Исторический экскурс от Сергея Лисина. matchtv.ru

13 мая 1909 года стартовал первый этап Giro d’Italia — гранд-тура, организованного итальянской спортивной газетой La Gazzetta dello Sport в пику «Тур де Франс». Длина этапа составляла 397 километров, и выиграл его Дарио Бенни, пройдя дистанцию за 14 часов 6 минут и 15 секунд.

История лучшей, во всяком случае как считают сами итальянцы, веломногодневки началась 5 августа 1908-го, когда Тулло Моргагни, главный редактор La Gazzetta, отправил телеграмму своему редактору отдела велоспорта Армандо Кунье, находившемуся по делам в Венеции: «Необходимость обязывает «La Gazzetta» без промедления начать итальянский тур. Возвращайтесь в Милан. Тулло». Такая же телеграмма ушла владельцу газеты Эмилио Камилло Костаманье, который проводил отпуск в Мондови.

Спешка Моргагни объяснялась тем, что идея итальянского тура была совсем не нова и вынашивалась параллельно в нескольких головах, соответственно, тот, кто реализовал бы ее первым, оказывался единственным победителем — в одной стране не может быть двух велосипедных гранд-туров. Главным соперником Моргагни была компания Bianchi, производитель велосипедов, привлекавшая в качестве партнеров газету Corriere della Sera и итальянский Туринг-клуб, к тому времени уже занимавшийся исключительно автогонками. О планах Bianchi рассказал ее бывший сотрудник Анджело Гатти, затаивший на Bianchi большую обиду и желавший обрушить все начинания этой компании.

Беда заключалась в том, что денег у La Gazzetta dello Sport не было. Тем не менее 7 августа 1908 года была опубликована статья, сообщающая, что в мае 1909-го в Италии пройдет первый национальный гранд-тур. Оставалось найти средства на его проведение. Бюджет гонки закрывали по принципу «с миру по нитке» — средства дали итальянская ассоциация велосипедистов, газета Corriere della Sera и… казино «Сан-Ремо», с которым у организаторов итальянского гран-тура сложились давние отношения. Бюджет сложился, гонку можно было начинать.

111 лет назад стартовала лучшая велогонка на земле. Через два километра на дорогу выбежал ребенок, и все упалиЛуиджи Ганна финиширует в заезде 1909 года / Фото: © DEA / BIBLIOTECA AMBROSIANA / Contributor / De Agostini Editorial / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

13 мая в 2:53 ночи на площади Пьяццале Лорето в центре Милана, где располагался офис La Gazzetta, стартовали 127 из 168 заявившихся гонщиков. Только пять из них являлись иностранцами — Италия в те годы была гораздо больше изолирована, и очень многие, желавшие принять участие спортсмены, до Милана так и не добрались, а части тех, кто мог приехать без проблем, запретили это делать спонсоры, не заинтересованные в рекламе на рынке, который не собирались осваивать.

Двумя самыми известными итальянскими гонщиками на старте первого этапа «Джиро» оказались «Король Грязи» Луиджи Ганна и «Красный дьявол» Джованни Герби. Ганна, до того как стал профессиональным велогонщиком, работал каменотесом и каждый день ездил на работу почти 100 километров в один конец. После такого велогонки казались лайт-версией работы. В активе Ганны были победы на «Милан — Турин» в 1907 году, «Милан — Сан-Ремо» в 1908-м и пятое место общего зачета «Тур де Франс»-1908.

Гонку сопровождали восемь машин: четыре командные технички, две судейские и две с прессой. Денег у большинства гонщиков не было, лишь немногие могли спать в отелях, а остальные довольствовались любым углом, позволявшим отдохнуть: скамейкой в парке, стогом сена, заброшенным домом. Впрочем, до финиша первого этапа нужно было еще доехать, а завал произошел уже через два километра после старта — ребенок выскочил на дорогу. В результате «Красный дьявол» Герби сломал велосипед и вместо продолжения этапа поехал в местную веломастерскую, где разбудил механика, заставив начать ремонт. Тут нужно пояснить, что, в отличие от «Тур де Франс», на «Джиро» можно было обращаться к помощи сторонних механиков — на «Туре» гонщик должен был ремонтировать велосипед исключительно своими силами. Широко известен эпизод, когда гонщик был оштрафован за то, что не мог замерзшими пальцами вставить нитку в иглу, чтобы зашить пробитую трубку, и обратился за помощью к женщине, которая только лишь продела нитку в ушко.

111 лет назад стартовала лучшая велогонка на земле. Через два километра на дорогу выбежал ребенок, и все упали

Луиджи Ганна после первой велогонки Джиро д’Италия / Фото: © Wikimedia Commons

Первый завал на спуске в истории «Джиро» произошел на озере Гарда, когда Люсьен Пети-Бретон, победитель «Тур де Франс» 1907 и 1908 годов, поперхнулся куском курицы, потерял управление и и упал на голову. Удар был такой силы, что гонщик потерял сознание на несколько минут. Придя в себя, Люсьен обнаружил, что вывихнул плечо, но тем не менее вернулся в гонку, достал лидирующую группу и несколько раз атаковал, пытаясь уехать в отрыв.

За семьдесят километров для финиша Луиджи Ганна закололся. Никто не стал его ждать, и пелотон помчался дальше, правда, остановившись на железнодорожном переезде, чтобы пропустить состав. Ганна, воспользовавшись этим, вернулся в гонку.

Финишировал первый этап первой в истории «Джиро» на гоночной трассе Zappoli в Болонье под проливным дождем в пять часов вечера. Ливень стал причиной паники: зрители искали укрытие, судьи толком не понимали, кто каким финишировал, точно было лишь то, что выиграл Дарио Бени, с остальными определиться было сложнее.

111 лет назад стартовала лучшая велогонка на земле. Через два километра на дорогу выбежал ребенок, и все упали

Луджи Гана и Дарио Бени после первого заезда Джиро д’Италия, 1909 / Фото: © DEA / BIBLIOTECA AMBROSIANA / Contributor / De Agostini Editorial / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

111 лет назад люди, казалось бы, сделанные из стали, дали начало гонке, которая каждую весну привлекает сотни тысяч болельщиков на итальянские дороги и миллионы — к экранам телевизоров. «Джиро» всегда уступала «Туру» и по призовым и по престижу, многие звезды «Тура» предпочитали пропускать «Джиро», чтобы не тратить на нее силы. Но, несмотря на это, каждый год именно «Джиро» задавала тон началу сезона гранд-туров. За 111 лет проведения гонку отменяли всего 9 раз — на четыре года Первой мировой и пять — Второй. В этом году, впервые за всю историю «Джиро», влияние на нее оказала не мировая война, а пандемия. Гонка должна была стартовать в Венгрии, однако из-за коронавируса все сначала оказалось под вопросом, а затем и вовсе (пока что) съехало на октябрь. Что будет, и будет ли вообще что-то в октябре — увидим осенью.

А пока что организаторы провели Giro d’Italia Virtual, состоящую из семи этапов и собравшую более 10 000 участников, — ведь крутить велостанок, передающий данные на сервер, можно где угодно.

Среди профессионалов командную победу у мужчин одержала Astana Pro Team, а у женщин — Trek-Segafredo. На старт вышли легенды профессионального велоспорта прошлых лет — Алессандро Баллан, Иван Бассо, Стефано Гардзелли, Марио Чиполлини, Андреа Тафи. Часть гонки проехала Доротея Вирер, и для Италии, переживающий сейчас очень непростые времена, такая гонка, пусть и виртуальная, конечно, стала определенным лучом надежды. «Джиро» всегда была таким лучом, объединяя нищую, разрушенную страну после двух мировых войн, собирая ее сначала у радиоприемников, а потом у телевизоров во время экономических и политических кризисов, давая правительству шанс успеть что-то исправить. «Джиро» всегда была для Италии больше чем гонкой, это часть национального самосознания, что-то даже большее, чем «Тур» для французов. И сложно поверить, что 111 лет назад ночью 127 человек, готовых ночевать в стогах сена и на скамейках, спонсируемые несколькими полубезумными журналистами из газеты, с трудом сводящей концы с концами, положили этому начало