Поздно вечером 2 октября железногорский список людей, обладающих гордым званием «Ironman» пополнился еще одной, на этот раз пятой, фамилией. Человеком, преодолевшим сверхсложную дистанцию, стал 34 – летний Андрей Басов.
В Красноярском крае спортсмен стал лишь сороковым человеком, которому покорилась эта сумасшедшая дистанция. Всего же на старт барселонской гонки вышло 2836 человек, Андрей смог войти в топ – 1000, а в своей возрастной категории из 276 железногорец стал 127.
Новоиспеченный «железный человек» поделился впечатлениями о гонке, рассказал о трудностях на трассе, подготовке к соревнованиям и эмоциях после финиша.
— Андрей, почему вы решили пробежать столь изнурительную дистанцию?
— Наверное, как и большинству спортсменов, впервые выходящих на старт этой гонки, мне хотелось проверить, на что я способен. Идея пробежать «железную» дистанцию была у меня давно, но начинал я с малого – прошел в Будапешт половинку (дистанцию вдвое короче айронменовской), и вот тогда мне стало по – настоящему интересно, смогу я стать «железным» или нет.
— Расскажите о подготовке к старту, помогал ли вам кто – то в составлении плана или вы ориентировались исключительно на свой жизненный опыт и специализированную литературу?
— План писал сам, безусловно, очень помог интернет, сейчас там можно найти множество полезной информации. Тренировался я достаточно много и, что главное, постоянно. В пиковые недели доходило до 15 тренировочных часов, но в среднем было по 10-12. Самая большая тренировка , которую провел при подготовке — 5.5 часов на велосипеде (для сравнения, прохождения дистанции Ironmanу любителей занимает от 8 до 16 часов).
— Занимались ли вы в детстве спортом или решили стать спортсменом, будучи взрослым человеком?
— в 10 классе начал заниматься легкой атлетикой, добегал до разряда КМС, был чемпионом Сибирского федерального округа в беге на 400м.
— Возникает резонный вопрос, вы считаете своим самым сильным видом бег? Или вы довольно сбалансированный атлет?
— Считаю, что все виды у меня на среднем уровне, бег, если и сильнее, то несущественно, все – таки спринт, который я бегал раньше, и стайерский бег, которым я занимаюсь сейчас, требуют совершенно разной подготовки и даже несколько различной техники.
— Вы приехали в Испанию за несколько дней до старта, успели посмотреть какие – то достопримечательности?
— С друзьями мы арендовали машину и прокатились по Испании, посмотрели на мелкие городки и монастыри вдоль дороги, посетили гору и монастырь Монтсеррат, заехали в Андорру. За несколько дней до старта не нужны изматывающие тренировки, наоборот нужно дать организму восстановиться и со свежими силами выходить на старт.
— Итак, наступил день X. Скажите, как могли одновременно принять старт почти три тысячи участников?
— Из – за большого количества спортсменов стартуют участники в несколько волн в зависимости от заявленного предполагаемого времени плавания. Это обычная практика на дистанциях серии Ironman. Я стартовал во второй стартовой волне с предполагаемым временем 1 час 00 минут.
— Андрей, расскажите, как развивались события в гонке, что оказалось самым сложным на дистанции?
— На плавании проблем не возникало, плыл в своем темпе, показал результат 1 час 5мин 27секунд, это неплохое для меня время, учитывая, что я никогда плавал в соленой воде и волнах, хотя, не буду скрывать, хотел выплыть из часа. На велоэтапе я упал на первом же повороте – зацепил лужу, но меня это не выбило из колеи, а лишь заставило быть более внимательным и осторожным. В целом, я показал нормальное для себя время на велосипеде – 5ч30минут,хотя, конечно, в идеале мог проехать и быстрее. Самым сложным оказался бег: не пошло питание, которое приготовил на этот этап, да и усталость накопилась, поэтому всю марафонскую дистанцию нужно было просто терпеть. Думаю, бежать я способен лучше – из 4 часов, при показанном мною времени 4часа 24минуты 28 секунд.
— Ironman тяжелая дистанция не только в физическом, но и в психологическом плане: нужно бороться с собой, заставлять организм работать даже тогда, когда силы уже на исходе. О чем вы думаете во время прохождения дистанции, чем мотивируете себя в самые сложные моменты?
— На каждом этапе у «головы» различные задачи: например, на плавании я думал только о том, как бы не сбиться с пути, не уплыть в сторону и, как следствие, не наплавать больше. Бывало, что спортсмены вместо 3.8 км проплывали более четырех километров. На велосипеде я вработался и ехал на практически на автомате, следил за питанием, думал о насущном, к такой работе , в общем, – то привыкаешь во время тренировок. Бег, как уже было сказано выше, оказался трудным, я бежал с единственной мыслью: «Добежать, не умереть, добежать…»
— В этот, самый тяжелый момент гонки, чем вы себя мотивировали, как подавляли физическое желание организма остановиться и сойти?
— Самой большой мотивацией для меня был стартовый взнос (смеется) (570 евро – прим.авт.), на самом деле, я считаю, что глупо столько готовиться, заплатить взнос, приехать и не добежать только потому, что тебе стало тяжело. Поэтому бежал к заветной финишной черте.
— Что почувствовали, когда закончили дистанцию?
— После преодоления дистанции у меня не осталось никаких эмоций, чувств. Ничего. Все оставил на трассе.
— После финиша на своей странице в социальной сети вы написали «Я сделал это. Но больше никогда…», что скажете сейчас, когда прошло время и улеглись первые эмоции, хотите ли вы еще раз стать «железным» человеком?
— На самом деле, сложно загадывать, сейчас я ничего не планирую, отдыхаю. Возможно, через некоторое время пробегу полуайронмен в Португалии. И только потом буду решать, что делать дальше. С одной стороны, мне не хотелось бы вновь подвергать организм таким страданиям, но с другой, я не совсем доволен результатом – 11 часов 12 минут 53 секунд, так как хотел выбежать из 11 часов, а в идеале – из 10 часов 30 минут, так как этот результат позволяет выполнить разряд Кандидата в Мастера Спорта. Поэтому, вполне возможно, что когда – нибудь я вновь выйду на старт дистанции «Ironman».
Анастасия Запорожская