В гостях у пиратаГазета: «Спорт на Енисее»
Выпуск №34
Текст: Галина Шиповалова

Отпуск у людей, измученных тягой к здоровому образу жизни, на взгляд обывателя, бывает странен. А те, кого укусила пчела триатлона, маунтинбайка или другого подобного безобразия, изощряются пуще других.

Группа товарищей в составе четырех человек (за Красноярск отдувалась автор этих строк, численный перевес имело трио новосибирцев) за две недели августа успела: отметиться на старте популярной в мире триатлонной серии Ironman 70.3, принять участие в кросс-кантрийной многодневке под названием «ТрансШварцВальд», побывать на двух легендарных итальянских перевалах, сгонять на матч «ПСВ» – «Сибирь», и даже поужинать в компании гонщика профессиональной команды «Рабобанк»!

О выступлении в «половинчатом» Айронмене «Спорт на Енисее» уже сообщал,а воспоминания об ужине оставим для внуков. Перевалы, перевалы! Вот что по-настоящему волнует сердце тех, кто во время трансляций припадает к динамику, чтобы не пропустить ни слова лучшего комментатора велогонок Сергея Курдюкова.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЧЕМПИОН ЧЕМПИОНОВ!
– Бетономешалка! Бог мой, это же бетономешалка, смотри!

Прямо на нас по узкому куску горного серпантина мчалась огромная тяжелая машина. Она явно не вписывалась в пейзаж, основу которогосо ставляла красота итальянских Альп, близость облаков и узкая трасса с 48-ю поворотами на 180 градусов. В этой пространственно-временной нестыковке были уверенны все, кроме водителя тяжелой машины. Только всамый последний момент (еще мгновение, и владельцам автомобилей, остановившимся в дорожном «кармане», потребовалось бы звонить в свои страховые компании!) он жмет по тормозам и входит в поворот. Совершив половину маневра, горный ас включает заднюю, сдает на несколько метрови, вывернув руль в другую сторону, снова четко попадает на очереднойкороткий участок прямой.

Пассо де ла Стельвио! Самый высокий горный перевал в Восточных Альпах –2757 м над уровнем моря. Мекка мотобайкеров и велосипедистов-любителей, место, где установлен мемориальный камень величайшему велогонщику всехвремен и народов Фаусто Коппи. «Кампиониссимо», что означает «чемпион чемпионов», – вот какое прозвище было у Коппи!

Анджело-Фаусто был высочайшего класса универсалом. Он выигрывал гонки с раздельного старта, спринтерские и горные этапы, однодневные гонки и,конечно же, веломногодневки. Пять раз в течение тринадцати лет Коппи финишировал в розовой майке на одной из трех самых престижных профессиональных гонок «Джиро д’Италия», дважды становился победителем«Тур де Франс». А еще в течение 14 лет (с 1942 по 1956 годы) ему принадлежал рекорд в часовой гонке на время, который удалось побить только следующему великому – первому в истории гонщику, сумевшему пятьраз подняться на высшую ступень подиума «Тура». Жаку Анкетилю.

Название перевала и имя великого гонщика оказались связаны навечно,после того как в 1953-м вершина была впервые включена в программу«Джиро», и Коппи въехал в заснеженный Стельвио в гордом одиночестве.«Если Коппи отрывался от пелотона, пелотон больше его не видел!» –сказал как-то известный французский журналист Пьер Шани. Теперь эта фраза тиражируется в каждой статье, посвященной уроженцу северной Италии.

Жизнь Коппи была яркой, но недолгой. В возрасте 40 лет он умер,заразившись в Африке малярией. А дорога, проложенная еще на исходе первой четверти 19-го века, живет. Ежедневно сотни мотоциклистов и велосипедистов разных мастей преодолевают эти 48 бесконечных «торнанте», для того чтобы через 25 км подъема (наборвысоты – 1800 м) ощутить величественность открывшейся картины и значимость содеянного. И, конечно же, живет Clima Coppi – мемориал Коппи.

Именно по дороге на этот мемориал мы так боялись итальянской бетономешалки. Мы – это новосибирский любитель триатлона и маунтинбайка Михаил Шейников и я, свежеиспеченная «полуайронменка». Двое халявщиков,въехавших на перевал «без шума и пыли», то есть на автомобиле. Другая наша половина – молодой кандидат химических наук Татьяна Митькина и начальник службы техподдержки в IT-компании Виталий Скоробогатов –поднялась на Стельвио, крутя педали. Потерявшие неизвестно сколько килограммов за эти два часа, они счастливые бегали по сувенирны млавкам, фотографировались у памятника великому Гонщику, а после рванули вниз. И догнать этих людей на машине было не реально.

КОРОВЫ? ЗНАЧИТ, БУДЕТ КРУТО
А днем ранее мы побывали на Мортироло, одной из самых трудных вершин в мировом велоспорте. Максимальная крутизна – 18%, и практически нет участков выполаживания, где можно перевести дух. На подступах к вершинеу становлен памятник легенде Италии – одному из лучших горных гонщиковза всю историю велоспорта Марко Пантани. В 1994 году великий Пират (так прозвали его за атакующий стиль езды и ношение банданы) затратил навосхождение 42 минуты! С тех пор никто не может подобраться к его рекорду.

На Мортироло каждый день пасутся коровы, и звон их колокольчиков бывает слышен здесь даже сквозь крики болельщиков. Они выстраиваются на этой узкой (две машины не разъедутся) ленте асфальта и создают такую вакханалию, что только очень опытный велогонщик стойко перенесет контакт с этим безумным живым коридором.

Но это все во время гонки. В остальное же летнее время (кстати, оба перевала в зимний период закрыты – ездить по ним в гололед смертельноопасно) сюда каждые две минуты заезжает какой-нибудь велосипедист-любитель! Велоспорт в Италии невероятно популярен.

На Мортироло вся наша четверка в полном составе честно заехала на велосипедах. Мне, правда, пришлось потуже других: передачи моего шоссейника не очень подходят для езды в такие горы. Для того чтобы сохранять оптимальный темп, почти все время приходилось пыхтеть стоя.Но зато и чувства гордости больше – смогла!

Справка
Рекорд Коппи в часовой гонке на время был установлен в невероятныхусловиях. Никому не нужно объяснять, что такое 1942 год в Европе.Милан, на велодроме которого был установлен рекорд, подвергалсяпостоянным авианалетам. Чтобы избежать столпотворения на велодроме, организаторы сознательно объявили неправильное время начала, и трибуны оказались полупустыми. Коппи преодолел за час 45,798 км, используя передаточное соотношение 52х15 и педалируя в среднем со скоростью 103,3 оборота в минуту.