www. gre4ark.livejournal.com Аркадий Гершман
Два года назад я не знал, что существует такой города, как Альметьевск. Год назад, когда я слушал мэра Айрата Хайруллина на Велоконгрессе, то не мог поверить в услышанное.
Нанять команду профессионалов, начать делать по 50 км велодорожек в год в городе на 150 тысяч жителей, рассуждать о конкуренции за людей и социальных связях — звучит слишком красиво, чтобы быть правдой.
После недавней поездки я начал ломать голову над названием для поста — слишком много было вариантов! «Мэр, который что-то делает» посчитали бы рекламой, «Русский Копенгаген» отдаёт рекламным буклетом новостройки в Мурино, «Российская велостолица» — все подумают, что я опять задротствую на велосипеды. Поэтому просто: Альметьевск, который смог.
Велосеть
В начале работы был проведён анализ имеющегося. До лета прошлого года Альметьевск не отличался от большинства российских городов: велосипед только для парков, полос для машин побольше и так далее. Была поставлена простая задача: стимулировать людей пользоваться велосипедом в повседневных целях. Для этого был составлен план создания велоинфраструктуры — без этого люди на велосипедах не появятся.
План включал в себя создание велодорожек за счёт проезжей части и газона. Первоначально думали сделать большую часть за счёт сужения полос, но в итоге большинство дорожек сделаны за счёт газона над коммуникациями.
было
стало
Изначально планировали строить по 50 км дорожек в год, пока сеть не охватила бы весь город. То есть где-то 200 км велодорожек на город. Но планы пришлось корректировать — люди стали ходить по велодорожкам, потому что они оказались комфортнее тротуаров!
Раньше все считали тротуары с ямами и ступеньками нормой, но появление гладких безбарьерных велодорожек изменило представление горожан о комфорте.
В итоге сейчас велодорожки и тротуары делают одновременно — в этом году было сделано 33 км дорожек и 24 км тротуаров.
Велодорожки обычно отделяют от тротуаров буферной зоной и уровнем. Если велодорожка идёт за стеной кустов или скамеек и дополнительно ниже тротуара, то она психологически не воспринимается местом для ходьбы. В «золотом стандарте» Альметьевска так и есть:
Но новые участки строят совмещёнными и практически в одном уровне с тротуаром. Дело в содержании — так дорожки и тротуары легче убирать от снега. Дополнительно у пешеходов всегда есть возможность уйти на свою половину.
Да, в Альметьевске велоинфарструктура работает круглый год — дорожки с тротуарами очищают от снега и наледи в первую очередь, несмотря на протесты автолюбителей. Для этого было дополнительно закуплено несколько уборочных машин.
было
стало
Есть несколько принципов программы велосипедизации города: дорожки строятся для новых пользователей, а не тех, кто ездит уже сегодня; инфраструктура должна позволять без опасений отправлять пятилетнего ребёнка в школу на велосипеде; эффект программы будет отложенным и будет затрагивать комфорт поездок, экологию, социальную связанность, снижение смертности и другие сферы.
Для постройки дорожек пришлось договаривать с главными сетевиками и искать поддержку на уровне республики. Обычно коммунальщики ничего не позволяют строить над сетями — им после разрытия нужно всё восстанавливать, а они ленятся и пытаются экономить. Видимо поэтому половина дорожек города, по первоначальной задумке, должна была быть за счёт сужения проезжей части, но решили не шокировать народ, а обойти коммунальщиков по головам.
Один километр велодорожки шириной 2.2м стоит 5 млн рублей. Много ли это? Вроде да, но цели оправдывают средства. Тем более автомобильная дорожка стоит гораздо больше, но не окупает себя, в отличие от велодорожек. Для Альметьевска это аргумент.
Ширина дорожек была выбрана не случайно — она позволяет ехать вдвоём и общаться, а третий велосипедист может обогнать компанию сбоку. Это значительно улучшает интересность и комфорт поездки, поэтому это так важно для велосипедизации города.Датский и голландский опыт это подтверждают.
Хороший обход остановки:
… и плохой. Часто ради велодорожки у остановок убирают автобусные карманы. Это правильно.
Одни высаживаются прямо под колёса, а другие бегут на автобус и не видят, что происходит по сторонам. Поэтому велодорожки должны обходить остановку сзади, создавая островок.
В рамках создания велодорожек было убрано большая часть заборов. Ещё подземные переходы дублируют сверху проездами для велосипедистов.
На центральной улице дорожки с динамической подсветкой. Интересно:
«Золотой стандарт» Альметьевска включает обособление от тротуара и машин, подсветку, пункт саморемонта, подножку у светофоров, счётчик и специальные урны. Пока такой комплексный участок лишь один:
С материалом разметки пока экспериментируют — практически везде обычная краска. Цвет выбран датский — говорят, он со снегом и грязью лучше контрастирует.
Велопарковки
Централизованной установки велопарковок на улицах нет. Как нет и рекомендаций для бизнеса по велопарковкам — в итоге многие устанавливают с креплением за колесо, а не раму.
Зато в некоторых дворах городские велопарковки уже есть — типичные Ф-столбы:
Вопрос размещения стационарных боксов для жителей пока изучают. В городе практически во всех домах проведён кап.ремонт, так что внутри размещать что-либо будет сложно. Думаю, будут ставить во дворах что-то более капитальное.
С домами в городе всё хорошо (кроме железных входных дверей!), а вот с благоустройством дворов всё не столь радужно. Будет, чем заняться после достройки всех велодорожек:
Зато велопарковка у мэрии знатная, хорошо троллит и показывает эффективность использования места:
Велопрокат
Недавно в тестовом режиме в городе запустили прокат без станций. Велосипеды китайские, но программное обеспечение делали местные. Станций нет, но есть зоны начала и конца проката, чтобы избежать свалок из велосипедов в неожиданных местах. В других местах система не закроет велосипед, а перемещение из зоны без старта аренды будет сопровождаться сигнализацией.
Несколько раз к нам подходили люди, чтобы узнать о велосипедах — многие их видел, но не понимают, что это. Были бы станции с инструкцией — было бы понятнее.
Получается двоякая ситуация: экономия на установке стоек и быстрый охват города, но люди не могут доехать от двери до двери.
Взять велосипед можно через приложение в телефоне. Стоимость аренды — 10 рублей за полчаса, сервис полностью спонсируется Татнефтью. Завершается аренда простой блокировкой замка на заднем колесе.
с Йотой пока проблемы — не приходит СМС с кодом регистрации
Велосипеды китайские, поэтому маленькие. Размер М и мои 175см роста плохо дружили. Ещё здесь нет фонарей, скоростей, корзинка не поворачивается с рулём (непривычно) и безвоздушные колёса — каждый стык чувствуешь попой.
Тестовые велосипеды уже частично побитые.
Корзинка небольшая и без резинок-фиксаторов. На поверхности солнечная панель:
На зиму прокат свернут — это печально.
Альметьевское чудо
Можно ли было представить пару лет назад, что в России появится город, где практически на каждой улице есть велодорожка?
В проект мало кто верил, те же жители в прошлом году чуть ли не высмеивали городское руководство и лишь ленивый не пенял на абсурдность затеи. В этом году, когда люди опробовали лишь малую часть от проекта, ситуация изменилась — жители стали сами защищать дорожки в соц сетях и жизни.
Особенно хорошо результат виден у школ и детских садов — они все в велосипедах. У детей нет предрассудков, но они хорошо переманивают родителей на велосипеды.
Пока о модальном распределении говорить рано. Город начал вести подсчёты лишь этим летом, поэтому сравнивать сложно. Но согласно индексу, порядка 2% жителей уже передвигаются на велосипеде. Опросы же показывают, что 75% жителей готовы пересесть на велосипед, если будет безопасная и комфортная инфраструктура.
В общем, Альметьевск это правда нечто. Это смесь понимания общей цели и хорошей команды. Тут стоит сделать акцент, что Альметьевск — нефтяная столица Татарстана со штаб-квартирой Татнефти. Компания заинтересована в развитии города, поэтому часто помогает деньгами на культуру, активности и подобные проекты. Но деньги и компетенция — вещи разные, Москва всегда была богатым городом, но при Лужкове почему-то хороших вещей происходило крайне мало. На Тюмень, которую распёрло от денег, вообще смотреть страшно.
Альметьевску приходится бороться за людей, чтобы специалисты приезжали и оставались в городе. Для этого нужно разнообразие среды, безопасность и комфорт, чтобы люди могли вечером сходить в бар, кино, прогуляться по набережной или доехать на велосипеде для пляжа. Дети должны иметь возможность получать хорошее и всестороннее образование и так далее. Это лишь кажется, что велодорожки — крутой велопроект, на самом деле это часть большей задачи. Лишь в этом городе я услышал от мэра рассуждения о велосипедизации и дружелюбности города через социальные связи — такие заявления стоят многого.
В планах городского руководства связать город и агломерацию. Затем начать развивать велотуризм и обучать другие города своему опыту. Последнее актуально уже сегодня.
Делать город комфортным, безопасным и стимулировать экономику можно разными путями. Кто-то тратит небольшой бюджет на целый подземные переходы, развязку или единственную станцию метро, а кто-то ставит реальные задачи и запускает комплексные проекты с быстрым результатом. Если руководство всех городов будет понимать общую картину и искать варианты, а не прикрываться небольшим бюджетом, то Альметьевск станет нормой для России.
PS за гениальные комментарии типа «сравнил Москву с Альметьевском» сразу в бан. Велосипед — инструмент, а не самоцель. В той же Москве велосипед можно и нужно интегрировать с общественным транспортом, когда в Альметьевске на велосипеде можно доехать от точки до точки.