Как я не стала НорземеномОя Грицкова, стартовавшая, но не финишировавшая в своем четвертом Ironman’е по обыкновению рассказала о старте на своей страничке в ЖЖ. Публикуем этот увлекательный текст!

Захлебнуться и утонуть.
Подготовку испортила здоровенная здоровая псина, запнувшая меня за ногу за 5 недель до старта. Собака была сомнительная, а бешенство — смертельно, поэтому пришлось колоть курс уколов. Меня заставили подписать бумажку, что я предупреждена, что в течение лечения + полгода (= 8 месяцев) мне много чего нельзя, в том числе заниматься спортом и купаться. Я долго докапывалась у врача, чем же чревато плавание во время уколов? «Вы можете захлебнуться и утонуть».

Естественно, спортом по мере сил я занималась, но чувствовала себя действительно препогано. 3 недели температура 37-37.2, время от времени головные боли и очень плохое восстановление. Не добавляли хорошего самочувствия и возможности для тренировок московская жара и необходимость работать по 11-12 часов в сутки.

За 3 недели до старта потихоньку прошла половинку в Выборге, самочувствие на беговом этапе не порадовало.

Предварительное покорение Гастотоппен.
В Норвегию прилетели дней за 8 до старта, попутешествовать. Маршрут составляла большей частью не я. Случайно обнаружила, что у нас в программе Рюкан — место финиша айрона. За 4 дня до старта зашла на вершину. Правда весь набор высоты (1500) сделали по тропе, а участники айрона по тропе идут только последние 4.8 км, до этого — по 10 % асфальтовому серпантину.

Наверху было туманно и ничего не видно. Еще очень холодно и мокро. Финишировать тут не хотелось. В этот день мы немного не рассчитали и я протопала больше 30 км, половину по курумнику. Но вроде не устала, только сильно ноги намочила.

Долгий путь к старту.
За 1.5 уток до начала регистрации я вдруг поняла, что нахожусь в месте, безумно красивом (Лисеботн на Люсифьорде), но при этом выбраться из него, успев к старту, едва ли реально.

Но выбралась! В четверг были паром — 4 часа ожидания автобуса — автобус- еще один автобус-паром Ставангер-Берген — поезд и в час ночи — кемпинг в Воссе.

В пятницу утром были еще автобус ( в 8 утра) + паром и я таки прибыла в Эдфьорд за пару часов до окончания регистрации. Почти все указанные средства были единственным вариантом успеть.

В Эдфьорде был дождь.

Чуть не зарегистрировали на спринт. Видимо, следовало.

В Эдфьорде не более 1000 жителей, но сдедов регистрации видно не было. Спросили у людей, выглядевших как триатлеты — указали на унылую палатку рядом с инфоцентром. В палатке подтвердили — регистрация тут, но начнется через час.

Подойдя через час поняли, что это регистрация не норземена, а спринта-спутника (400-20-5). Регистрация самого Норземена оказалась на окраине, на горе, в здании школы.

Стартовый пакет был суров, как Норземен. Ничго лишнего. Чип и наклейки, шапочка с номером + опознавательные майка и браслет для саппорта. Единсвтенное — маленькое полотенце с символикой какой-то там топливной компании. Не очень вязалось со стартовым взносом при условии еще и почти что отсутствия питательных пунктов.

Экспо тоже поражала воображение — на крошечном пятачке не было ничего кроме рейсбелтов (мне правда как раз он был нужен) и маек-штанов с символикой норземен. Кто был в экспо-цнтрах крупных европейских триатлонов и марафонов, знает, какая там обычно огромная ярмарка спортивного барахла.

Меня чуть расстроило отсутствие гелей — я не привезла, хотела купить несколько там. Но нет так нет.

Радужные перспективы
Брифинг состолся в спортзале школы, участники сидели на полу. Две девочки исполнили пару номеров на скрипке и баяне. Орги порадовали участников роликом, демонстрирующим велоэтап весь в снегу, оказывается, так было в один из годов. Затем напомнили, что если лифт не будет работать лифт, финишерам придется топать вниз по куруму в темноте самостоятельно, в заключении сказали — пмните, в 2005 на вершину удалось зайти лишь победителю 🙂
Еще напомнили, что на вершине необходимо иметь кэш на туалет 🙂 ну конечно, за такой стартовый взнос туалет обесплатить финишерам никак 🙂

20км — не крюк

Но пугание снегом и спуском без лифта были только началом. Орги заявили, что старт плавания они решили перенести. Причина — в Эдфорде очень холодная вода, всего 11, а вот в 10 км вроде как тепло, 16-17. В связи с этим участникам нужно с 2.30 до 3.30 приехать в 10 км от эдфьорда для погрузки на корабль, а их саппорту в 3-4 ночи разместить вел еще на 10 км дальше.
Надо сказать, это означало не только подъем на час раньше и бессонную ночь для саппорта, но и + 20 (!) км к велоэтапу! Причем никто из участников даже не задал вопрос. Я переспросила — радостно сказали «да, будет 200». При этом никакие кат-оффы (промежуточные нормативы) не меняли 🙂
Я вообще рассчитывала, что машина приедет только утром… к счастью, приехала вечером. Недобно было говорить совсем недавно знакомому человеку, что вставать придется сначала в 2, а потом еще раз, в 6.30, но что делать.

This is madness

В 2 встали и минут через 20 выехали. Обнаружила, что кроссовки мои (единственные с собой, предназначенные для велоэтапа) насквозь мокрые. Какие уж есть. Вообще кстати холодно и мокро. Из нашего кемпинга выезжает куча машин. Отъехали пару км, обнаруживаю, что забыла гидрик, возвращаемся.
Вот и паром. Иду туда босиком, так как у меня в поездке с собой только кроссовки и велотуфли. Босиком идут многие. Большинство сразу в гидриках кроме верха, хотя до старта еще 2 часа.
Внутри салона полно атлетов. Они прекрасны, большая часть ведь норвежцы-шведы – рослые, большей частью светловолосые. Большая часть в неопреновых носках – они разрешены. Я об этом не знала и не подготовилась. Перчатки запрещены.
Примерно в 4.30 в микрофон говорят «старт в 5, но до места старта вам нужно проплыть, будьте готовы прыгнуть через 15 минут.
Палуба парома. Конечно, большинству нормальных людей айронменщики кажутся сумасшедшими, но сами-то они обычно себя такими не ощущают 🙂 Так вот стоя под дождем при температуре воздуха около +8 и готовясь прыгнуть в ледяную воду фьорда в 4.50 утра я почувствовала себя совершенно ненормальной 🙂 Вспомнился один из роликов Норземена, где мужик под дождем говорит «this is madness!

Действие первое. Оно же и последнее.

Я боюсь прыгать в воду. Я не боялась с парашютом и в самолете, выполнявшем фигуры высшего пилотажа. Но я ненавижу воду, заливающуюся в уши, нос, и совершенно не могу находиться в воде при попадании воды в глаза. Никогда не прыгаю даже с бортика бассейна. Страшно. «You can do it» легкий удар почему-то об живаот, и как-то удивительно быстро всплываю. Мне даже понравился прыжок.
Вроде бы и не очень холодно, однако голова почему-то считает воду холодной и на автомате всплывает – не хочет погружаться. Приучаю ее.
Начало плавательного этапа – типа где каяки. Никакой четкой линии нет, каяков много, но до них кстати метров так 200. Но я уже поняла, что здешних оргов и участников лишних 20 км или 200 м не пугают.

Куда плыть – тоже кстати известно только направление, ясно что главным образом вдоль берега, но четкой легенды или схемы представлено не было, нет и никаких буйков.

Но ничего, я же знаю, что таким крутым пловцам как я полагается отдельная сопровождающая лодка 🙂 Вскоре она появляется.
Плыву. Волн нет, вроде не мерзну. Единственное – дождь барабанит по шапочке, издавая смешные звуки. Почему-то немного досадно, что вот саппорт поехал в лагерь и будет спать более полутора часов моего плавания, а я ВСЕ ЭТО ВРЕМЯ буду плыть 🙂

Впрочем, плывется вроде нормально, чувствую себя хорошо. Только чуть напрягает, что я не имею понятия, сколько проплыла.
Время 1.35 со старта. Слева показываются финишные ворота – непонятно. Так быстро я проплыть точно не могла, но я уже должна была проплыть примерно 3/4, но я не вижу никаких ориентиров, которые надо обплывать в пределах видимости. И тут ко мне подплывает «мой» каяк и сообщает, что плыть мне ВООООООООООН на тот мигающий огонек. Вот это номер! Огонек очень далеко, точно больше километра в 1 конец! Как так?? Я плыву конечно страшно медленно, но стабильно – за 2 часа айронская дистанция, за час – половинка. Ну в ЮАР с дикими волнами плыла 2.26. Если впереди 2 км, получается я проплыла всего 2 и больше, чем за 1.30? бред какой-то.

Но стараюсь об этом не думать. Плыву. Здесь холоднее вода и как будто встречное течение. По крайней мере огонек нифига не приближается. И тут, через 2 часа со старта или чуть больше начинаются сильные волны – наверное, примерно как в ЮАР,но направление движения явно встречное. Я вроде на месте не стою, а огонек все дальше. В 2.15 понимаю, что с момента финишных ворот мучаюсь уже 40 минут, а до огонька еще как до луны пешком.
Тут меня вылавливают в лодку. Говорят, волны сильные поднялись + никаких вариантов уложиться в норматив 2.30 ну или около того. Волны швыряют лодку из стороны в сторону. Откуда-то слышится крик «хелп». Потом ко мне сажают еще одного мегапловца.

Интересно, что представлял из себя огонь – он был закреплен на пустой лодке. Не знаю, была ли лодка зафиксирована, но по-моему так она дрейфовала себе в волнах. Не исключено, что ее просто снесло.

С лодки мне кажется, что зеленый цвет шапок – не самый удачный, участников сложно разглядеть в волнах. По дороге от огонька к финишу встречаем еще много людей.

Примерно в 2.30 меня привозят в транзитку… Транзитка ПОЛНА народу!!!!! Через 2.30 со старта! Если вдруг кому-то это ни о чем не говорит: 3 моих айрона я приплывала за 2 с совсем небольшими копейками, и в транзитке одиноко стоял мой вел, ну максимум еще 1 такой участник как я его забирал. А тут 2.30 – полно и людей, и велов.

После бала
Минут через 20 я уже была в лагере. Вроде бы в воде я не очень мерзла (только ноги в момент холодного течения), но при этом с час еще в спальнике меня колотило! Интересно, как бы чувствовала себя в этот момент на веле под дождем.

Кое-кому из моего саппорта очень повезло, что я не добралась до велоэтапа 🙂 Мне не прикреили сумочку на раму для батончиков и не залили воду во флягу на лежак. А это важно – питательных пукнтов на велоэтапе нет, саппорт может оказать помощь с учетом лишних 20 км только через 50-60 км, причем с абсолютным набором 1250м

С точки зрения целесообразности продолжения дистанции кстати снятии наверное было оправданным. В ЮАР мне конечно было обидно – мне для финиша требовалось всяко менее 7 часов на вел и менее 5 часов на бег, итого 12, при плавании за 2.26 + транзитке мне до лимита в 17 часов оставалось аж 14.30 – конечно обидно быть не выпущенным. На Норземене если бы мне дали выплыть – я бы плыла всяко больше 3 часов, если не 3.30 , норматив на плавнаие + вел – 12 часов, вел 200км с перевалом и еще 4 тягунами – тут действительно можно было и не успеть уложиться. Да и не факт, что в такой холодной воде по 3 часа находиться хорошо. В общем, в данном случае оргии правы, что сняли. Но наверное, не очень правы с самой организацией плавательного этапа.

Я не знаю уж, то ли они криво намерили с учетом резкого переноса, то ли лодка с маяком переместилась, то ли толкьо волны-ветер-течение, черт его знает. К сожалению, у меня нет запаса прочности на этот форс-мажор на плавании.

Потом узнала, что время последнего пловца, кому дали завершить – 2.40, и при этом 26 человек (около 10 %!!!) в итоге не выплыли! При этом у лидеров (кстати гонку выиграл двукратный чемп мира по айрону) время 59 с чем-то (таких всего парочка) – это небыстро для профиков, но и не полный кошмар. Сложилось впечатление по протоколам, что как раз хорошим пловцам повезло больше- они успели по нормальной погоде (либо лодку с огоньком не уснесло еще).

Кстати а потом погода была благосклонна к тем, кто выжил 🙂 после подъема на первый перевал и до финиша на вершине было солнечно 🙂

Что ж, можно сделать выводы. Норземен – очень специфичное мероприятие. Во-первых, оно заметно отличается по органзиации от классических айронов (в целом не в лучшую сторону). Но главное – это мероприятие для таких суровых и крутых парней, которым обычный арйон – просто спринт! Мне пока до них далеко, в ближайшее время я туда не сунусь. Но, может быть, когда-нибудь 🙂