Проклятие радужной майки
Английский трековый и шоссейный велосипедист Том Симпсон (Tom Simpson) входит в число велогонщиков на которых «проклятие радужной майки» отразилось в полной мере.
Профессионалом Том Симпсон стал в 1960 году, после любительской карьеры, где он завоевал бронзовую Олимпийскую медаль в 1956 году в гонке преследовании на треке и серебряную медаль в индивидуальной гонке преследовании в 1958 году на Играх Содружества.
Свой первый профессиональный контракт Симпсон подписал в 21 год с французской велокомандой St. Raphaël-Géminiani-Dunlop. Его первым стартом в качестве профессионального велогонщика стала небольшая гонка «Тур Запада» (Tour de l’Ouest), в которой он выиграл два этапа и закончил 18-м в общем зачёте. Для нео-про, от которого обычно ожидают работы в качестве грегари лидера команды, это стало большим достижением. Но всё говорило о том, что Симпсон был больше однодневщиком, нежели претендентом на победу в Гран-турах, так как он не мог быстро проходить подъёмы.
Он участвовал на чемпионате мира в Нидерландах в 1959 году в гонке преследования и шоссейной гонке, став четвертым на обоих стартах. В 1960 Симпсон проехал свою первую классику и финишировал в первой десятке на Флеш Валонь (La Flèche Wallonne) и Париж-Рубе (Paris-Roubaix) – там он лидировал последние 40 км, но растратил всю энергию, его настигли меньше чем за 10 км до финиша, где он в итоге финишировал 9-м. Он стартовал на Тур де Франс (Tour de France) в 1960 году и завершил супермногодневку на 29-м месте, а также занял третье место на 3-м этапе.
В апреле 1961 Симпсон одержал первую победу классике. После поражения на Париж-Рубе-1960 продемонстрировал, что брусчатка ему подходит, выиграв Тур Фландрии (Ronde van Vlaanderen)-1961 в финишном спринте из 3 человек. С Тур де Франс-1961 он был вынужден сойти уже на 3-м этапе, так как получил травму колена.
В начале велосезона 1962 года он снова финишировал 5-м на Туре Фландрии и 6-м на Гент-Вевельгем (Gent-Wevelgem). На Тур де Франс-1962, он стал первым англичанином, надевшим жёлтую майку лидера Большой Петли (после 12-го этапа), и закончил французский Гран-тур на 6-й позиции.
1963 и 1965 годы оказались у Симпсона самыми успешными в классиках. Гоняясь за команду «Peugeot BP team» в 1963, он выиграл Бордо-Париж (Bordeuax-Paris), был вторым на Париж-Брюссель (Paris-Brussele) и Париж-Тур (Paris-Tour), третьим на Туре Фландрии, восьмым на Париже-Рубе, и десятым на Флэш Валлонь и Джиро Ломбардии.
Симпсон выиграл Милан — Сан-Ремо (Milano-Sanremo) в 1964, вновь финишировал 4-ым на чемпионате мира и 10-м на Париж-Рубе. Он также приблизился к победе на этапе Тур де Франс, приехав вторым на 9-м этапе, стал 14-м в итоговой классификации.
В 1965 году Симпсон выигрывает Джиро ди Ломбардия (Giro di Lombardia) и становится чемпионом мира — поразительное достижение, если учесть, что во время Тур де Франс-1965 он серьёзно упал и повредил руку. Он не послушал совета врачей и отказался сойти с гонки, продержался ещё несколько этапов, пока не стал слишком слаб и уже действительно не смог продолжить соревнования. Его пришлось доставить в больницу, вполне реальной была угроза ампутации руки из-за сильного заражения. Но Том Симпсон так легко не сдавался.
Многообещающий велосезон 1966 года, который Том Симпсон стартовал в радужной майке, начался весьма скверно. «Проклятие радужной майки» сработало на Томе Симпсоне?
В самом начале велосезона-1966, зимой, Том Симпсон, катаясь на лыжах, падает и ломает ногу, тем самым перечёркивая все старты на весенних классиках, да и на всех гонках велосезона в принципе. В 1966 году Тому Симпсону так и не удалось подняться в радужной майке чемпиона мира по шоссейному велоспорту на подиум значимых велогонок. Его единственным подиумом стал 2-й полуэтап на Четырёх Днях Дюнкерка (Four Days of Dunkirk), где их команда выиграла командную гонку на время. Затем было второе место на Шесть Дней Мюнстер (Six Days of Münster), в паре с Клаусом Бугдали (Klaus Bugdahl). И второе место на однодневке Гран-При кантона Аргау (Grand Prix of Aargau Canton). Полный провал в сезоне для чемпиона мира по шоссейному велоспорту Тома Симпсона.
Расставшись в 1967 году с радужной майкой чемпиона мира, Том Симпсон, казалось бы, вернул себе способность побеждать. Он выигрывает Париж-Ниццу (Paris–Nice)-1967, два этапа на Вуэльте Испании (Vuelta a España)-1967, этап на Джиро Сардинии (Giro di Sardegna)-1967, одерживает победу и заканчивает гонку третьим на трековых соревнованиях. Отличный накат перед стартом французского Гран-тура Тур де Франс-1967.
К середине Тур де Франс-1967 Симпсон шёл на 7-м месте генеральной классификации. 13 этап 13-го июля из Марселя в Карпентра. Маршрут извивался на протяжении 75-ти километров, пересекая вершину Мон Ванту. В этот день все ждали настоящего спектакля. Было невыносимо жарко и тяжело (термометр на вершине Мон Ванту показывал 55 градусов Цельсия), что усугублялось ещё и тем, что на горе, где не растёт ни дерева, солнце отражалось от белых известняковых склонов.
В трёх километрах от вершины Симпсон упал. Когда он упал в первый раз, сказал механику британской команды Гарри Холлу: «Поднимите меня, поднимите меня. Я хочу продолжить. Поднимите меня, посадите меня ровно.»
Действующие из лучших побуждений поклонники посадили его на седло и растолкали велосипед. Симпсон продолжил двигаться по дороге зигзагами. Ещё одна сотня метров, и Том снова шатается и падает с велосипеда, на сей раз в полном изнеможении. Он моментально впал в кому, и ни доктор Тур де Франс, ни доктора в местной больнице, куда его доставили вертолётом, не смогли ничего сделать. Через 3 часа Том Симпсон был мёртв. Ему было всего 29 лет.
Copyright ©VeloLIVE.com Все права защищены