Кризис — это нормально. Его нужно перетерпеть, чтобы стать еще сильнее

Новости

Ира Моргунова    www.the-challenger.ru 

Триатлет, путешественник, ультрамарафонец, писатель Евгений Почаев — абсолютно наш герой. Он не только принимал участие в таких культовых соревнованиях, как IRONMAN и Race Across America, но и в одиночку проехал две Америки на велосипеде. Как ему это удалось и что оказалось самым трудным, рассказывает сам Евгений.

От карате до IRONMAN

— Спорт всегда был частью моей жизни, но серьёзно я начал заниматься им лишь в 14 лет, когда увлёкся карате. В течение последующих десяти лет я участвовал в различных соревнованиях, но в какой-то момент решил оставить большой спорт и сделать выбор в пользу карьеры. Однако вскоре я узнал про велотуризм — вместе с друзьями я отправился в велопоход и не пожалел. Мне очень понравилось — понравилась сама идея путешествовать на велосипеде.

Постепенно это дело начало затягивать — поездки становились сложнее, дольше и интереснее. Хотелось и дальше себя испытывать. Первое соревнование, на которое я зарегистрировался, было по маунтинбайку. Тогда-то я и осознал свой уровень и уровень профессионалов. Одно дело кататься, когда ты никого не видишь, другое — соревноваться. Подобный опыт открывает новые горизонты возможностей, даёт стимул двигаться вперёд.

Кризис - это нормально. Его нужно перетерпеть, чтобы стать еще сильнее

Однажды я услышал о таком соревновании, как IRONMAN. В России тогда о нём никто ничего не знал — не было ни программ подготовки, ни отчётов, ни тренеров. Единственное, что можно было найти — это видео с гонок, которые проходили в Штатах. Я понимал, что умею плавать и могу довольно долго ехать на велосипеде, но вот бегом практически никогда не занимался.

Я решил действовать постепенно — для начала «посмотрел», что собой представляет короткая дистанция. Пройдя спринт, я смог проанализировать, что делал правильно, а что нет. Кроме того, я осознал, что нужно ещё подтягивать плавание, иначе просто не преодолею необходимые три километра. Поэтому я продолжил плавать и бегать, отодвинув на второй план велосипед. После спринта в 2010 году я сделал первую «половинку» IRONMAN, а уже в 2011 году сделал полную «железную» дистанцию. На финише мой результат составил 11,5 часов.

Во время гонки я понял, что допустил ошибку — я занимался преимущественно бегом и плаванием, не уделяя внимание велосипеду. При этом велоэтап — самый важный. Зачем я страдал на плавании и беге и не делал то, что мне действительно нравится?

А раз так, то нужно вернуться к истокам — к велосипеду.

Кризис - это нормально. Его нужно перетерпеть, чтобы стать еще сильнее

Я увлёкся длительными гонками — мне стало интересно, как долго я в принципе могу ехать. Приняв участие в заезде на 24 часа, я стал искать новый челлендж, который заставил бы меня регулярно тренироваться и вывел бы на новый уровень. И очень быстро я его нашёл. Организаторы анонсировали эту гонку как «самые сложные 48 часов в велоспорте». Называется она «508 миль», трасса проходит через калифорнийские пустыни — Мохаве и расположенную ниже уровня океана Долину Смерти. 508 миль (более 817 километров) нон-стоп: вы едете, останавливаетесь, спите — неважно, время всё равно идёт. Лимит составляет 48 часов — не уложился, значит, не финишировал. Кроме того, несмотря на октябрь, ты всё равно постоянно едешь по жаре.

Но задача поставлена — вызов брошен.

Я стал первым участником из России за всю историю этой гонки. Организаторы в принципе смотрели на участников из северных стран с опаской — они рассказали мне о тех сложностях, которые поджидают на трассе, и предупредили, чтобы я не сходил с дистанции и бился до последнего. Я финишировал 17-м из 70 стартовавших (уложился в 37 часов). Думаю, это неплохой результат, особенно если учесть, что передо мной ехали местные ребята, которые постоянно тренируются в подобных условиях. Это был мой первый опыт на ультрадистанции — я столкнулся с реальными сложностями и понял, что пока не готов двигаться дальше в этом направлении. Не готов, пока не разберусь, как контролировать своё состояние при длительном отсутствии сна, когда просто выключаешься.

Гонка «508 миль» была ещё интересна тем, что она давала квалификацию на Race Across America в категорию «соло». Одному ехать не хотелось, но идея пересечь Америку запала мне в душу.

Дальше я переключился на шоссейные гонки — принимал участие в многодневках. И если на ультрагонках самое сложное — это сохранять концентрацию, то тут — особенно когда на третий день выходишь на старт и понимаешь, что страшно вымотан — надо выдавать всё что есть, ехать из последних сил. Это очень интересный опыт. Постоянно возникают кризисы, и ты думаешь, как с ними справиться. А справившись, чувствуешь, как растёт уверенность в собственных силах.

Кризис - это нормально. Его нужно перетерпеть, чтобы стать еще сильнее
Мне всегда было интересно поставить перед собой глобальную цель — такую цель, которую было бы страшно не выполнить. А Race Across America (3000 миль нон-стоп с запада на восток Штатов) — как раз то, что нужно. Я понимал, что раз не хочу ехать один, то нужно собрать команду. Единомышленников я нашел довольно быстро, а вот команду сопровождения набирали буквально по объявлению — признаюсь, было сложно довериться незнакомым людям, но ребята справились на отлично.

Изначально мы планировали, что гонка будет чуть более интенсивная, но когда ты плохо спишь и мало восстанавливаешься, в итоге возникают кризисы. То есть ты выходишь на свою смену (а она длится восемь часов) в таком состоянии, что даже стоять не можешь. Но вариантов нет, нужно ехать. Нельзя показать, что тебе плохо — это деморализует остальных членов команды. Единственное, что удерживает в строю, это наличие того самого опыта длинных и сложных соревнований. Ты просто понимаешь, что кризис — это нормально, его нужно перетерпеть, и тогда ты станешь ещё сильнее.

Амбициозная цель занять призовые места заставила нас сплотиться и, отработав на 110%, приехать третьими в командах-четвёрках. На финише у нас развернулась самая настоящая борьба с командой из Штатов — в прошлом году она заняла второе место. Мы шли с небольшим разрывом и постоянно видели друг друга. Я этим ребятам на самом деле очень благодарен — ведь именно конкуренция поддерживала нас в состоянии постоянного возбуждения и готовности. Буквально на последних 300 милях всё и решилось. Мы заехали на участок со сложным рельефом и поменяли тактику так, чтобы те, кто хорошо едет в гору, максимально выходили на подъём. Тактика сработала, и на сложном горном участке мы выехали вперёд, сильно оторвавшись от преследователей. Дальше дело уже оставалось за малым — прибавить скорость, чтобы окончательно «разбить» противника.

Кризис - это нормально. Его нужно перетерпеть, чтобы стать еще сильнее
На велосипеде через две Америки

В 2013 году в моей спортивной жизни настал перерыв, однако я активно продолжал путешествовать на велосипеде. Я к тому времени объехал довольно много стран, но в среднем мои поездки длились не больше 2—3 недель. А мне уже хотелось чего-то большего, чего-то глобального — того, что требует выдержки, сил и опыта. Например путешествия через две Америки, с севера на юг — от Аляски до Аргентины. Я планировал преодолеть весь маршрут за девять месяцев, но когда сел разбираться, понял, что за девять точно не успею. В итоге мне понадобилось одиннадцать.


— Это самое интересное из всего, что я делал в жизни. Путешествие очень сильно изменило меня. Иногда люди, которые с тобой общаются, не замечают этого, но сам ты чувствуешь перемены — они не снаружи, они внутри.

Конечно, мне пришлось уволиться (я работал в банке), так как прекрасно понимал, что совмещать не получится. Я долго готовился к путешествию — готовился и финансово, и морально, и физически. Одна только техническая подготовка заняла полгода: составить маршрут в обход больших городов — непростая задача. Плюс нужно было накопить денег. Но с этим проблем не возникло — если я что-то запланировал, то уже не отступлю. А вот настроиться психологически оказалось трудно — близкие не очень хорошо отнеслись к моей затее, но в конечном счёте поняли, что я не откажусь.

Кризис - это нормально. Его нужно перетерпеть, чтобы стать еще сильнее
Особенно интересно было наблюдать, как меняются ощущения во время поездки. Первые две-три недели чувствуешь страх перед неизвестностью — с тобой может произойти всё что угодно. Ты просто свыкаешься с чувством, что затеял нечто глобальное, чего никогда прежде не делал. Но потом ты втягиваешься в процесс, и страх перед неопределённостью — приеду ли я или нет — уходит на второй план. Вместо него начинается трансформация.

Она начинается через два месяца, когда ты осознаёшь, что это не просто путешествие, нет — это новая жизнь со своими правилами. Новая реальность, в которой ты существуешь. Стоит тебе это принять, как сразу становится значительно проще.

— В какой-то момент ты понимаешь, что мир — это твой дом. Да, ты проезжаешь разные места, — города, пустыни, джунгли, — но ощущение целостности не оставляет. Вернувшись, я понял, что приоритеты изменились — мне теперь нужно больше свободы. Я не могу уже сидеть с девяти до шести в офисе.

Я занимаюсь всем этим, потому что мне нравится сам процесс. Я им наслаждаюсь. Наверное, это сложно осознать человеку, который в принципе далёк от спорта. Как можно получать удовольствие от того, что ты мучаешь свой организм? Это трудно объяснить словами — нужно просто попробовать.

Кроме того, любая цель делает жизнь интереснее.

{module Puteshestv}

Кстати, совсем скоро выйдет книга «11 месяцев в пути, или как проехать две Америки на велосипеде» — в ней Евгений расскажет обо всех приключениях, которые приключились с ними во время экспедиции через два континента.

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края