Гонка гепардов

Новости

Девятый веломарафон «Красспорт» это уже история велодвиджения  Сибири. Но рассказы участников заставляют еще и еще раз пройтись по трассе гонки. Одно из самых интересных повествований написал братчанин Иван Аристов и опубликовал на сайте www.velobratsk.ru.
Как обычно, всё случилось внезапно. Утро четверга в Братске было по-летнему теплым и сонным, я неторопливо работал, обдумывая планы на выходные, которые планировал провести в Братске. А уже в субботу я обедал в трёхстах метрах от стартового городка под Красноярском, где готовились покорить трассу легендарного веломарафона «Красспорт» около двухсот участников со всей России.
Начало.

Конечно, в четверг я знал: в субботу, 16го июня, в Красноярске состоится легендарный стокилометровый веломарафон Красспорт, куда соберётся вся велосипедная Сибирь, а заявок на него будет больше, чем максимально допустимые по положению двести участников и выйти на старт – уже привилегия. Двести человек на старте, почти двести тысяч рублей призового фонда, более 60 призовых мест, спортсмены-профессионалы в соперниках, прекрасная организация — это манило и на марафон хотелось попасть уже три года, но всё как-то не складывалось. Вот и в этот раз: ехать одному не хотелось, лидеры команды готовились к другим гонкам, а у среднего состава – парней 14-18 лет, не особо хорошо было с финансами.

Разгон.
Вечером в среду обратился в братское отделение ЛДПР – они всегда поддерживают идеи, направленные на развитие молодёжи. И в сонное утро четверг ответ: поездка будет оплачена, ждём вас, заявите соседям о Братске. Обзваниваю ребят, формируется группа из трёх спортсменов: Кирилл Торунов выступит в юношах, Виталий Дёмин – в юниорах, а я в мужчина. Собираем вещи, готовим велосипеды, отъезд после обеда в пятницу. Связываюсь с организаторами гонки, наши заявки принимают. Уже на старте я узнал, что заявок было больше двухсот, но мы сразу попали в число допущенных.
У Витали в пятницу экзамен, он боится не успеть его дописать, потому билеты решаем брать после экзамена. Время поджимает. Полдень, звонок Витали – я готов, бери билеты. Два часа до поезда. Покупаю на сайте РЖД билеты, Виталя идёт в кассу, стоит полтора часа в очереди и забирает их. Час до поезда. Встречаемся на федеральной трассе – мой рюкзак самый тяжёлый. Сорок минут до отправления, а поезд уже на перроне и мы разбираем велосипеды под одобрительный говорок пассажиров и похвалы весёлого проводника: у нас собой чехлы для велосипедов, верёвки для их фиксации, габариты не превышают максимально допустимых. Возить велосипеды в плацкарте одно удовольствие – закинули по две штуки на третью полку и развалились на своих местах в полупустом вагоне.

Перед стартом.
Открыв утром глаза, вижу туман, клубящийся среди пирамидальных елей и поглощающий избы деревень на крутых склонах холмов Красноярского края. Окно поезда расчерчено частыми полосами дождя. На часах шесть утра, скоро прибываем. Дождь льёт до самого прибытия, льёт, пока мы собираем велосипеды на вокзале. А нам сегодня ехать гонку и асфальта там только две трети. Встречаем знакомых братчан: будут выступать в ветеранах. Кажется, что весь Красноярск знает о веломарафоне: случайные люди спрашивают на Красспорт ли мы приехали, даже охрана на вокзале желает нам победы.
Красноярск покрыт лужами, порой среди них мелькают тротуары или автодорога. Мы на велосипедах – нам хорошо: едем и моем колёса, но как ходят (плавают?) пешеходы – не понятно. Любовь красноярцев к воде не ограничивается фонтанами, город наполнен водой полностью. Дождик стал мелким и слегка капает, на улице тепло. Быстро находим театр оперы и балета, проходим регистрацию, оплачиваем 250 рублей стартового взноса и 150 рублей за страховку. Нас узнают, здороваются: оказывается, за недолгое время жизни велоБратска (всего 5 лет сайту и два года – команде), мы стали узнаваемы в области и за её пределами. Велосипеды один к одному составляем в японские грузовички, сами расходимся по автобусам и в 9:30 отправляемся в поселок Емельяново – место старта и финиша марафона. Половину пути моя команда занята поиском бумажных десяти рублей, чтобы сравнить часовню на них с оригиналом на горе.
В Емельяново уже расставлены палатки городка, надувают арку. Постоянно что-то объявляют в микрофон, музыка, общее оживление. География участников оказывается шире Сибири: приехали даже жители европейской части России. А мы отправляемся в кафе. И тут Виталя делает ошибку, стоившую ему подиума: не ест перед гонкой. А я, послушав его рассказ, как ему однажды стало плохо на лыжном марафоне от съеденной куриной ножки, не настаиваю. Но сейчас до старта больше часа – кровь успела бы вернуться обратно к мышцам. Но, увы, первая ошибка гонки уже допущена. Я и Кирилл плотно кушаем, идём обратно в лагерь.
Встречи на сегодня ещё не закончены. «Оооо, земляки!», — перед нами появляется улыбающийся братчанин Степан – опытный велотурист, прошедший множество дорог России, Европы и Китая. Его жена участвует в гонке, а он наслаждается зрелищем собравшихся велобойцов и щелкает фотоаппаратом. «Оооо, братчане! А вы прямо как на фото выглядите!», — Алексей Кургеев, житель Красноярского Края, герой и обладатель рекорда веломарафона «Братск-Северобайкальск за 72 часа» узнаёт нас. Мы встречались на старте марафона в Братске и Алексей постоянно читает наш сайт – кто бы мог подумать, что ресурс, считающийся местным, уже вышел за пределы области. Разговариваем, наполняем фляжки изотоническими растворами, чтобы компенсировать потери питательных веществ, в задние карманы велокурток ложатся бананы, шоколад, ремкомплект и малая фляжка воды с кофеином и глюкозой – на случай истощения.

Гонка.
Организаторы ещё раз напоминают состав трассы: 35 км – асфальт, 25 км – гравий, 5 км – грунтовая дорога, километр – чернозём картофельного поля, и далее асфальт до финиша. Всего 100,3 километра. Дождик накрапывает, а чернозём штука очень липкая…
Парад участников, который я благополучно прогуливаю, относя рюкзак на хранение в дом культуры Емельяново. Море, море велосипедистов. Все в шлемах, на самых разных велосипедах, но внешне похожих: разрешены только горные велосипеды (МТВ) с диаметром колёс 26”, гонка проходит по международным правилам UCI в категории «веломарафоны» (ХСМ). Ещё раз обговариваем тактику: Виталя, как самый вероятный претендент на подиум, ведёт свою гонку, при необходимости я и Кирилл ему помогаем. Мы с Кириллом идём вместе, сколько получится, минимум первые 15 км, далее по ситуации. Стартуем с третьей линии, за спиной почти полторы сотни участников.
Старт! Поток на 382 колёсах устремляется к ещё очень далёкому финишу. Старт в гору и резкого ускорения не получается. Поворот направо под прямым углом, краем глаза замечаю неуверенный вираж участников слева, оглядываюсь и вижу как Кирилла и его соседа подрезают, и они, уходя от столкновения, врезаются друг в друга, падают. К счастью, скорость небольшая и сзади на них никто не налетает. Притормаживаю: Кирилл поднимает, осматривает вел. Скидываю скорость, решаю подождать его. Пелетон уверенно и бесконечно обтекает меня с двух сторон. «Иван!», — это Кирилл догнал меня. Командую: «Валим!». Не хотелось быстро ехать со старта, но выбора нет – ещё чуть-чуть и мы отстанем, а догнать группу из 4-5 велосипедистов, по очереди разрезающую воздух друг для друга, почти нереально. Начинаем проходить хвост пелетона, выбираемся куда-то в центр. Увидев нас, кто-то также бросается догонять ушедшую голову. Поочерёдно подсаживаясь на хвост разным участникам, обходим одного за другим. Голова пелетона уходит вперёд, но наших соперников там нет. Обходит Алексей Кургеев, желает нам удачи в гонке, вот же железные человек: единственный на гонке, кто едет не в обтягивающей форме, а в обычных трико и клетчатой рубашке.
Кирилл сначала идёт за мной, А потом становится рядом – видимо, силы ему девать вообще некуда. Результат не заставляет себя ждать – через обговоренные 15 км я зацепляюсь за какую-то группу, а Кирилл отваливается, быстро скрываясь за горизонтом. Дождик приятно охлаждает тело, пить не хочется. Вода и грязь из-под колёс участников летит на соседей и лица у всех напоминают гепардов, а самые невезучие похожи на негров – маска коричневой грязи лежит абсолютно ровным слоем и только под очками видна светлая европейская кожа. Рельеф очень незначительный и скорость редко падает ниже 30 км/час, часто переваливая 40 км/час даже на подъёмах.
На всех перекрёстках стоят машины полиции, не допуская на дорогу автомобили. Дистанция гонки, а это, напомню, сто километров, перекрыта от автомобилей в попутном направлении. Полиция работает очень чётко, успевая не только перекрывать дорогу, но и показывать участникам направление на перекрёстках. Великолепная организация, похоже, недоступная для коллег из аналогичного отдела в администрации Братска. Если вдуматься, то нет ничего фантастического: здоровье граждан, спорт, развитие территорий – это цели и полиции и медицинских служб и органов государственной власти вообще. Красноярский Красспорт – это не частная организация, а «главное управление по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Красноярска». Аналогичный департамент есть и в администрации Братска, но самостоятельно качественно организовать что-либо подобного масштаба они не способны, а инициативы горожан, бурно появляющиеся в последние годы, поддерживают крайне скупо. Полицейский автомобиль сопровождения? Нет, нельзя. У вас соревнования, возможны травмы и нужна дежурная скорая? Только платно. Хотите на свои средства на месте пустыря среди парка сделать спортивный объект? Нет – там летом пиво пьют, никак нельзя мешать. А будете возмущаться, мы вообще запретим вам проводить мероприятия в городской черте. Часто в сети и в личных разговорах ругают некий абстрактный Братск за неповоротливость, отсутствие новизны, инициатив. Но, посмотрите: люди сами организуют множество мероприятий, проводят их весьма успешно, от властей же города помощь нулевая – только препятствия и демагогия про молодёжную политику. Это проблема не только Братска: на марафоне удалось пообщаться с участниками из других городов – ситуация схожая. Просто в Красноярске однажды сделали ставку на людей, имеющих реальные цели по массовому спорту и культурному развитию города, а не заполнение отчётов.
Мысли о причинах стремительного развития Красноярска занимали меня в начале дистанции, но потом музыка из плеера и шорох гравия заглушили их. Велосипед летел по асфальту легко и я, уже оставив свою группу, планомерно обгонял участников, пока не настиг подходящих мне по ритму. Гравийный участок сначала давался легко, но потом раскис от дождя, пошла гребёнка и велосипед будто встал… Не едёт и всё тут: то ли давление в колёсах, то ли конструкция рамы, то ли ещё какие-то мелочи не давали ему быстро катится по кочкам. Как только гравий выравнивался, я начинал обгонять соперников, начинаются кочки – опять встаю. Решил, что на асфальте отыграюсь. Здесь меня и обошел Кирилл, привезя мне на финише 10 минут. А вот Витале в это время было совсем несладко: пустой желудок сделал своё дело, началось истощение и в глазах потемнело, запасы еды, взятые в дорогу, не помогали. Не знаю, как бы повёл себя в такой ситуации другой человек, наверное, сошёл бы, но Виталя только крепче сжал зубы и полетел дальше, периодически отгоняя наваливающиеся галлюцинации.
Гравий закончился и началась полевая дорога. Узкая, относительно сухая тропа среди целины: неосторожное движение и килограммы мгновенно налипшей на колёса грязи гарантированно останавливают участника. Кто-то останавливался с проколами, кто-то чистил велосипеды. Не повезло нашим ветеранам: Евгений Клюкин пробил колеса 4 раза за гонку. Внизу грязь, с неба дождик. Переезжая брод попадаю колесом в ямку, ногу приятно охлаждает вода речушки. Устаю, тяжело ехать по целине, но вот уже и асфальт – впереди финальные 34 километра. Первые полкилометра асфальта густо покрыты грязью с колес участников веломарафона. Еду, собираю лужи, прыгаю: грязь валится с велосипеда кусками, цепь хрустит, тормоза шипят песком при нажатии. Но финиш, финиш ждёт.
И тут, за 25 км до финиша, равнинная до этого момента трасса преподносит сюрприз: начинается подъём. Очень не хватало картинки профиля рельефа: небольшой кусочек бумаги мог бы рассказать многое о трассе. Сначала, первые пять километров, дорога вверх меня не смущает: за каждым подъёмом должен быть спуск. Но этот подъём особенный: без спуска. Через десять километров стимулом догнать очередного участника становится уже не позиция на финише, а банальное желание узнать: есть ли конец у этого подъёма. Но все едут первый раз, трассы не знают и мучаются тем же вопросом. Когда до финиша остаётся 8 километров, меня нагоняет парень на оранжевом велосипеде, покрытый грязью почти полностью – он тренируется на этом участке регулярно и точно описывает мне рельеф, даёт рекомендации по распределению сил. Вижу впереди группу велосипедистов и предлагаю поработать вместе, догнав их, а между собой разобраться уже на финише. Предложение принято и мы, попеременно разрезая воздух друг другу, нагоняем группу. До финиша три километра, парень отстаёт, выкладываюсь, обхожу на подъёме группу, финиширую!

Финиш.
Меня встречает Кирилл, а Виталя спит прямо на газоне в шлеме, очках, перчатках: сил после финиша хватило только на то, чтобы повесить велосипед на парковочную штангу и, пройдя два метра до травки, уснуть на ней. В судейском городке отдаю номер участника, мне торжественно вручают медаль за прохождение дистанции и баночку пепси. Никогда не любил пепси, но здесь оказалось очень вкусно. Отдых, ноги отказываются ходить по ступенькам. Умываюсь, скидываю промокшую насквозь одежду, идём на награждение. Увы – никто из нас на пьедестал не выходит. Витале не хватило всего две минуты (из 276, которые длилась его гонка), чтобы стать третьим. На награждении постоянно звучат слова «мастер спорта», кандидат в мастера спорта» — много профессионалов (хотя большинство получили разряды не по велоспорту), но тем ценнее участие и не такой уж большой разрыв с ними. Новые знакомства, общаемся с окружающими нас велосипедистами. Пока идёт награждение, участники ещё продолжают финишировать.
Автобусы, снова театр оперы и балета, обед в кафе Матрёшка (в летник заходим с велосипедами), прогулка по Красноярску, тот же самый поезд и тот же самый вагон. Уже знакомая проводница, показываем медали, поздравления с удачным выступлением. Перестук колёс, сон, Братск.

Итоги.
Исполнил мечту, побывал на действительно легендарной в России велогонке. С точки зрения кросс-кантри, сложность была нулевая – это скорее шоссейная гонка, ну может быть циклокросс – именно там принята грязь и лёгкое бездорожье. С другой стороны, география участников, большинство из них – любители, фанаты велоспорта, призовой фонд, отличная организация – это делает марафон отличным активным отдыхом, местом знакомства и новых ощущений. Для «разборок» с упомянутыми МС и КМС у нас будет прекрасный велоБАМ под Иркутском осенью, где на лесной тропе мы явно проявим свои лучшие навыки. И, кто знает, быть может, через несколько лет, братские трассы «Сосновый Бор», «Коровий лаз», запланированная трасса на горе Пихтовой, станут столь же известны, как Красспорт и ВелоБАМ. Может, получат настоящую поддержку на самом деле массовые виду спорта. И тогда, приехавшие в Братск спортсмены также, как и про Красноярск, с легкой завистью будут говорить братчанам: «а у вас спорт-то живёт и развивается».

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края