовного рождения.

Вообще действие было осью его существования. Если есть проблема, иди, действуй, делай, и она по мере твоего продвижения раскроется и разрешится. (Я однажды попросила объяснить мне что-то в упражнении хатха-йоги. Слава улыбнулся и сказал: а ты его сделай раз восемьсот, и уж тогда поймешь все так хорошо, как никто тебе не объяснит.)

Один в океане

Увы, в 1998 году Слава Курилов, в свое время потрясший мир своим прыжком в океан и проплывший 100 км, по горькой иронии судьбы нашел смерть в водах. Погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух. Похоронен в Иерусалиме на малоизвестном кладбище немецкой общины темплеров.

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края