www.velonews.ru

С наступлением холодов можно подумать, что велосипедный сезон закрыт. Но на самом деле это совсем не так! Обладая некоторыми знаниями и практическими приемами катания, от зимней поездки можно получить максимум пользы и удовольствия.

Очень многие райдеры катаются всю зиму и не чувствуют значительных ограничений, которые вносит погода. Для катания при таких условиях нужно соблюдать несколько основных правил, сформулированных на основе опыта тех, кто уже катался зимой и провел так не один сезон.

Какой смысл в зимнем катании?

Поначалу перспектива отправиться на велосипеде в дождь, снег или даже просто холод пугает. Но попробовать ничто не мешает. Особенно, если получается легко заменять передвижение на автомобиле велосипедными поездками. При наличии большого опыта летнего катания, никаких проблем не возникнет вообще.

Преимуществ у такой поездки великое множество. Никогда не попадешь в пробку. Никогда нет проблем с технической частью вопроса. При поломке не нужен эвакуатор, не требуется заправляться и тратить на это средства. Внутреннее спокойствие при поездке по пустой дороге ранним январским утром под небольшим снегом не сравнится ни с чем по количеству приятных ощущений. Ну или почти ни с чем.

Вне зависимости от погоды езда на велосипеде приносит огромную пользу. Хотя бы тот факт, что вы двигаетесь при поездке, уже является значительным преимуществом. В машине вы просто сидите на одном месте. На велосипеде же необходимо постоянно работать, и это тренирует сердце, улучшает кровообращение и сжигает лишние калории.

С чего начать?

Приняв решение начать кататься зимой, не стоит сразу нырять в омут с головой. Можно начинать ездить постепенно, медленно приобретая все больше и больше уверенности.

Несколько полезных советов:

Комбинируйте поездки на общественном транспорте и велосипеде.
Проезжайте полпути до работы на машине, паркуйтесь, хватайте байк и оставшуюся часть пути доезжайте на велосипеде.
Используйте велосипед через день или каждый третий день.

Если вы круглый год ездите на велосипеде, стоит обратить внимание на 3 важных правила. Они являются фундаментальными независимо от того, где вы живете. Но некоторые становятся ещё более важными при более холодном и снежном климате.

Райдеру необходима подходящая одежда, которая согреет, и соответствующее питание, дающее энергию.
Велосипед должен быть правильно подготовлен к суровым условиям эксплуатации.
Вы должны знать о специфике управления велосипедом зимой, которая иногда принципиально отличается от более теплого времени года.

Зимняя велоодежда

Самым важным аспектом комфортной поездки в холодную погоду является правильно подобранная одежда. При выборе большинство новичков делают стандартные ошибки.

Ключевое правило состоит не в том, чтобы одеться капустой. Поскольку на улице холодно кажется, что необходимо нацепить на себя всё из гардероба. И это совсем неправильно. Тело излучает большое количество тепловой энергии при физической нагрузке и вы потеете, если одеваетесь описанным выше образом. В результате, вы перегреетесь и сильно взмокните. Это может привести к гипотермии и обезвоживанию. Например, когда произойдет остановка на светофоре, вас продует холодным ветром. Это создает дискомфорт и приводит к сильному переохлаждению.

Запомните: Надевайте одежды столько, сколько требуется для комфортного движения без перегрева. Когда вы выйдете на улицу, первые несколько минут будет очень неприятно и холодно, но как только начнете крутить педали, тело сгенерирует большое количество тепла и вы быстро прогреетесь.

Термобелье

Цель термобелья – сохранять вас сухим. Подойдет мериносовая шерсть или любое синтетическое волокно, впитывающее влагу (такое как полиэстер или нейлон/спандекс). Хлопок впитывает пот, намокает и влажная одежда постоянно будет рядом с кожей. Это приведет к неприятному ощущению и дополнительному охлаждению организма.

Для примера, в качестве правильной одежды хорошо подходит термобелье из полиэстера Capilene (с влаго/ветрозащищенными штанами поверх) и шерстяная футболка с длинным рукавом. В сумке с собой всегда лучше иметь флисовый пуловер на всякий случай, с расчётом, что иногда может подуть сильный северный ветер. Брать с собой больше одежды уже излишество.

Среди товаров в спортивных магазинах всегда присутствует широкий ассортимент термобелья для мужчин и женщин, не стоит откладывать покупку.

Верхняя одежда

Верхняя одежда для велосипедиста обычно отличается более длинным профилем спины и рукавов, а также улучшенной способностью к вентилированию.

Для холодной сухой погоды в качестве верхнего слоя хорошо подходит мягкая дышащая куртка. Она сохранит вас теплым и сухим, позволяя потоку воздуха немного проникать внутрь. Это помогает предотвратить перегрев от тепла, вырабатываемого телом. В более или менее теплую погоду куртку прекрасно заменит жилет. Но подойдет это скорее для южных регионов нашей родины.
Для прохладной и влажной погоды нужна водонепроницаемая одежда. Ищите такую одежду, которая будет одновременно дышащей и иметь удлиненную спину с рукавами, чтобы не оголять части тела при посадке на велосипед. Одежда должна плотно сидеть. Очень хорошо, если есть вентиляционный отсеки в районе подмышек. Большинство курток для езды на велосипеде в дождь изготавливают с застежками-молниями, которые можно открывать вверх или вниз, что очень удобно при движении. Благодаря ним можно расстегнуть куртку снизу, и оставить застегнутой сверху. Это позволит сохранить в тепле торс, но не перегреваться, благодаря циркуляции воздуха снизу.

В магазинах обычно всегда можно подобрать подходящие модели верхней одежды. Что касается ткани, то подойдет мембрана.

Головные уборы

Голова (также как руки или ноги) подвержена охлаждению и это в наибольшей степени приводит к замерзанию всего тела. При этом согреть голову с помощью физической активности не получится, и это создает дополнительные проблемы.

В большинстве случаев для катания достаточно шерстяной шапки (или подшлемника), плюс в особенно холодные дни можно надеть балаклаву и шарф. Кепка достаточно тонкая для ношения зимой и не очень хорошо подходит для использования со шлемом.

Перчатки

В дождливую или снежную погоду потребуются водонепроницаемые перчатки. Лучше всего использовать перчатки с нескользящим покрытием на ладонях и пальцах, так как руль становится скользким в мокрую погоду.

Многие компании изготавливают перчатки, подходящие для катания в холодную погоду, но в реальности не все такие перчатки могут быть свободно использованы и сохраняют комфорт. Например, перчатки для сноуборда очень теплые и даже если стоять на месте без движения будет комфортно и уютно, но управлять велосипедом в таких перчатках не всегда удобно. Пальцы плохо сгибаются и не достают до тормозных рычагов.

Обычно очень хорошим выбором станут перчатки для беговых лыж с двумя пальцами, как клешни у омара. И не перчатки, и не варежки. Пальцы расположены так, чтобы в каждом отсеке перчатки было по два пальца, и отдельно отсек для большого. Вы получаете все преимущества варежек, но все же имеете большую свободу движений. Такие перчатки продаются сейчас во всех спортивных магазинах.

Разумеется, есть и более специализированные зимние велоперчатки, но для наших условий они скорее всего не подойдут. Либо придется использовать несколько пар перчаток: под низ вязаные шерстяные, а сверху велоперчатки на размер-два больше обычных.

Обувь

Для того, чтобы ноги не мерзли, необходимо носить утепленную зимнюю обувь. Велосипедная обувь для контактных педалей обычно изготавливается весьма компактно, чтобы вся ваша сила передавалась на педали. Это очень сильно ограничивает возможную толщину используемых носков, которые можно поддеть. Иногда лучше, как и с перчатками, выбрать зимнюю пару обуви на размер больше, чтобы можно было использовать толстые, теплые носки. Чтобы не ошибиться, мерять велообувь лучше сразу с носками. Также не лишними будут бахилы.

Если вы не используете контакты, можно надеть легкие, водонепроницаемые походные ботинки с теплым носком. И вновь стоит упомянуть – всегда избегайте хлопка. Такие носки не могут сохранить ноги в тепле. Когда они промокнут, станет крайне некомфортно и холодно (подумайте про дорожную слякоть, дождь, ледяной дождь, снег или просто пот).

Подходящая для катания зимой обувь стоит недешево, но при грамотном подходе можно найти качественный вариант в любом магазине и с любым разбросом цен.

Зимнее велоснаряжение

По сравнению с летним катанием, зимняя поездка требует дополнительного снаряжения и специальной подготовки. Особенно если выпадает больше снега, чем бывает обычно в вашем регионе.

Велосипед

Зима пагубно сказывается на работе трансмиссии велосипеда. По пути встречается много песка, дорожной соли, реагентов и мелкого мусора, который попадает на цепь и переключатель, и на наиболее открытые части. Механизмы загрязняются очень быстро, к тому же может появиться обледенение. Как только это происходит, остается только найти теплое место и разморозить переключатели для их дальнейшей работы.

Есть несколько хороших и полезных советов, которые позволят решить эти проблемы.

Самый простой способ улучшить себе жизнь – ездить на синглспиде и использовать его все осенние и зимние месяца. Но, несмотря на то, что это решает большинство проблем, скоростей иногда очень сильно не хватает.
Гораздо более интересный способ решения проблемы – использовать велосипеды с внутренним переключением передач, которые сейчас появляются в линейке практически у всех велопроизводителей. Такой велосипед также имеет скорости, но механизм переключения смонтирован внутри планетарной втулки и надежно защищен от внешних воздействий. Это прекрасный выбор для зимы и позволит сильно сэкономить на ремонте внешнего переключателя и трансмиссии.

Если вы все же решили ездить на своем обычном скоростном велосипеде в течение зимы, потребуется часто мыть и смазывать трансмиссию. Лучше посвятить этому время: как минимум, после поездки протирать насухо цепь и другие компоненты, а, например, каждые выходные проводить полную капитальную очистку.

Избегайте поездок на велосипедах с подвеской при очень низких температурах. Когда на улице мороз, масло в подвеске сильно густеет. Вилка может начать работать медленно или просто задубеет. У задней подвески также пропадает отскок и она перестает работать. Амортизаторы сильно портятся от постоянного загрязнения. Сильно страдают сальники. Часто после использования при экстремальных температурах амортизаторы текут. Опять же, гораздо проще ездить зимой на ригиде.

Ниже приведены советы, которые будут полезны всем, кто собирается продолжать катание зимой.

Велосипедная резина

Слякоть, дождь или снег – обычное дело для зимних покатушек. Нужно быть чётко уверенным, что резина обеспечит хороший контроль на скользких покрытиях. Это очень важно. Хорошей идеей будет уменьшить давление в шинах по сравнению с обычными показателями для лета. Точно так же, как и с автомобильной шиной, уменьшенное давление увеличивает пятно контакта и улучшает проходимость. Летом, к примеру, шоссейные шины накачивают в пределах 120 psi, но зимой давление можно снизить до 90 — 100 psi.

Некоторые велосипедисты предпочитают выбирать широкие, зубастые покрышки, чтобы улучшить сцепление с дорогой и спокойно ездить по слякоти, снегу или посыпанным песком дорогам. Это неплохой выход, но крутить педали намного тяжелее, поскольку из-за большей поверхности шины увеличится сила трения.

Тонкие шины со средним размером 700х28, «продавливают» верхние слои слякоти и снега, и проваливаются до асфальта или твердых слоёв грунта. Небольшая площадь внешней поверхности шины увеличивает давление на грунт и обеспечивает проникновение к поверхности, за которую колесо уже может зацепиться. По этому принципу работают колеса на гонках по циклокроссу.

Для крайне неблагоприятных погодных условий может понадобиться шипованная резина. Это резина, покрытая металлическими шипами размером около одного дюйма. Необходима она для поездки по снегу и льду. По своим свойствам такая резина сопоставима с автомобильной шипованной.

Освещение

Солнце зимой светит недолго. Ездить придётся в основном в темноте. Соответственно, потребуется передняя фара и задний габарит. Хорошо работают фары с тремя белыми светодиодами. Сзади достаточно повесить самый обычный маячок. Дополнительно было бы неплохо оснастить габаритом и рюкзак, с которым вы обычно ездите. Даже с учетом того, что катание не всегда выпадает на темное время суток, зимой все равно приходится пользоваться фонарями намного чаще, чем летом.

Ищите самые яркие фонари, какие только сможете найти. Предпочтительно с наибольшим углом падения луча. Системы с аккумуляторами работают лучше, но стоят дороже. Менее дорогие фонари, вроде китайских, тоже работают неплохо. Следите, чтобы батарея всегда была заряжена или были установлены новые элементы питания,
и это позволит постоянно получать яркий свет и широкий угол светового луча.

Совет: Видимость очень важна для безопасности. Это очевидно, но вы даже не представляете, насколько незаметным оказывается велосипедист зимой, когда вокруг темно или на улице снегопад. Автомобили зимой держат большую дистанцию, но все-равно делайте все, что можете, чтобы помочь им вас увидеть, даже если только наступили сумерки.

Крылья

Из-под шин однозначно будет лететь грязный снег, слякоть или вода. Даже если вы одеты в одежду из мембраны Gore-Tex, потоки холодной жидкости заставят вас промерзнуть. Крылья не должны быть самыми дорогими, но нужно, чтобы они были достаточно надежными для блокировки брызг. Передние крылья должны быть настолько длинными, чтобы полностью закрывать колесо спереди и позади вилки. Задние крылья должны быть полноразмерными или, если крыло крепится к подседельнику, оно должно размещаться в такой позиции, чтобы компенсировать недостаток длины. Чем больше регулировок у крыла, тем больше шансов обезопасить себя от брызг.

Рюкзаки, сумки, баулы

Если работа находится далеко от дома и на велосипеде придётся ехать длительное время, вероятно стоит взять с собой чистую рабочую одежду. Есть три варианта, как её разместить: рюкзак, сумка через плечо или баул на багажник.

В зимних поездках очень удобно использовать водонепроницаемый рюкзак. Он не сильно выпирает и крепко держится на спине за счет двух лямок. У сумки всего один ремень и если она не полностью загружена, то может начать болтаться из стороны в сторону и вы потеряете равновесие. Это крайне неудобно, когда земля влажная или выпал снег, и удерживать велосипед и без того сложно. Велобаул в этом плане удобнее, и если он небольшого объема (литров на 20), то вряд ли вы будете испытывать с ним проблемы. Но тогда надо устанавливать багажник, а это лишний вес.

Напитки и еда

В зимние месяцы сложно контролировать уровень влаги в организме. В холодную погоду ощущения не позволяют вовремя заметить, что происходит обезвоживание, поскольку чувство жажды притупляется. В действительности, езда на велосипеде – это аэробная нагрузка, и наружная температура имеет тут небольшое значение. Тело теряет столько же воды.

Следует иметь в виду, что зимняя одежда лучше удерживает тепло внутри, повышая общую температуру. В результате, вы потеете намного больше. Кроме того, влажность воздуха зимой ниже, и организм теряет жидкость при дыхании. Летом, если хочется пить, сразу выпиваешь нужное количество воды. Зимой можно достигнуть обезвоживания гораздо раньше, чем появится жажда. Поэтому, во время зимнего катания пейте больше и систематично, не ориентируясь только на свои ощущения.

Чтобы вода не была слишком холодной, используйте термофлягу или питьевую систему для рюкзака (вода будет нагреваться за счет тепла от спины).

Еда – еще один важный аспект правильной подготовки к зимнему катанию. Без правильного рациона тело не получит необходимые элементы, чтобы согреться и иметь силы для кручения педалей. В теплую погоду отсутствие еды вызывает утомление, и вы ощущаете потерю силы, но в холодное время года чувство голода не так ярко выражено, как летом. Поэтому перед катанием следует хорошо подкрепиться или взять с собой энергетическую еду.

Навыки зимнего катания

Теперь, когда рассмотрены все основные моменты, касающиеся оборудования и особенностей питания при зимнем катании, а на велосипеде установлены весело мигающие фонари, которые видно с большого расстояния, пришло время поговорить о навыках зимнего вождения.

Выбор полосы для движения

Зимой одно из самых опасных мест для движения – это линия вдоль бордюрного камня. Почему стоит по возможности избегать их и как это делать?

В снежную погоду пространство между дорогой и парапетом – это место, где в основном скапливается снег. Он то тает, то замерзает, то становится неровным и собирает весь возможный мусор и периодически превращается в лёд. Лучше искать тротуар или просто прокладывать траекторию достаточно далеко от бордюра, чтобы избежать этой опасной зоны.
Автомобилисты зимой стараются оставлять для велосипедистов побольше места, поэтому не нужно бояться расширить свою область движения. Безопасность важнее, чем удобство. Если вы не можете ехать по дороге по какой-то причине, то найдите самый чистый и ровный слой снега, по которому можно спокойно двигаться и никуда не спешить.
Вы должны всегда ехать так, чтобы следующее действие было очевидно для остальных участников движения. Ограничьте любые внезапные или неустойчивые движения и используйте принятые правилами дорожного движения ручные сигналы для обозначения предстоящего поворота или при перестроении на другую полосу.

Положение тела

Оставайтесь расслабленным. Если у вас будут зажаты колени и локти, то небольшого кусочка льда, неровности или неожиданной зацепки шарфом может оказаться достаточно, чтобы отправить вас в полёт по направлению к земле. Вместо того, чтобы быть напряженным, лучше оставаться расслабленным и использовать ноги, чтобы поглотить сгибанием в коленях любую неровность, будь это ледяной наст, дорожный мусор или иные подобные опасные сюрпризы. Будьте внимательными и готовыми отклониться от битого стекла или других портящих резину опасностей.

Снег и ледяная корка

Надо быть осторожным на участках с растаявшим снегом. Снег часто тает в лучах солнечного света, но повторно замерзает в более холодное время суток после заката. Это места благоприятные для образования гололедицы, которая является, наверное, наиболее опасным аспектом поездок на велосипеде зимой. Не волнуйтесь. Просто проезжайте такие участки медленно и не меняя направление в процессе движения. Если шины накачаны не до предела и пятно контакта большое, то проблемы вряд ли возникнут. При попадании велосипеда в занос смело падайте вместе с ним. Ведь вы едете медленно, и у вас есть несколько дополнительных слоев одежды, чтобы смягчить падение. Как правило, такие падения не заканчиваются ничем более страшным, чем ушиб, если вы соблюдаете скоростной режим и пользуетесь описанной техникой.

Сухая и холодная погода

При средних температурах не нужно так сильно волноваться о появлении льда или дорожного мусора на обочинах. Но необходимо учитывать те же особенности и применять описанные методики. Оставайтесь расслабленным и заранее реагируйте на дорожные опасности, не упустив из вида что-то опасное для колес или своего тела. Движение вблизи бордюра подчиняется той же логике – не стоит прижиматься к нему настолько близко, насколько это возможно, выбирайте безопасный интервал. Всегда обращайте внимание на все мелочи и то, что окружает вас. Обозначьте себя на дороге габаритами и отражателями.

Советы по уходу за велосипедом зимой

Собирая всю грязь с дороги, любой, даже самый хороший велосипед, начнет громыхать, скрипеть и звенеть. Чем больше выступающих частей, тем больше мест, где может скапливаться грязь, которая будет нарушать правильную работу механизмов. Планомерно стирая накапливающуюся грязь, вы продлите жизнь и улучшите работу большинству своего оборудования. Лучше привыкнуть чистить цепь и трансмиссию после каждой поездки. Машинка для чистки цепи, тряпка и старая зубная щетка – это все, что потребуется. Просто почистите цепь и повторно промажьте цепным маслом для влажных/грязных условий работы. Вытирайте тормоза после снежных или грязных поездок и проверяйте, чтобы место контакта колодок с тормозной поверхностью всегда было чистым.