www.velolive.com
Сегодня гость нашей «Олимпийской галереи» — 27-летний гонщик Сергей Цветков (Serghei Tvetcov). Сергей родился в Молдавии, сейчас является гражданином Румынии.
Он – действующий чемпион Румынии в разделке и групповой гонке на шоссе, призёр гонки USA Pro Challenge (3-е место в 2014), призёр канадской гонки Tour de Beauce.
Второй сезон Сергей Цветков является гонщиком проконтинентальной итальянской команды Androni Giocattoli – Sidermec. Наша беседа, которая состоялась после Милан — Сан-Ремо (Milano-Sanremo), откроет разные аспекты жизни профессионального велогонщика, которые не раз интересовали многих болельщиков велоспорта. Сергей поделился своим мнением о некоторых проблемах современного велоспорта, рассказал о своём отношении к соцсетям и медиа-ресурсам.
ПРОТОКОЛ ПОГОДЫ И АТАКУЮЩИЙ ТРАНСПОРТ СОПРОВОЖДЕНИЯ
— В последнее время из-за проведения велогонок в сложных погодных условиях даже был принят протокол UCI, в котором прописаны, при каких условиях этап, велогонка, могут быть отменены или сокращены. Ваше отношение к данному протоколу?
— Очень тяжело дать однозначный ответ по этому поводу. Совсем недавно у меня был разговор с Андреем Чмилём, он, в принципе, часто выигрывал гонки в очень сложных погодных условиях, такие как бывают на Туре Фландрии, Париж-Рубэ, Милан — Сан-Ремо. Так что для него это не было проблемой, а кому-то не очень хорошо ехалось в таких условиях. Для кого-то это хорошо, для кого-то не очень. Недавно даже Винченцо Нибали делал заявление, было много критики из-за срыва этапа по этому протоколу.
О себе не могу сказать конкретно “да” или “нет”. Если буду чувствовать себя хорошо в этот период, и даже если будет идти снег или дождь, буду против отмены, потому что мог бы выиграть. И наоборот. С одной стороны, это правильное решение, я считаю, потому что мы и так рискуем. Вон недавно я проехал в Лугано пять часов в дождь при температуре воздуха +1*С, через два дня слёг с температурой и накрылось моё участие на Страде Бьянке, и всё остальное, что в тот период можно было ехать. Выбыл на две недели.
Давайте, скажу, да — это правильное решение, я согласен с ним.
— Делаю вывод, что всё-таки 50 на 50.
— Да, скорее всего. Ну, вот, допустим 2014 год, вторая половина сезона была для меня успешной. В Колорадо на гонке я занял третье место на этапе. Был такой дождь, при этом этап проходил на высоте 2 500 м над уровнем моря и это означает, к тому же, ещё и пониженную температуру воздуха. Там вообще дождь непредсказуем, он может нагрянуть внезапно, пройти в течение одной секунды, ну как обычно это бывает в горах.
В принципе я привыкший к холоду, такой толстенький молдаванин, тяжело быстро промёрзнуть, мне было нормально. Но всё равно мы все дрожали от холода. Я помню, как мой соперник Рафал Майка из велокоманды Tinkoff-Saxo на том этапе он шёл передо мной в классифике, кажется третьим. Он вот вообще, только и делал, что руку поднимал — дайте мне ветровку, дайте мне шапку. Он так обулся, так укутался. А я себя чувствовал вполне нормально, холод для меня даже в плюс был, он был моим помощником, немного изводил моих соперников.
— В последнее время участились случаи столкновения транспорта сопровождения гонки с велогонщиками. Особого протокола UCI по этому поводу не ввело, однако, велосипедисты получают серьёзные травмы, и, к сожалению, тенденция не уменьшается. Нужно ли сократить число транспорта сопровождения? Ваше отношение к подобным происшествиям.
— Нужно ограничить число подобного транспорта, это однозначно! На своём опыте скажу. На моей странице в Фэйсбуке, после того как погиб Антуан Демуатье, я сделал пост:
Со мной произошёл следующий случай на том же Туре Колорадо. Был первый этап гонки, предпоследний круг, мы ехали в гору, как раз вышли из виража, дорога была относительно широкой, как в принципе везде в Штатах, но именно на вираже участок был узкий. Мотоцикл с камерой проезжал как раз сбоку, с правой стороны. С обочины выскочил зритель с фотоаппаратом, его мотоциклист объехал, но для этого ему пришлось вильнуть влево, а там ехал пелотон, он зацепил меня, кувырок, полёт…. Хорошо, что для меня обошлось всё без последствий, это мы поднимались в гору и ехали медленно. Но сам факт отрицать нельзя. Да, я считаю, что нужно изменить правила, места или стороны обгона гонщиков, что-то ещё.
Допустим, когда я приехал в Европу, для меня дороги предстали в ином свете. Я уже здесь два года, для меня с непривычки это же ужас, что творится на дорогах. В Штатах тоже ездят на мотоциклах, но их не так много, как в Европе, и там совсем другие дороги, как я уже сказал выше — они относительно широкие. В Европе дороги узкие, и водители носятся по ним с очень высокой скоростью. На гонке они со скоростью на 30-40 км/ч выше нашей влетают в группу, если не могут обогнать, виражи или повороты, начинают втискиваться закладывая влево-вправо, раз и вообще нам дорогу перекрыл — увидел лазейку, по газам и уехал. Порой они едут с нашей скоростью. Но в любом случае подобное меня шокирует, и не только меня. Многие начинают ругаться. Думаю, после последних случаев, произошедших в этом году, многие в пелотоне будут возмущены.
Мне понравилось, как Олег Тиньков выразился, когда Петера Сагана завалил мотоциклист, он сказал: “Нам за это не платят, и плюс они калечат гонщиков, понятное дело, телевидение должно освещать велогонку, показывать спонсоров…” Но порой это переходит разумные пределы. Вот сейчас хотят поставить видеокамеры на велосипеды, хоть какая-то безопасность для гонщиков за счёт уменьшения дополнительного движущегося транспорта на дороге в гонке. Я считаю — это хорошая, разумная идея, вполне имеющая право на существование и реализацию. Освещать велогонку изнутри нужно, но не такой ценой как сейчас.
— Мы делали подборку столкновений транспорта и велогонщиков, получился очень длинный список.
— Да, так и есть. Но ведь и сами мотоциклисты при этом тоже страдают, и травмируются, и погибают. В прошлом году на Джиро д’Италия, точно не знаю, что случилось, но там на повороте мотоциклист улетел. Они очень жёстко гоняют, подтверждаю. Не знаю, как они попадают в велоспорт, может быть какие-то особенные права получают или специальную лицензию от Международного Союза Велосипедистов.
— Про права и лицензию не скажу, но аккредитацию того же фотографа на велогонку вполне реально получить любому человеку. На Париж-Ницце этого года наш сайт “Велолайв” был аккредитован тремя аккредитациями — пресса, фотограф и автомобиль, и мы имели возможность следовать на машине впереди гонки, останавливаться, делать свои снимки и ехать дальше. Думаю, если бы я выбрала для аккредитации мотоцикл, а не автомобиль, то, кто знает, что бы вышло из этого. Я абсолютный дилетант в этом, уверенна, что могла бы стать причиной не одного завала.
В прошлом году на той же Париж-Ницце, прямо передо мной на финише последнего этапа упал мотоцикл с фотографом, при этом чуть не сбил меня. И в этом году, на последнем же этапе, уже когда гонщики летели по Английской набережной к линии финиша, пронеслись на очень высокой скорости два мотоцикла с фотографами, торопясь занять место для съёмок на финише. Моё мнение, на эту проблему необходимо обратить внимание не только UCI, но и самим велосипедистам, ведь речь идёт, прежде всего, о риске их жизни.
РАЗМИНКА
— Сергей доводилось ли вам бывать в Бразилии?
— Не был ни разу.
— Один известный игрок сборной России по футболу заявил, что в Бразилии говорят на бразильском языке. Согласны с ним?
— Если в Москве говорят на московском, а в Кишинёве на кишинёвском, почему бы и нет, но, по-моему, в Бразилии говорят на португальском.
— Можете навскидку назвать имена трёх известных бразильцев?
— Обычно футболисты у них знамениты. Рональдо, наверное, ещё Марадона (Примечание VeloLIVE.com: Марадона — аргентинец).
— А с чем у вас ассоциируется Рио-де-Жанейро?
— С карнавалом, с красивыми девчонками. С отдыхом.
— Можете назвать столицу Бразилии? Только, чур, не гуглить!
— Не знаю.
— Есть такое красивое слово — “Амазонка”, можете сказать, с чем оно у вас ассоциируется?
— Ассоциируется с женщинами-амазонками, их часто рисуют в военных доспехах.
— В Бразилии сейчас свирепствуют довольно гадкие комарики. Не боитесь страшных вирусов то тут, то там появляющихся по всему миру, или вы человек закалённый?
— Судя по тому, что они всё еще не открыли велодром, у них ничего не готово. Посмотрим, придётся ли вообще туда ехать (смеётся). А если серьёзно, нет, не боюсь.
— Что для вас как спортсмена значат Олимпийские игры?
— Г-ла-в-но-е уча-ст-ие! (смеётся).
— Команда уже оправилась от того, что не получила приглашение на Джиро д’Италия? Джанни Савио разрулил ситуацию со спонсорами?
— Да, говорят, что да. Джиро д’Италия была нашей основной задачей на сезон, мы не попали, ну, бывает такое. Сразу же написали новый план гонок, 150 стартов у нас будет, так что хватит гонок.
— Какие гонки у вас по плану в ближайшие месяцы? Известно ли, где и как будет проходить подготовка к Рио?
— В этом году, с учётом того, что мы пропускаем Джиро д’Италия, руководство пытается найти гонки на замену в этот период. Поедем классики во Франции, Тур Хорватии, Вуэльта Мадрид. Потом проедем гонку в Румынии, и уже после этого у меня будет месяц на отдых. Этот месяц я проведу дома, живу на высоте 2 500 м над уровнем моря, самое то для подготовки, и ехать на сбор на высоте не нужно.
— Как обычно проходит ваша подготовка к велосезону?
— Первая половина сезона мне очень тяжело заходит, как ни крути мне очень сложно даётся начало года. Наверное, сказывается постсоветская школа велоспорта. Наша база с самого детства закладывалась следующим образом: в феврале мы заканчивали бегать, в том числе по лестницам, общефизическая подготовка, если коротко ОФП. На велосипеде начинали ездить в марте.
Я думаю, что это больше психологический настрой, ну лично в моём случае, это, наверное, так. Ну как бы я себя не готовил, как бы не выкатывал с ноября месяца в Калифорнии, в тепле, куча наката, плановой работы, ну никак я не могу ехать, не знаю почему. Даже глядя на моё резюме многие подмечают, что у меня результаты идут с июля, вторая половина сезона.
Поэтому я рассчитываю на вторую половину сезона. В первой половине у меня как всегда проблема с весом, пока я его сброшу, пока войду в тренировочную и гоночную колею. Сейчас я обхожусь отрывами на гонках, чтобы не забывали (смеётся). Но велоспорт — это очень тяжёлый вид спорта, иногда задумываюсь, стоит ли так напрягаться.
— После стольких лет в велоспорте всё ещё проблемы с весом, набранным в межсезонье?
— Да, а сейчас, переехав в Европу, я всё-таки окунулся в другую культуру и новые для меня традиции. Здесь другая кухня. В течение четырёх лет, которые я прожил в Штатах, я привык и к другой кухне, и к другим гонкам. А тут приехал в Европу, первый год в Италии — прошутто, моццарелла, блюда такими большими тарелками подают… Всё это ешь, на Джиро д’Италия стартуешь 76 кг, весь отёкший. А всё почему? В прошутто там килограмм соли, моццарелла тебя раздувает как шарик, образно говоря, пьёшь воду, отекаешь. После Джиро приезжал, понял, что к чему, на высоте слился, встаёшь на весы — минус шесть килограмм. И физическую форму накатал нереальную.
В этом году вот опять, зимой чего-то там пытался, боролся за вес. Но от себя не убежать, что есть, то есть. Тут либо высушиться нужно очень сильно, потерять всю форму, и затем набирать форму снова, но вес уже держать, так многие, кстати, делают. Вот мы можем видеть такой пример перед глазами — это Ильнур Закарин. Он очень сильно скинул вес.
В Штатах порции с едой тоже не маленькие, но там я уже знал, что да как я ем, привык. А тут в основном все велогонки проходят в Италии. Для себя я понял, что вес именно от питания здесь у меня растёт. Нарисовали, к примеру, в альтиметрии гонки гору крутую, как они говорят “пассисто”, в такие горы, они, как и в Колорадо, 20-25 км 5-6% средний градиент уклона, я ещё спокойно заезжаю, а когда градиент увеличивается, вот тогда уже начинаешь думать — вес пора скидывать.
ВЕЛОСПОРТ — ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО
— Вопрос, который поднимает волну споров и вопросов каждый раз, когда на сайте в результатах велогонок появляется имя Сергея Цветкова. Вы, в некотором роде, повторяете судьбу вашего соотечественника Андрея Чмиля, у которого в разные годы его спортивной карьеры рядом с именем стоит то Украина, то Молдавия, то Бельгия. Сергей, так какое же у вас гражданство?
— Я — молдаванин, родился, вырос и жил в Молдавии. Мама моя молдаванка, папа вообще родился в Эстонии, но он русский. По национальности, могу сказать, что я русский. Как в одном анекдоте (смеётся). В принципе, в семье мы говорим по-русски, школу закончил русскую. Мои родители — преподаватели и переводчики французского языка, бабушка была учительница румынского. У нас очень интернациональная семья. Гражанство — Румыния.
— Интересно как получается, бабушка и родители педагоги, а сын и внук пошёл в спорт…
— Это потому, что я не хотел учиться (смеётся).
— Знакомая для меня формулировка, мой сын тоже не хочет учиться и говорит, что когда выиграет Тур де Франс, мы увидим, что он был прав…
— Меня часто спрашивают, вот куда потом… Велоспорт — очень тяжёлый вид спорта. К тому же, я считаю, что велоспорт низкооплачиваемый, и я не посоветовал бы своим детям заниматься велоспортом. Да, я фанат велоспорта, мне нравится, но учитывая, так сказать “выхлоп” этого спорта, а он вообще нулевой, как ни печально это звучит, но скажите сыну — “вперёд учиться!” Главное, вектор дать, путь в жизни, и всё.
— Полностью с вами согласна, ведь я, как никто другой, знаю, что такое велоспорт, особенно ту часть, которая скрыта от многих. Всю боль, стресс и переживания, которые “дарит” велоспорт вкупе с радостью побед и многогранностью переживаемых эмоций.
— Да, столько тратится на велоспорт сил. Хорошо, если ты смог заработать, но ведь не каждый из нас получает хорошую зарплату и сидит на контракте. Каждый велогонщик в определённый момент задумывается, если подвернётся другая работа, которая и нравится, и хорошо оплачивается, то почему бы не уйти из велоспорта. Начинаешь задумываться, что у тебя семья, всё, нужно думать о серьёзных вещах, стоит ли так рисковать своей жизнью.
— Давайте вернёмся к велогонкам и велоспорту в вашем исполнении. Расскажите о Милан — Сан-Ремо-2016. Вы были в отрыве и вам сообщают что впереди завал. Как это происходило? Кто сообщил? А то на телевизионной картинке в прямом эфире не было этого момента.
— Да, завал произошёл впереди меня, получается, что меня уже догнали к этому моменту. И вот как только это произошло, я чуть-чуть подержался в группе и только начал отставать, услышал какой-то взрыв, шум, хлопок — трубка может лопнула и сразу завал. Сразу понял, что случилось, “куски” пошли догонять за машинами.
— Нравится мне жаргон велосипедистов, неосведомлённый человек, наверное, вообще не поймёт, о чем речь.
— Да, если сфокусироваться, в принципе, можно литературно выразиться. Говорю по привычке, у нас время ограниченно для разговора, поэтому, проще без реверансов.
ОСНОВНАЯ РАБОТА
— Почему именно велоспорт? Как вы сказали ранее “не хотели учиться”?
— Нельзя сказать, что я целенаправленно пришёл в велоспорт. Пришёл я совершенно случайно. Вообще я всё время занимался спортом. С шести лет ходил в различные спортивные секции. И каждый раз относился очень серьёзно к занятиям.
Однажды один парень мне сказал, “давай приходи, там велосипеды дают бесплатно, нас там много”. И я пришёл. В группе было 20-30 человек, плюс-минус моего возраста. Скажем так, “приехал потусоваться”. Потом шаг за шагом дошёл до сборной Молдавии. Участвовал в соревнованиях. У нас были старшие ребята, до 23 лет, которые уже выступали в иностранных клубах. Моя первая поездка за границу состоялась в 2005 году, прекрасно помню до сих пор, это были Нидерланды, и я участвовал в Кубке мира. До финиша, правда, не доехал, но для меня это было просто “вау”. С десятого километра начались падения и с нашей команды все сошли. Вот как-то так начался для меня велоспорт.
— Вы поддерживаете связь с вашим первым тренером? На чём строятся ваши отношения — это больше общение первого тренера (почти отца) и воспитанника или вы обсуждаете ваши результаты, анализируете их…
— Да, конечно. Мой первый тренер — Виталий Иосифович Булат. Мы больше о жизни говорим.
— А с теми ребятами, с которыми начинали заниматься велоспортом, поддерживаете отношения? Кто-нибудь из них гоняет до сих пор?
— К сожалению, нет. Именно на уровне профессиональных команд, нет. Александр Плюшкин до сих пор тренируется, с командами ему немного не везёт. Недавно в фэйсбуке мы создали чат, наши велогонщики молдаване, нас там почти 30 человек. Общаемся, шлём наши фотографии, вспоминаем детство, былые времена, как умирал наш велоспорт…
— С Андреем Чмилём общаетесь?
— После Милан — Сан-Ремо мне довелось с ним переговорить. Он видел гонку. А вообще, он был президентом нашей Федерации велоспорта, конечно же общались, обсуждали рабочие моменты.
— Андрей Чмиль выдающийся спортсмен, с огромным багажом знаний о велоспорте, наверное, было бы здорово, если бы он поделился своими знаниями с молдавскими и не только велосипедистами?
— Да и не только, вот именно. Андрей Чмиль супер-классик, человек-легенда.
— Хотели бы прочитать его книгу?
— Да, очень бы хотел, если она уже написана.
— В том то и дело, что наши легендарные велосипедисты, имея бесценный опыт и огромные знания, книги писать не спешат. И в этом они проигрывают многочисленным своим оппонентам по велоспорту из-за рубежа. Будем надеется, что наше интервью подтолкнёт Андрея Чмиля к написанию книги повествующий о его бриллиантовой карьере.
— Вы уже второй год выступаете на проконтинентальном уровне, в чем принципиальное отличие от континентального уровня (больше тренировок, питание, режим, оборудование).
— Думаю, даже если бы я был в континентальной команде здесь в Европе, уровень не отличался бы от проконтинентального. Всё очень серьёзно. Возможно, организационных моментов больше, обслуживающего персонала. Нет большой разницы между континентальным и проконтинентальным уровнем, но она есть, если сравнивать с Мировым туром.
Не могу сказать, что в Америке у нас было меньше материала в команде. Но организационные вопросы и количество персонала — да, отличается.
— Самая запомнившаяся гонка в вашей карьере?
— 2014 год на Туре Колорадо, стоя рядом с победителями и призёрами Тур де Франс на подиуме. Меня так сильно это вдохновило и показало направление, куда нужно стремиться. Для меня тот момент стал доказательством того, что я тоже могу быть там, на одном уровне с лидерами мирового пелотона.
— У вас день рождение на кануне Нового года (29 декабря), самое незабываемое место, где вы его провели?
— Всегда стараюсь проводить его дома. Начинаем праздновать 29-го, а там уже и празднование Нового года на носу.
— А есть ли у ваших велосипедов какие-то прозвища, шутливые имена?
— Проскакивает иногда. Когда разговариваю с моей женой, иногда звучит — “принц на белом коне” (смеётся).
— Здорово! Вы к нему с лаской, и он вам платит тем же…
— Да, и жена мне говорит точно так же.
— Назовите три вида спорта для ваших рук и ног. Кроме родного велоспорта, естественно?
— Триатлон. У меня не то чтобы мечта, уже лет пять, это желание является целью — я хотел бы лет в 45 финишировать в Ironman. Я хорошо плаваю, наверное, лучше бы плавал, чем ездил на велосипеде. Бегаю нормально.
Игровые виды спорта мне вообще никак не идут. В триатлоне и велосипед, и плаванье, и бег, так что думаю, это единственное что бы я выбрал.
— Тогда, в будущем на Ironman вас ждёт встреча с Ильнуром Закариным.
— Да, ладно?! Тогда вот там я его обгоню в беге. В триатлоне велосипед не самое важное. Тогда уже начинаю готовиться!
— Лёжа на диване, что на спортивных каналах обычно смотрите?
— Мне с детства нравится смотреть канал “Евроспорт”, трансляции с Сергеем Курдюковым. Я считаю — это уникальный комментатор, под его комментарии можно уснуть, проснуться и продолжать смотреть трансляцию. Особенно интересен финал.
Телевизор я почти не смотрю. Я либо в социальных сетях, либо в интернете читаю, например, о питании, полезную спортсменам информацию. Может быть, моя будущая профессия как раз будет с чем-то таким связана. Что-то типа нутрициониста, спортивного диетолога. Мне очень интересна эта тематика, современные методики подготовки спортсменов.
— Значит вы сами себе готовите еду?
— Да, готовлю, но только для себя. Иначе вы бы увидели меня квадратным таким поваром, не помещающимся в экран монитора.
— Диетические блюда готовите? Следуя изучаемым методикам?
— Не то чтобы диетическое, готовлю что надо, т.е. что отдал, то нужно взять. Потерял столько-то калорий, нужно их восполнить.
— Возможно, в будущим, сменив профессию велогонщика на нутрициониста вам предстоит пересечься с Алексеем Луценко.
— Чувствую у нас тусовка собирается (смеётся).
— Досуг на сборах как проводите?
— Читаю. Много информации попадается на английском языке. Изучаю научные публикации, научно-познавательные фильмы на YouTube или различные семинары. Сейчас очень много интересной информации в открытом доступе, в том числе и на русском языке.
— Вы изрядно поколесили по миру. Какие страны понравились больше всего?
— Можно сказать, сбылась мечта детства, я живу в Штатах, в Колорадо. Европа очень нравится, в принципе вся, Испания, Швейцария, Италия, Франция, старая Европа.
— Самый красивый город на свете?
— Кишинёв.
— Перейдём к ещё одному важнейшему аспекту жизни профессионального велосипедиста. Есть ли разница в вашем меню в соревновательные дни и подготовительный период?
— Не могу сказать, что оно отличается, потому что я всё-время пробую разные методики. Немного страдаю от этого, потому что пора бы уже остановиться на чём-то одном. Я пробую много всего разного, и даже не успеваю ощутить эффект (смеётся). Сейчас тенденция в том, чтобы быть лёгким, сильным и быстрым, нужно совершенствоваться.
Раньше всё-таки было по-другому. Смотрим Тур де Франс 2000-х годов, там ребята моего веса борются с лучшими горняками. Но времена поменялись, сейчас с лишним весом очень тяжело ехать. Нужно не то чтобы научно подходить к своему питанию, но очень избирательно.
Ещё многое зависит от команды. У меня есть знакомый в команде BMC, там всё поставлено на очень высоком уровне. Уверен, что в команде Sky всё ещё круче. Они проводят различные исследования, вкладывают много средств в усовершенствование методик. Очень интересно было послушать.
Всё зависит от бюджета и целей велокоманды.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ВЕЛОСАЙТЫ В ЖИЗНИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
— “Велолайв” стал популярным, я помню те времена, когда вы ещё только начинали.
— Да, шесть лет — это уже большой накопленный опыт, огромный труд, стараемся быть полезными и интересными не только для наших читателей, но и для велосипедистов, менеджеров и спортивных директоров велокоманд. Надеемся, что нас многие велосипедисты читают.
— Читаем-читаем. Мы не успели приехать, сразу за интернет, что там в мире происходит. Может кто из “старичков” и не знает, те, кто моложе, знают и читают “Велолайв”.
— Глядя на статистику посещений сайта, могу сказать, что велосипедисты и стаф читают сайт “Велолайв” довольно активно. Когда проходит велогонка, то из Европы, Австралии, Аргентины, Катара, ОАЭ, к примеру, тут же возрастают посещения. Как раз из той страны, где проходит велогонка. Когда спрашиваем велогонщиков, читают ли они русскоязычные сайты о велоспорте, некоторые говорят, что не читают вообще ничего на сайтах о велоспорте. Можете нам объяснить сей феномен?
— Я не могу объяснить. А других судить, я даже не знаю, так как с русскоязычными велогонщиками мне бок о бок гонять в одной команде не приходилось. Наши молдаване, нас хоть и немного, но мы были всегда активны. Даже сейчас, те, кто завязал всё равно стараются быть в курсе новостей велоспорта. Из действующих гонщиков остался только я.
— Вы активный пользователь соцсетей, в отличие от других “наших” велогонщиков, что же так привлекает.
— Это часть работы, втягиваешься, особенно в Штатах. У нас целое собрание проходило по поводу социальных сетей. А в Европе, я заметил, не то чтобы не очень развиты соцсети, народ менее активен. Допустим в команде Androni Giocattoli совсем недавно твиттером собственным обзавелись.
В Штатах же к нам приходил специалист и на протяжении 5-6 часов объяснял, как себя правильно вести в соцсетях. Ты — публичное лицо, и когда открываешь страничку в том же Фэйсбуке, она становится уже не твоей личной, к ней приковано внимание болельщиков, спонсоров, злопыхателей.
Хотя я сам “горел” пару раз на этом. Писал на эмоциях, потом попадал.
— В этом принципиальное отличие от “наших” велогонщиков. Во-первых, действительно, нет информации, как себя вести в статусе публичной личности. Бывают случаи или спортсмен вообще молчит, или пишет исключительно на иностранном языке — сразу становится понятно среди какой аудитории он ищет поддержку. Бывает ещё так — выйдет в онлайн, нагрубит людям и пошёл дальше по своим делам.
Во-вторых, “наши” спортсмены чаще всего не понимают, что спорт — это та же политика, и болельщики — это электорат, люди, которые тебя поддержат, пойдут за тобой, ведь общественное мнение порой ломает любую логику и способно сломать любую стену. Не будет болельщиков, не будет внимания, и, следовательно, спонсорам спорт станет неинтересен, и он уйдёт.
В-третьих, это обмен энергией, от болельщиков к спортсменам, и обратно. Болельщикам не нужны ваши медали, гонорары, машины, они просто любят гонщиков за получаемые эмоции или не любят, опять же за эмоции. Всё просто.
— Когда я переехал в Европу, да, немного обратил внимание на это. Много моих болельщиков находится в Штатах. Вот к примеру, уехал отрыв на Джиро д’Италии, а там Ильнур Закарин. С ним я познакомился ближе как раз на Джиро, и, даже мне, велогонщику, приятно пожелать ему удачи, поздравить с победой. Ну, Крис Фрум, его знаю на уровне “привет-привет”. Познакомившись ближе с Ильнуром, я тоже стал его болельщиком.
Вы всё правильно сказали. Я считаю нужно поддерживать свой медийный статус. В Фэйсбуке у меня 1800 друзей, из них я знаю может быть человек 50, ещё 600 заявок ждут подтверждения. Лично мне интересно поделиться информацией, своим опытом. Когда я был моложе, у меня не было возможности выступать, общаться с известными спортсменами. Я искал информацию по тому же питанию спортсменов, что-то о велоспорте из первых рук. Мне было очень интересно о чём думают велосипедисты, где останавливаются, что любят, как отдыхают.
Абсолютно верно сказано, что контакт должен быть и такие сайты как “Велолайв” дают такую возможность. Очень интересно потом перечитывать интервью, рассказы. Или вот недавно Сергей Курдюков начал выкладывать ролики о велогонщиках команды “Астана”, очень интересно послушать. Какие цифры выдают, чем питаются, как тренируются. Не только болельщикам интересно, но и нам, велогонщикам, познавательно.
Надеюсь в велоспорте быть ещё много лет. На сегодняшний день могу о себе сказать, что я вообще ничего толком о профессиональном велоспорте ещё не знаю. И такой контакт, обмен информацией через социальные сети, я считаю это круто. Необходимо быть открытым, вести дискуссию, получать знания и отношения, про эмоции я вообще молчу — это само собой разумеющиеся.
Я за открытость общения! В последние время несколько команд Мирового тура тоже начали выкладывать ролики о внутрикомандной жизни, тот же “Скай”, “Тинькофф”, а “Орика” и “Квик Степ” уже давно такое выкладывают. Очень интересно ведь окунуться во внутреннюю кухню.
ЗАКАТКА
— Что для вас велосипед – кормилец, гид по миру или злобный мучитель?
— Кормилец и возможность познакомиться с интересными людьми. Столько знакомых у меня не было бы в жизни, если бы я не связал свою жизнь с велоспортом. Велосипед соединяет людей! Нужно майку с такой надписью сделать (смеётся).
— Завершив спортивную карьеру лет так через -надцать, возможно открыв свой кабинет нутрициониста или диетолога, будете ли участвовать в гонках для ветеранов, в велопокатушках или велопробегах.
— Да, буду, однозначно. И для поддержания здоровья, так как всё-таки его уже немного покалечил. И для удовольствия.
— Как сильно вас тронул век современных технологий, насколько вы окружены всякими гаджетами, девайсами.
— Как вы уже успели услышать, примерно на трёх гаджетах за время нашего общения, звенел Скайп (смеётся). Да, в моей жизни их присутствие весьма значительно.
Мне сейчас 27 лет, детство моё прошло без гаджетов. Сейчас же дети ими окружены с рождения. У меня есть племянник, он в тот же смартфон запросто заходит. Иногда посещает мысль, что будет с ним через 15 лет.
Настолько гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, например, если дать мне карту, я ориентироваться уже не умею, привык к навигатору с GPS. Разберусь естественно, что к чему, в итоге. Но те, кто намного моложе, они уже не справятся. С гаджетами можно не напрягать мозг, а уж как удобно с ними.
— Провести день без интернета — это немыслимо?
— Был такой опыт — тяжело. Сейчас вот закончился трафик на телефоне, тренировки езжу без интернета.
— А мне отвечали с тренировки…
— Значит остановился на кофе, там Wi-Fi был (смеётся). Думаю, возможно провести день без интернета. Всё дело привычки, как и диета.
Мне хотелось бы провести такой эксперимент. Уехать с моей супругой или с родными в какую-нибудь глухомань. В 2004 году с командой имел опыт — мы уехали в какую-то глушь, в небольшой домик, у нас была с собой чуть ли не пачка риса, во общем очень скромный запас еды. И ничего, рыбку начали ловить, да готовить. Разговоры задушевные. Первые три дня было очень тяжело, а потом было здорово.
— Тогда тимбилдинги под руководством Бьярне Рииса вам как раз подходят!
— Да, интересно было бы пройти через такой экстремальный сбор. Подобная встряска, я сказал бы даже, стресс, нужны. Особенно учитывая происходящие сейчас в современном мире.
— Есть ли у вас скрытые таланты, хобби, увлечения?
— Люблю общаться с народом. Скрытые таланты… не люблю о себе говорить, народ пусть судит, есть ли у меня какие-то таланты.
— Охарактеризуйте себя в нескольких словах.
— Лёгкий на контакт, социален, мотивирован, общительный, целеустремлённый, надёжный.
— Какими ещё языками владеете? Английский для вас, практически, родной язык уже.
— Итальянским и французским владею немного, могу объясниться, спросить. Знаю английский, русский, румынский.
— Значит теория изучения языка — овладев одним иностранным языком, последующие дадутся легче — на вашем примере работает на ура?
— Молдаванам вообще очень легко даётся изучение итальянского. Скажу почему, мы знаем румынский почти с детства. Оба языка входят в романскую группу, они похожи. Все молдаване практически в течение месяца выучивают итальянский.
Французский язык я знаю не потому, что мои родители преподаватели и переводчики французского языка. В школе пару классов учил французский, но знания я всё-таки получил уже во Франции. Я половину сезона провёл во Франции, мне пришлось тесно пообщаться с французами. Думаю, если меня на месяц ещё раз пошлют во Францию, то я разберусь что к чему.
Ещё один пример. Моя супруга Анна и мой тренер в Штатах, они очень хорошо владеют русским языком. Я даже про себя не могу сказать, что я хорошо владею русским языком, разговариваю на уровне спортсмена. У меня речь не поставлена, сложноподчинённые предложения там, к примеру, но моя супруга именно так и разговаривает.
И таким людям очень сложно выучить иностранный язык. Вот английский язык, он очень лёгкий, не зря тот же реп читают или хип-хоп. А русский всё-таки тяжёлый язык. Вот она думает какое-то сложное предложение, как разговаривает, а переводит его на другой язык, и всё, стоп. Мы, спортсмены, думаем и разговариваем попроще. Главное, не бояться говорить, правильно неправильно, но говорить. Говорю, основываясь на своём опыте — правильно или неправильно, потом всё равно придёт всё.
— И раз мы заговорили о вашей супруге. Идеальная жена велогонщика, какими качествами она должна обладать.
— Идеальная жена велогонщика? Вот мне бы тоже хотелось спросить у более опытных в супружестве велогонщиков (смеётся). Мы с моей супругой Анной в браке всего год. Я считаю этих жён героями в каком-то смысле, потому что быть женой велогонщика на самом деле очень тяжело. Иногда жена считает, вот мол, у тебя только велосипед. А мы считаем, что велосипед, прежде всего это любимая профессия….
Марина МИЗУРОВА
Фото Сергей ЦВЕТКОВ