The Calvert Journal, Лондон, Великобритания
газета «Коммерсант»

Если не считать препятствий, созданных человеком, то все равно ездить на велосипеде в Москве с ноября по февраль неудобно: зимы здесь долгие и страшные

Рубрику ведет Николай Зубов

В парке Сокольники собралось несколько сотен велосипедистов — отсюда начинается ночная велосипедная экскурсия по пушкинским местам столицы. В следующие пять часов к этой толпе велосипедистов присоединятся тысячи других людей на велосипедах.

«Велоночь», в которой приняли участие около 5000 велосипедистов, прошла в Москве уже в восьмой раз…

Это мероприятие — одна из многих велосипедных встреч, которые проводятся в Москве в последние годы. Организовывают их энтузиасты, стремящиеся привить культуру езды на велосипеде в городе, который враждебно относится к тем, кто передвигается на двух колесах…

С начала 2000-х годов продажи автомобилей в России растут очень быстрыми темпами, за исключением спада в период финансового кризиса 2008 года и нынешнего ослабления рубля из-за санкций Запада…

В Москве самые серьезные в мире автомобильные пробки. Согласно данным компании TomTom (нидерландская компания, поставщик устройств для GPS-навигации.— «Власть»), поездка на автомобиле в Москве занимает в среднем на 74% больше времени, чем могла бы, не будь в городе пробок. А если выехать в город в час пик вечером, то поездка удлинится на 141%…

Хотя введение платных парковок несколько облегчило эту проблему, из-за огромного количества автомобилей велосипедисты по-прежнему опасаются передвигаться по дорогам, и большинство из них предпочитает тротуары, что весьма раздражает пешеходов.

А если добавить к этому неприятные манеры водителей, начиная с агрессивного поведения на дороге и заканчивая наездами сзади, снятыми видеорегистраторами и выложенными в огромном количестве на YouTube, то не приходится удивляться тому, что многие жители столицы предпочитают велосипеду другие виды транспорта.

Если не считать препятствий, созданных человеком, то все равно ездить на велосипеде в Москве с ноября по февраль неудобно: зимы здесь долгие и страшные. Пугает не только снег по колено, но и грязная снежная каша, которая неизбежно приходит на смену этому снегу…

Московские власти предпринимали попытки сделать столицу более дружелюбной по отношению к велосипеду, однако они не всегда оправдывали надежды. Самой успешной из них стал запущенный в июне 2013 года проект проката велосипедов по аналогии с лондонским проектом «Велосипеды Бориса» и нью-йоркской программой CitiBike.

За прошедший с тех пор год прокатом воспользовалось около 46 500 человек, совершив 66 500 поездок. Хотя эти цифры и бледнеют в сравнении с миллионом человек, взявшим велосипед напрокат в первые десять недель запуска проекта в 2010 году в Лондоне, или с 8,7 млн поездок, совершенных в Нью-Йорке в первый год запуска программы CitiBike, однако московский проект начинался с малого: всего 220 велосипедов на 30 велопарковках. Правда, к настоящему моменту велосипедов стало уже 1200, а парковок — 150.

Благодаря успеху этого проекта городские власти смогли в июне 2014 года объявить о предстоящем увеличении числа велосипедов напрокат до 4500, что уже не так далеко от нью-йоркских 6000 и составляет почти половину от лондонских 8000…

Хуже обстоит в Москве дело с велодорожками, которых не хватает. В этом году городские власти озаботились прокладкой велодорожек в парках, однако, по мнению критиков, хотя это и положительный шаг, он все же не ведет к увеличению числа велосипедистов на дорогах…

Решение властей лишь подчеркивает преобладающее в России мнение: езду на велосипеде там считают скорее развлечением, чем способом передвижения…

По словам велоактивиста и художника Антона Польского, велосипедистов не должно отпугивать отсутствие инфраструктуры… «Если оценивать нехватку пространства и отношение водителей автомобилей, то в Нью-Йорке гораздо сложнее ездить на велосипеде, чем в Москве,— говорит он.— В Москве самые серьезные проблемы — это большие расстояния и зима». Несмотря на все существующие трудности, Польский уверен, что у велосипеда в Москве есть будущее, учитывая постоянно растущее число велосипедистов на ее улицах. «Думаю, что я, как активист, сделал все, что должен был сделать,— говорит он.— Теперь нужно лоббировать интересы велосипедистов в московском правительстве, чтобы оно выполнило свою часть работы».

Мариам Омиди