В кругах железного ада

Новости

Листаем страницы нашей истории.
Газета «Красноярский комсомолец» 27 августа 1991г.

Ironman. Это не «ироничный мужчина». Это «железный человек». Такой титул присваивается атлету, хотя бы раз в жизни одолевшему дистанцию классического триатлона.

Триатлон представляет из себя синтез плавания, велоспорта и бега. Олимпийский его вид сравнительно легок: следует полтора километра проплыть, сорок «проколесить» и десять пробежать. Естественно, чем быстрее, тем лучше. Что касается триатлона классического, то непосвященному в его таинства испытание сие показаться может форменным истязанием человеческой плоти. Легендарный греческий воин-гонец, первый «победитель» марафона в истории человечества, как известно, по окончании «забега» был прибран Аидом в царство мертвых. Сорок два километра – и дух из парня вон. Нет, таких субтильных субъектов классический триатлон не приемлет. Там ведь этот самый «смертоносный» марафон для многих что-то вроде отдохновения, ну в крайнем случае – занятие не столь пугающее, как 3800 метров плавания и стовосьмидесятипятикилометровый велобросок, ему предшествующие.

Триатлон зародился в начале семидесятых на Гавайских островах. Тон на международной арене задают сейчас австралийские, новозеландские, американские триатлеты. (Кстати, наконец-то, улеглись споры о том, как все-таки называть рыцарей трех качеств – «триатлеты» или «триатлонисты»). Если Балтию считать советской, то сильнейшие из советских – прибалтийские триатлеты. Особенно популярен «плаввелопробег» в Эстонии. И уже обретает известность международный «Транс – Эстония – триатлон», проводимый раз в два года по классической программе. Нынешним августом его железную хватку испытали на себе пятеро красноярцев – кандидатов в «железные люди». Среди них есть леди. Тамара Батуринская. Накануне старта она знала, что лишь одна женщина в СССР сумела одолеть три классических круга триатлонного ада. И намеревалась стать второй…

Пикантностью «Транс- Эстонии» является строгий лимит времени. Необходимо не просто добраться до финиша, но еще и затратить на водные процедуры» не более двух часов. Плавание плюс велосипед нужно уместить в десятичасовые рамки, а все вместе удовольствие не должно длиться более четырнадцати часов. В проводимых за рубежом классических триатлонах время обычно не ограничивается. Быть может, поэтому американцу, финишировавшему спустя минут сто двадцать после того, как «все стихло», попытка была засчитана. Его ждали до глубокой ночи – судьи, полиция…

Всего из 55 стартовавших участников дистанцию от и до одолели 43. Страшно осложнял дело дувший весь день встречный ветер. И, несмотря на превосходную организацию соревнований, где вплоть до мелочей все было предусмотрено (на дистанции кормили трюфелями), тактические построения многих были буквально сдуты этим проклятым ветром. Из-за него и результат победителя оказался почти на полтора часа хуже, чем на прошлом триатлоне.

Именно ненавистный зюйд-вест вкупе с дождем помешал Тамаре стать «железной леди» № 2. Плавание – не самый любимый для нее компонент. Но она сумела «обплыть» 16 мужиков. Рассчитывала увеличить темп в велогонке. И что за напасть – пополам сломался велосипедный клин! Спасибо товарищу по команде Ивану Смолину: несмотря на то, что «умирало» его время, он помогал Тамаре делать трубки. Да еще эстонец один выручил. Инвалид. Детали от своей коляски он любезно предоставил спортсменке. Еще и помог их приладить. Все же Батуринская не успела «въехать» в десять часов. Обидно, ведь марафон ее конек. Она их столько уже отбегала, что перестала вести им счет. Расстроилась, конечно: столько сил отдать, столько еще их оставить про запас и – в «отставку».Расстроилась, но не отчаялась. И следующую «Транс – Эстонию» собирается одолеть непременно.

Не уложился в лимит и Смолин (тот, что помогал Тамаре). Вскоре после старта в холодной девятнадцатиградусной воде у него свело ноги. Сколько ж энергии нудно спалить, чтобы на одних руках вплавь отмахать три с половиной километра! Иван не сдался. Но, видно, не его это был день. На втором этапе судороги не отстали. Ко всему прочему он проскочил пункт питания. А до следующего – километров 30. У дороги увидел яблоню. Нарвал плодов, «заправился». …И был сражен лимитом.

Все же красноярцы не зря ехали за тридевять земель! Трое одолели-таки километры, часы, ветры, дожди, колоссальные соблазны сойти и смогли покорить желанную цель.

Лучшим из наших триатлетов был Искандар Шахов – 13 часов, 8 минут. 36 – летний слесарь по ремонту оборудования (производство вредное). Кандидат в мастера спорта. Второй по силе триатлет в Союзе в возрасте свыше 35 лет. Как сам признает, добился в триатлоне практически всего, чего хотел и на что способен (выступая без специальной экипировки). Теперь, чтобы обрести стимулы для дальнейшего роста, Шахову просто необходимы гидрокостюм и «настоящий» велосипед. Без них прогресс невозможен. Впрочем, к вопросу о нищете мы еще вернемся.

Результат Андрея Воякина – 13.44. 22 – летний студент КПИ всего второй год занимается триатлоном. До армии имел 1 разряд по лыжам. То, что он одолел «Транс – Эстонию», в общем, есть небольшой сюрприз. Совсем ведь неопытный еще. Но он просто потрясающе держался на марафоне, показав в нем пятый результат из всех – 3 часа, 30 минут.

— Бег – это твой козырь?

— Трудно сказать. Когда плыву, думаю – быстрей бы вело. Когда еду – быстрей бы марафон. А потом – быстрей бы конец. Конечно, когда я одного за другим на трассе начал «кушать» соперников, приятно было чертовски. Стемнело потом, бежал один – трудно стало. В городе очень помогла поддержка. Из окон кричали, с улицы. Вообще, народ там другой. Понимающий и любящий спорт. А у нас, если бегуна в трусах кто увидит, скорее всего, у виска крутить станет.

— Говорят, ты чуть не умер на трассе от жажды. И нашел, однако, выход…

— Это был как раз тот случай, когда цель оправдывает средства. Я попросту напился из лужи.

От Олега Николаевича Цыбина, заместителя главного энергетика ДОЗ-2 (51 год) потребовалась иная сметка. Его велосипеду 30 лет. Его велисопид был выпущен до того, как сказал «поехали» и взмахнул рукой Юрий Гагарин. Так вот, у этой музейной редкости на дороге обломилась педаль. Такого горя не вынес бы ни один гонщик мира и сошел бы. Товарищ Цыбин унывать не привык. Полтора километра протащившись на одной педали, он свернул в сторону гаражей, выпросил за небольшое вознаграждение у пьяных рабочих сварочный аппарат (а еще уверяют, что только русские «киряют» на работе!) и сам, без маски хватая зайчиков, приварил то, что нужно и куда следовало. После такого трудового подвига Олег Николаевич отдал все силы движению, одолел дистанцию за 14.23, занял в своей возрастной категории (свыше 49 лет ) шестое место и, опустошенный, упал на финише спиной на судейский столик.

Таким образом, трое из пяти красноярцев обрели «железность». Все они занимаются в СК «Енисей». И весьма сожалеют о том, что вид спорта, которому в ближайшее время явственно светит олимпийская прописка, в крае нашем держится сугубо за счет энтузиазма. Несмотря на то, что лучшие наши триатлеты посильнее сборников многих республик… На то, что действует краевая федерация… Крайспорткомитет продолжает считать триатлон любительством, несерьезностью. Если экипировать наших триатлетов хотя бы не хуже прибалтов, то результаты не заставят себя ждать. Нужны, необходимы спонсоры. Выгода обоюдная: один спортсмен целых 14 часов может рекламировать ту или иную фирму, кооператив, предприятие… Вряд ли кому помешают и поездки в Японию, Корею, Австралию. За рубежом триатлон развивается количественно и качественно. Там обороты набрал даже «сверхтриатлон»: 12 км плавания, 500 км – велосипед и 126 – кросс. Представляете, господа спонсоры, как долго ваши имена будут красоваться на фигурах живых роботов?

Игорь Рудик (псевдоним А.Трошкин)

Выпуск прошлых лет

Оцените статью
Федерация триатлона Красноярского края