Газета: Городские новости. Приложения: Стадион.
Автор: Евгений Кузнецов
Фото: Евгений Кузнецов
Признаться, с Владимиром Солодовником знакомы мы давно. Не один год вижу его то на одних, то на других городских или краевых соревнованиях для людей с ограниченными физическими возможностями. Не один я восхищаюсь людьми, которые не только сохраняют бодрость духа, жизнелюбие, но и демонстрируют на легкоатлетических дорожках, в секторах для метания, прыжков, в бассейне, на спортивных площадках всем нам буквально осязаемую силу воли. Кто хоть раз был тому свидетелем, наверняка согласится с этими словами.
Впрочем сами спортсмены-паралимпийцы — люди, занимающиеся адаптивной физической культурой, как и Владимир Солодовников, — говорят об этом без всякого пафоса.
— Спортом я занимаюсь с тринадцатилетнего возраста, — говорит Владимир Солодовников. — Ногу потерял двумя годами раньше, в автоаварии. Брат записался в туристический клуб “Абатак” и стал брать меня с собой. Со временем я освоился грести на байдарке, научился другим премудростям водного и даже пешеходного туризма. Спорт помог мне окончить втуз, а потом и омскую Академию физической культуры и спорта.
Дальше больше. Владимир начал осваивать и другие виды спорта: плавание, некоторые виды лёгкой атлетики, велосипед, лыжные гонки. Кстати, Солодовников, неоднократный призёр и победитель чемпионатов РСФСР по различным видам паралимпийских, как сейчас принято говорить, видам спорта в 1990-е годы. И даже стал бронзовым призёром открытого чемпионата Германии в 1993 году. При этом надо учесть, что экипированы по части протезирования немцы и спортсмены других стран в отличие от россиян были по последнему слову техники. “Удовольствие” дорогое, но внимание к тем, кто своим примером подстёгивает здоровых людей, в Европе давно стало нормой. Спортсмены-опорники или потерявшие зрение, имеющие иные изъяны в здоровье, получают помощь государства, общественных фондов, имеют свой календарь международных соревнований, как и обычные спортсмены. И паралимпиады проходят после окончания Олимпийских игр на тех же аренах. Да и телевизионные трансляции по всему миру идут практически в том же объёме, постоянно имея высокий рейтинг. Потому и фирм-спонсоров в рекламных паралимпийских роликах почти столько же, сколько на зимних или летних Олимпиадах, как и меценатов у ведущих спортсменов-паралимпийцев или национальных команд по видам спорта.
В России государство и общественность только начали разворачиваться к этой категории спортсменов лицом. Но процесс пошёл.
Владимир Солодовников рассказал, что сейчас готовится к международному автопробегу Липецк — Дербент — Баку — Тегеран. Завершится он пешим подъёмом на вершину вулкана Демавенд (5671 м). К автоброску по территории трёх стран и восхождению готовятся тотально слепой спортсмен из Липецка Николай Орлов, его слабовидящий земляк Максим Филиппов с тренером-поводырём и красноярец Солодовников. Возможно, в экспедиции примет участие Александр Кашин из Владивостока. Поддержку этого проекта осуществляют администрация города Липецка, посол республики Иран в России господин Реза Саджали, а контролировать ход экспедиции будет МИД России.
— Опыта горного восхождения у меня нет, — признаётся Владимир, — но физически чувствую себя отлично. К тому же получил консультации по этой части у прославленного красноярского альпиниста Николая Захарова и москвича Владимира Шатаева. Если что, помогут советом и партнёры. Орлов, например, покорил семь вершин-пятитысячников на Кавказе, Памире, Гиссаро-Алае. Кстати, за границей подобные восхождения достаточно популярны. Не так давно три американца-инвалида — ветераны войн и военных действий во Вьетнаме, Афганистане и Иране — поднялись на пик Килиманджаро в Африке, а россияне-колясочники — на Эльбрус.
Должна послужить добрую службу Солодовникову и его усиленная подготовка к открытому чемпионату города по триатлону (суперспринту), в котором он участвовал наравне с “простыми” мастерами спорта. Владимир преодолел все три дистанции суперспринта — 300 м плавание, 8 км на велосипеде и 2 км беговой трассы. Бежать пришлось на костылях, поскольку имеющийся у Владимира протез на подобные нагрузки не рассчитан. Преодолел и стал в Красноярском крае, а возможно, и в России первым паратриатлонистом в классе высокой (выше колена) ампутации, кто сумел сделать это.
— Я, конечно, не помышлял конкурировать со здоровыми спортсменами, — говорит Солодовников, — и был приятно удивлён, что на водной дорожке финишировал не последним. А к финишу второго этапа, велопробега, ещё видел впереди себя спину, пусть и ветерана, но более опытного спортсмена. И это притом, что на переодевание после бассейна и посадку на велосипед я потратил не меньше двух минут. И всё-таки третий этап, бег, расставил всё по своим местам. Хотя общее самочувствие оставалось хорошим, но на “одеревеневших” мышцах и костылях задача была одна — дойти. На мировых состязаниях паралимпийцы бегают на специальных протезах, мы пока об этом можем только мечтать. Финиш под аплодисменты зрителей и спортсменов был приятной наградой за пройденную дистанцию, и результатом я вполне доволен: поставленную перед собой задачу уложиться в один час выполнил. По протоколу я уложился в 50 минут 38 секунд. И пусть показанное время на третьем этапе почти в два раза больше, чем у всех остальных, зато мною установлена дата рождения красноярского паратриатлона: отсчёт дан!
Если говорить о мотивах и стимулах, гнавших Владимира по дистанции, то это его давняя мечта попробовать себя в триатлоне и желание бегать, пусть и с помощью костылей. А также создание в крае Паралимпийского комитета и открывающиеся в связи с этим перспективы для спортсменов-опорников — людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Паратриатлона в частности.
Красноярский край для многих напрямую связан с успехами российских триатлонистов, успехов зимних и летних. Недавняя бронза спортсмена-инструктора СДЮСШОР “Здоровый мир” Дмитрия Полянского на чемпионате мира — ещё одно подтверждение этому. Новый, но стремительно развивающийся в мире вид спорта паратриатлон уже в этом году получил прописку на Паралимпийских играх в 2016 году в Рио-де-Жанейро, и об участии в этих Играх следует думать уже сейчас. Дистанция классического паратриатлона равна спринтерской в триатлоне обычном: 750 м плавания, 20 км велогонки и 5 км бега. Солодовников считает, что это будет самый сложный вид паралимпийской программы. Владимир готов объединить свои усилия по созданию в Красноярске паратриатлона с теми, кто решит попробовать себя в этом виде спорта. Адрес его электронной почты: Uniteus@mail.ru .
2016 год ещё впереди, и сейчас все мысли Владимира связаны с тем, чтобы достойно представить Красноярск в предстоящей международной экспедиции в Иран, к вулкану Демавенд. И с поиском партнёров, которые помогут выполнить эту высокую миссию.